Проблемы интеграции иностранных студентов в современную украинскую систему общественных отношений
Одним из последствий адаптации украинских учебных заведений к требованиям болонской системы образования стало увеличение количества иностранных студентов, желающих получить диплом европейского образца за сравнительно небольшие деньги. Действительно, соотношение цены и качества образования в Украине выглядит весьма соблазнительным для иностранных граждан среднего достатка (более обеспеченные выбирают Европу либо США) – как правило, это жители африканского континента либо стран Юго-восточной Азии. Многие из них имеют весьма отдалённое представление об украинской системе социальных отношений, о культурных, ментальных и ценностных особенностях нашего общества. Выбирая ВУЗ, абитуриент-иностранец видит красивые отредактированные фотографии на сайте, соблазнительные расценки – 1-2 тысячи у.е. за обучение в год, (в то время как в Западной Европе и США это 10-20 тыс.), его контрактёр рассказывает, что Украина – практически Евросоюз, и воодушевлённый, например, африканец становится полноправным студентом, благо вступительный экзамен – лишь очень лояльное собеседование.
Однако, приехав в Украину, иностранный гражданин осознаёт, что все выглядит не совсем так, как ему представлялось. Набор объявляется в сентябре, но затем часто возникают бюрократические задержки (виза, оформление контракта и т.д.), требуется время на прохождение обязательного для иностранцев медосмотра и т.п. В результате многие студенты приезжают в Украину в конце ноября – начале декабря, имея из одежды лишь сари и вьетнамки. И здесь они понимают, что ближайшие годы им предстоит провести в совершенно другом мире, отличающимся не только и не столько материально (погода, инфраструктура и т.д.), сколько социально, культурно и ментально.
Наименее проблемной становится интеграция студента в социальные отношения, имеющие непосредственное отношение к процессу обучения. В этой сфере не так чувствителен языковой барьер, поскольку многие ВУЗы предлагают возможность англоязычного обучения либо подготовительные факультеты, где основной упор делается именно на изучение языка. Однако и здесь имеются нюансы: болонская система и учебные программы требуют изучения украинского языка, однако при этом в русскоговорящих регионах у студентов-иностранцев возникают трудности с ежедневной бытовой коммуникацией – им приходится учить и русский, и украинский, в результате получается малопонятный суржик с арабским или китайским акцентом. Но язык – это лишь вершина культурного «айсберга». Основной проблемой органичной интеграции иностранных студентов в украинский социум является отсутствие мотивации, как внутренней, так и внешней. Иностранцы объединяются по религиозному, национальному или языковому признаку в замкнутые малые группы, не имеющие стимула к выходу за собственные рамки и ведущие к ещё большей изоляции от общества. Эти люди, годами живущие в Украине, так и не включаются в ее социальную среду. Решение данной проблемы требует комплексного централизованного подхода, в противном случае и без того дезинтегрированное украинское общество подвергнется влиянию ещё одного конфликтного фактора – культурно-коммуникативного, негативное влияние которого можно наблюдать на примере Франции, Голландии и других европейских государств, испытывающих проблемы с арабскими, африканскими и прочими этнокультурными меньшинствами.
Сидорок Денис
Белорусский Государственный Университет
(Беларусь, г. Минск)
Этническая идентичность Беларуси в контексте современной европейской цивилизации
Современная европейская цивилизация с её перманентным стремлением к интеграции и, как может показаться на первый взгляд, к стиранию национальных рамок формирует новый серьёзный вызов для всех европейских государств, в том числе, и для Беларуси. Сможет ли этнос отстоять свое право на полноценное самостоятельное существование, во многом зависит от его этнической идентичности. Понятие последней определяет ментальность и самосознание народа, позволяет создавать своё особенное культурное пространство, свою страницу в мировой истории. Этническая идентичность есть первообразующая и фундамент любого общества.
На протяжении многих столетий белорусский этнос формировал свою идентичность, но это происходило в весьма специфических условиях. Сейчас получена независимость, жизнь в биязычном пространстве.
