logo search
Sbornik_2010

Проблемы интеграции иностранных студентов в современную украинскую систему общественных отношений

Одним из последствий адаптации украинских учебных заведений к требованиям болонской системы образования стало увеличение количества иностранных студентов, желающих получить диплом европейского образца за сравнительно небольшие деньги. Действительно, соотношение цены и качества образования в Украине выглядит весьма соблазнительным для иностранных граждан среднего достатка (более обеспеченные выбирают Европу либо США) – как правило, это жители африканского континента либо стран Юго-восточной Азии. Многие из них имеют весьма отдалённое представление об украинской системе социальных отношений, о культурных, ментальных и ценностных особенностях нашего общества. Выбирая ВУЗ, абитуриент-иностранец видит красивые отредактированные фотографии на сайте, соблазнительные расценки – 1-2 тысячи у.е. за обучение в год, (в то время как в Западной Европе и США это 10-20 тыс.), его контрактёр рассказывает, что Украина – практически Евросоюз, и воодушевлённый, например, африканец становится полноправным студентом, благо вступительный экзамен – лишь очень лояльное собеседование.

Однако, приехав в Украину, иностранный гражданин осознаёт, что все выглядит не совсем так, как ему представлялось. Набор объявляется в сентябре, но затем часто возникают бюрократические задержки (виза, оформление контракта и т.д.), требуется время на прохождение обязательного для иностранцев медосмотра и т.п. В результате многие студенты приезжают в Украину в конце ноября – начале декабря, имея из одежды лишь сари и вьетнамки. И здесь они понимают, что ближайшие годы им предстоит провести в совершенно другом мире, отличающимся не только и не столько материально (погода, инфраструктура и т.д.), сколько социально, культурно и ментально.

Наименее проблемной становится интеграция студента в социальные отношения, имеющие непосредственное отношение к процессу обучения. В этой сфере не так чувствителен языковой барьер, поскольку многие ВУЗы предлагают возможность англоязычного обучения либо подготовительные факультеты, где основной упор делается именно на изучение языка. Однако и здесь имеются нюансы: болонская система и учебные программы требуют изучения украинского языка, однако при этом в русскоговорящих регионах у студентов-иностранцев возникают трудности с ежедневной бытовой коммуникацией – им приходится учить и русский, и украинский, в результате получается малопонятный суржик с арабским или китайским акцентом. Но язык – это лишь вершина культурного «айсберга». Основной проблемой органичной интеграции иностранных студентов в украинский социум является отсутствие мотивации, как внутренней, так и внешней. Иностранцы объединяются по религиозному, национальному или языковому признаку в замкнутые малые группы, не имеющие стимула к выходу за собственные рамки и ведущие к ещё большей изоляции от общества. Эти люди, годами живущие в Украине, так и не включаются в ее социальную среду. Решение данной проблемы требует комплексного централизованного подхода, в противном случае и без того дезинтегрированное украинское общество подвергнется влиянию ещё одного конфликтного фактора – культурно-коммуникативного, негативное влияние которого можно наблюдать на примере Франции, Голландии и других европейских государств, испытывающих проблемы с арабскими, африканскими и прочими этнокультурными меньшинствами.

Сидорок Денис

Белорусский Государственный Университет

(Беларусь, г. Минск)

Этническая идентичность Беларуси в контексте современной европейской цивилизации

Современная европейская цивилизация с её перманентным стремлением к интеграции и, как может показаться на первый взгляд, к стиранию национальных рамок формирует новый серьёзный вызов для всех европейских государств, в том числе, и для Беларуси. Сможет ли этнос отстоять свое право на полноценное самостоятельное существование, во многом зависит от его этнической идентичности. Понятие последней определяет ментальность и самосознание народа, позволяет создавать своё особенное культурное пространство, свою страницу в мировой истории. Этническая идентичность есть первообразующая и фундамент любого общества.

На протяжении многих столетий белорусский этнос формировал свою идентичность, но это происходило в весьма специфических условиях. Сейчас получена независимость, жизнь в биязычном пространстве.