И для Европы, и для России с Украиной Беларусь является весьма интересным партнёром для культурного, экономического и политического диалога. Но для начала стоит разобраться, что нужно самой Беларуси. Этническая идентичность, - пишет Ш. Джонс, - есть самоосознание индивида, которое в свою очередь вытекает из самоосознания более широкой группы индивидов в противопоставлении другим на основании осознанных культурных особенностей, отличий и/или общности происхождения. Этническая группа, в таком случае, рассматривается как группа людей, которая обособляет себя и/или отделяет себя от тех людей, с которыми она находится во взаимодействии или сосуществовании на основе своего восприятия культурных особенностей и/или общего происхождения. Этничность – все те социальные и психологические феномены, которые ассоциируются с культурно обозначенной групповой идентичностью.
Этническая идентичность – качественный инструмент упорядочения информации о «себе», «о других», и «об отношениях с другими» (народами, этносами).
Среди факторов, которые воздействуют на процесс трансформации социокультурных ценностей и идентичности, Л.Г. Титаренко выделяет внешние и внутренние. Внешние – это глобализационные процессы, которые неизбежно воздействуют и на страну, вследствие чего Беларусь подвергается массированному экономическому, политическому и культурному влиянию, причём как позитивному, так и негативному. Самым важным фактором в этом ряду можно считать геополитический – нахождение Беларуси между Западом и Востоком, на культурном пограничье, хотя и понимая, что эта ситуация не уникальна.
Если определять в качестве ключевого фактора уникальное советское и культурно-политическое наследие, т.е. сохранение отдельных фрагментов советской идеологии, концептов философии, стереотипов массового сознания и представлений массовой культуры, следует отметить, что в Беларуси старые ценности и представления сохранили авторитет. За годы советской власти население Беларуси подверглось значительному воздействию во всех сферах жизни, которое за пару десятков лет независимости преодолены быть просто не могут. Амбивалентность воздействия советского духовного наследия проявляется в том, что, с одной стороны, современное общество стремится сохранить то лучшее, что было создано в предшествующую эпоху, а с другой – содействует сохранению и консервации отдельных практик и стереотипов. В результате противоположного воздействия советского наследия существуют достаточно значительные различия между ценностями современного белорусского общества и ценностями западными. При этом следует понимать, что «западные ценности» - это конструкт, идеальный тип и даже стереотип.
Среди основных тенденций формирования идентичности Беларуси В.Вилейта выделяет следующие:
расхождения между "советскими" и "российскими" идентичностями;
постепенное повышение престижа белорусского языка, превращение его статуса из "сельского" в "элитарный";
нивелирование региональных различий общественного мнения;
тенденции достижения компромисса на уровне элиты.
Можно выделить несколько идентификационных сегментов, которые составляют современную этническую идентичность Беларуси. Первый – это «советско-белорусская», которой свойственны евразийская геополитическая ориентация и отождествление белорусов с этносом в составе абстрактного «советского народа». Второй – это «национально-белорусская» (tautine gudu) идентичность. И наконец, третий – идентичность “западно-российская”, которая выступает за белорусский этнос в составе российской нации. Присутствуют различные переходные типы идентичности, отождествления себя со своим регионом, городом и т.д.
Относительно ситуации Беларуси в современной Европе В.Л. Абушенко предлагает теорию креольства как социокультурного феномена, который демонстрирует двойственное существование тех, кто был рождён за пределами метрополии, притом, что метрополия остаётся определять их идентичность и субъектность. Наличие и влияние метрополии переживает за границами метрополии контекстуализацию, которая выявляет инаковость местного неметропольного жителя (метрополия для Беларуси – это не исключительно СССР, “минувшая” и виртуальная, но и Западная Европа – как “прошлое”, так и будущее. В качестве белорусского креольства, В. Л. Абушенко видит именно Европейскую Беларусь, какой она была осмысленна, например, А. Мицкевичем или Я.Борщевским).