И для Европы, и для России с Украиной Беларусь является весьма интересным партнёром для культурного, экономического и политического диалога. Но для начала стоит разобраться, что нужно самой Беларуси. Этническая идентичность, - пишет Ш. Джонс, - есть самоосознание индивида, которое в свою очередь вытекает из самоосознания более широкой группы индивидов в противопоставлении другим на основании осознанных культурных особенностей, отличий и/или общности происхождения. Этническая группа, в таком случае, рассматривается как группа людей, которая обособляет себя и/или отделяет себя от тех людей, с которыми она находится во взаимодействии или сосуществовании на основе своего восприятия культурных особенностей и/или общего происхождения. Этничность – все те социальные и психологические феномены, которые ассоциируются с культурно обозначенной групповой идентичностью.

Этническая идентичность – качественный инструмент упорядочения информации о «себе», «о других», и «об отношениях с другими» (народами, этносами).

Среди факторов, которые воздействуют на процесс трансформации социокультурных ценностей и идентичности, Л.Г. Титаренко выделяет внешние и внутренние. Внешние – это глобализационные процессы, которые неизбежно воздействуют и на страну, вследствие чего Беларусь подвергается массированному экономическому, политическому и культурному влиянию, причём как позитивному, так и негативному. Самым важным фактором в этом ряду можно считать геополитический – нахождение Беларуси между Западом и Востоком, на культурном пограничье, хотя и понимая, что эта ситуация не уникальна.

Если определять в качестве ключевого фактора уникальное советское и культурно-политическое наследие, т.е. сохранение отдельных фрагментов советской идеологии, концептов философии, стереотипов массового сознания и представлений массовой культуры, следует отметить, что в Беларуси старые ценности и представления сохранили авторитет. За годы советской власти население Беларуси подверглось значительному воздействию во всех сферах жизни, которое за пару десятков лет независимости преодолены быть просто не могут. Амбивалентность воздействия советского духовного наследия проявляется в том, что, с одной стороны, современное общество стремится сохранить то лучшее, что было создано в предшествующую эпоху, а с другой – содействует сохранению и консервации отдельных практик и стереотипов. В результате противоположного воздействия советского наследия существуют достаточно значительные различия между ценностями современного белорусского общества и ценностями западными. При этом следует понимать, что «западные ценности» - это конструкт, идеальный тип и даже стереотип.

Среди основных тенденций формирования идентичности Беларуси В.Вилейта выделяет следующие:

Можно выделить несколько идентификационных сегментов, которые составляют современную этническую идентичность Беларуси. Первый – это «советско-белорусская», которой свойственны евразийская геополитическая ориентация и отождествление белорусов с этносом в составе абстрактного «советского народа». Второй – это «национально-белорусская» (tautine gudu) идентичность. И наконец, третий – идентичность “западно-российская”, которая выступает за белорусский этнос в составе российской нации. Присутствуют различные переходные типы идентичности, отождествления себя со своим регионом, городом и т.д.

Относительно ситуации Беларуси в современной Европе В.Л. Абушенко предлагает теорию креольства как социокультурного феномена, который демонстрирует двойственное существование тех, кто был рождён за пределами метрополии, притом, что метрополия остаётся определять их идентичность и субъектность. Наличие и влияние метрополии переживает за границами метрополии контекстуализацию, которая выявляет инаковость местного неметропольного жителя (метрополия для Беларуси – это не исключительно СССР, “минувшая” и виртуальная, но и Западная Европа – как “прошлое”, так и будущее. В качестве белорусского креольства, В. Л. Абушенко видит именно Европейскую Беларусь, какой она была осмысленна, например, А. Мицкевичем или Я.Борщевским).

Современная европейская цивилизация переживает кризисность (Ортега-и-Гассет, Хантингтон, Червера), в частности, в культурном плане. Актуальным вопросом становится вопрос идентичности. Процесс конструирования идентичности современного европейца детерменируется отношениями, которые возникают между различными индивидами, общественными группа и большими общностями в контексте (меж) и (поли)культурности. Нельзя не отметить и актуализацию проблем локальности и региональности, глобализации и развития национального государства.

По мнению М. Гроха, потребность в новой идентичности следует понимать как результат кризиса или потери старых идентичностей, как ответ на исчезновение старых ценностей и социальных связей в условиях неопределенности, вызванной социальными и политическими трансформациями. Новая идентичность Беларуси рождается не через “пробуждение” масс и принятие национальной идентичности на основании принадлежности к гражданской общности, на основании не “крови и земли”, а “общности судьбы”, гражданского патриотизма. Охватывающая меньшинство населения национальная идентичность не может стать единственной основой для построения государственной идентичности.

Сидорук Надежда

Харьковский национальный университет им.В.Н. Каразина

(Украина, г.Харьков)