Современная европейская цивилизация переживает кризисность (Ортега-и-Гассет, Хантингтон, Червера), в частности, в культурном плане. Актуальным вопросом становится вопрос идентичности. Процесс конструирования идентичности современного европейца детерменируется отношениями, которые возникают между различными индивидами, общественными группа и большими общностями в контексте (меж) и (поли)культурности. Нельзя не отметить и актуализацию проблем локальности и региональности, глобализации и развития национального государства.
По мнению М. Гроха, потребность в новой идентичности следует понимать как результат кризиса или потери старых идентичностей, как ответ на исчезновение старых ценностей и социальных связей в условиях неопределенности, вызванной социальными и политическими трансформациями. Новая идентичность Беларуси рождается не через “пробуждение” масс и принятие национальной идентичности на основании принадлежности к гражданской общности, на основании не “крови и земли”, а “общности судьбы”, гражданского патриотизма. Охватывающая меньшинство населения национальная идентичность не может стать единственной основой для построения государственной идентичности.
Сидорук Надежда
Харьковский национальный университет им.В.Н. Каразина
(Украина, г.Харьков)
- Соціологія у (пост)сучасності
- Соціологія у (пост)сучасності зміст
- Viіі Міжнародна студентська конференція: невпинна рефлексія досвіду
- Запрошуємо до співробітництва! Оргкомітет вітає учасників viiі Міжнародної наукової конференції студентів та аспірантів «Соціологія у (пост)сучасності»!
- The dependence between the relevant factors of students′ successful life and the level of academic achievement (in %)
- Современные проблемы образовательного процесса вуЗов и методы их решений
- Соотношение Армия – вуз для современной молодежи
- Функції кінематографу в процесі соціалізації
- Пропаганда в компьютерных играх
- Причини неефективної комунікації в державному управлінні
- Байгутова Юлия
- Проблема формирования компетентности в современном профессиональном образовании
- Социальный аудит города как метод исследования сферы практик городского жителя
- Философские проблемы образования в информационном обществе
- Функціональний підхід до аналізу релігії в контексті диференціації суспільного життя
- Стигматизація за станом фізичного здоров’я та її динаміка
- Самоврядування як елемент соціально-політичної системи
- Культура сімейного виховання як чинник відхилень у поведінці дітей
- Конструкт «культурний герой» у фокусі теорії культурної репрезентації
- Бойко Марія Запорізький національний університет
- Соціальна пам'ять як фактор формування національно-територіальної ідентичності
- Веберовская аксиоматика научного познания: суть и источники
- Соціокультурні реконфігурації візуального образу м. Дніпропетровськ в офіційних фотодокументах
- Политические мифы в Украине: технологиии конструирования
- Освіта молоді з функціональними обмеженнями: проблеми в сучасній Україні
- Процесс институционализации теневой экономики: подходы к изучению
- Брак как основа современного состояния института семьи в Украине
- Глибинні чинники сімейно-шлюбних трансформацій: українська специфіка в глобальному контексті
- Життєві орієнтації сучасної молоді
- Оценка вузовской коррупции студентами ИнгГу
- Образ города: подходы к осмыслению понятия
- Політична фракціоналізоція у контексті цивілізаційних відмінностей країн єс
- Конструювання символічного капіталу в контексті розвитку суспільства
- Аудит социальной ответственности высших учебных заведений
- Життєвий світ індивідів в ізольованих спільнотах крізь призму теорії комунікативної дії ю.Хабермаса
- Роль выбора целевой аудитории в практике паблик рилейшнз
- Сравнительный анализ статусного положения украинских женщин и женщин Ирака
- К вопросу о структуре конфликтной компетентности
- Соціальні проблеми функціонування університету в глобалізованому суспільстві
- Метод деконструкції у кінематографі в контексті міжнародних відносин (на прикладі фільму «Великий диктатор»)
- Гендерний аспект державної політики
- Благотворительности как социальный феномен: становление и развитие
- Місце національної держави в поствестфальській організації світового порядку
- Болонский процесс в украинской системе образования: особенности и процедура внедрения
- К постановке проблемы трансформации повседневных практик в условиях «текучей современности»
- Захарченко Катерина
- Соціальна, колективна та історична пам'яті: спроба понятійної демаркації
- Анонимные форумы как новое направление Интернет-коммуникации
- Зінюк Анна Харківський національний університет ім. В.Н. Каразіна
- Економічний компонент сучасного спорту
- Проблеми дослідження регіональних змі: методологія аналізу масової комунікації
- Анализ национальной и локальной идентичностей, представленных в харьковском Музее космонавтики и уфологии
- Downshifting як кардинальна зміна системи цінностей
- Роль телереклами у поширенні ґендерних стереотипів
- Освіта за принципом надлишковості як умова сталого розвитку особистості
- Соціально-психологічні аспекти девіації в трудовому колективі
- Урбанізм як спосіб життя
- Искусство как объект изучения: эскиз графической модели социологического исследования
- Соціальний портрет середнього класу в контексті ідентифікації і само ідентифікації
- Національна дистанційованість волинських студентів: досвід емпіричного дослідження
- Політичне керівництво в теоріях класиків західної соціологічної думки
- Проблемы формирования политического имиджа в эпоху информационного общества
- Мотивация учебной деятельности студентов
- Проблеми становлення громадянського суспільства в Україні
- Роль батька у формуванні особистості дитини
- Комаровский Андрей
- Социология как дисциплина, дискурс и коммуникация: историко-интерпретативная схема и/или технологические принципы современной социологии
- Конопляста Інна
- Національний педагогічний університет ім. М.П. Драгоманова
- Жінка і політика в українському суспільстві: "mix" ґендерних стереотипів
- Гендерный подход в образовании: необходимости современного реформирования
- Професіологія: професійний підхід до вивчення професіоналізації
- Основные проблемы социальной мобильности молодежи в сфере высшего образования регионального уровня (на примере ар Крым)
- Клаббинг: массовость или субкультурность?
- Сучасні освітні процеси в Україні як перешкода у формуванні української громадянської ідентичності
- Кулешов Александр Белорусский Государственный Университет
- «Новая историческая наука»: от изучения ментальностей к исторической антропологии
- Соціокультурні детермінанти формування міського простору
- Уточнення сутності поняття «соціальна подія»
- Портрет современного украинца: попытка реконструкции
- Исследование мотивации профессиональной деятельности работников промышленных предприятий в условиях социально-экономического кризиса на примере оао «хк «Лугансктепловоз»
- Особливості соціальної та професійної адаптації випускників дитячих будинків та шкіл-інтернатів
- Влияние института семьи на формирование личности
- Любивець Ольга Донецький державний університет управління
- Особливості впливу громадських організацій на соціалізацію молоді
- Трансформация религиозности в современном обществе
- Проблема формування релігійної толерантності у культових та позакультових практиках християнських церков
- Герои-мужчины в репертуаре Харьковских театров
- Тероризм як форма делінквентної поведінки
- Сравнительный анализ перспектив консолидации демократии в Украине и России: выбор методологии
- Проблемы квалификации кадров средней школы в Украине и мире
- От теории «креативной экономики» к теории «креативного общества»
- Медяник Анна
- Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина
- (Украина, Харьков)
- Метод включенного наблюдения в изучении политического участия
- Ідея громадянського суспільства та її реалізація в античному світі
- Мозжухина Карина, Лейва Альбина
- Социально-психологические причины возникновения конфликтов в системе высшего образования
- До проблеми визначення накопичення культурного капіталу особистості у теоретичній соціології хх століття
- Риски в сфере социальных услуг
- Благодійна діяльність жіночих організацій України
- Соціальні функції фізичної культури і спорту
- Феномен денег в социологической рефлексии
- Державні номінаційні механізми як чинник зайнятості населення
- Использование pr-технологий в избирательных кампаниях
- Соціальні передумови становлення ринку магічних послуг в Україні
- Професійні стратегії сучасної української молоді
- Трансформация власти в условиях постмодерного общества
- Пасечник Валерия
- Восточноукраинский национальный университет имени в. Даля
- (Украина, г. Луганск)
- Public Relations: контент-анализ украинских и зарубежных публикаций
- Соразмерность преступления и наказания как социологическая проблема
- Інтелектуальна міграція в контексті національної безпеки України
- До проблеми формування політичних орієнтацій молоді
- Расолько Игорь Белорусский государственный университет
- Методологические аспекты социологического анализа вынужденной миграции
- Роліна Дар‘я Харківський гуманітарний університет «Народна українська академія»
- Індиферент-толерантність і соціальна комунікація
- Смысложизненная концепция личности: опыт эмпирических исследований в рамках качественной парадигмы методом «grounded theory».
- Роль потенціалу і готовності населення України до соціального протесту
- Соціальна відповідальність суб’єктів управління: соціологічний аспект аналізу
- Проблемы интеграции иностранных студентов в современную украинскую систему общественных отношений
- Роль телевидения в социализации подростков
- Репродуктивное поведение подростков: тенденции и проблемы
- Точка біфуркації наукового потенціалу України: хаотичний рух чи новий рівень розвитку ?
- Скляр Світлана
- (Україна, м. Миколаїв) Комп’ютеризація та віртуалізація дозвілля як інноваційні тенденції у соціокультурному просторі
- Роль змі у виборчому процесі
- Игровые практики как сфера констант жизненных сюжетов
- Реальная виртуальность - буккроссинг в жизни подростков и взрослых
- Проблема «информационного неравенства» в современном обществе
- Сучасні моделі споживчої поведінки
- Солдатова Вікторія
- (Україна, м. Київ) Реклама як світ симулякрів: погляд з постмодернізму
- Особливості дитячо-юнацького туризму: до постановки проблеми
- Неблагополучная семья и аномия в обществе как причина формирования детской беспризорности
- Информационно-психологическая война как средство достижения геополитических целей
- Проблема соотношения фундаментальной и практической подготовки студентов высших учебных заведений: социологический аспект
- Судин Данило Львівський національний університет ім. Івана Франка
- Регіональні виміри української національної ідентичності
- Дозвілля як фактор особистісного буття
- Знаково-символическая природа текстов современных сми
- Міжвідомча взаємодія з соціальної реабілітації безпритульних дітей
- Обнаженность в постсовременном социокультурном пространстве: к постановке проблемы
- Возможность «омоложения» современной украинской элиты
- Культурная форма хипстеров в контексте стиля жизни современной украинской молодежи
- Аналіз феномену корупції в українському соціумі
- Визначення сутності девіантної поведінки у межах міждисциплінарного підходу
- Молодежь и ее ценности в современном мире.
- Межі соціальної толерантності в соціологічному дискурсі
- Чорна Вікторія
- Фактори впливу на міграційну поведінку сільського населення
- Маніпуляція свідомістю в сучасних засобах масової інформації
- Наркомания в молодёжной среде как форма девиантного поведения
- Гендерный анализ политического поведения: украинские особенности
- Чучіна Вікторія Національний авіаційний університет
- Ціннісні орієнтації студентської молоді в контексті передвиборчої боротьби
- Кризові комунікації: до постановки проблеми
- Проблема трудоустройства выпускников вуЗов
- Асоциальность как стиль жизни в контексте Интернет – зависимости: феномен хикки
- Особенности влияния внешней рекламы на потребителя
- Рroduct placement в кинематографе
- Мотивація до праці в Україні
- Гендерные особенности межличностных конфликтов в организации
- Методологічні особливості дослідження міжетнічних упереджень шляхом кількісного опитування
- Віртуальне спілкування як атрибут молодіжної культури
- Феномен подражания в системе социального управления
- Шовкошитна Марія Національний авіаційний університет
- Канали масових комунікацій в політичних технологіях
- Політичні комунікації та е-демократія в інформаційному суспільстві
- Янкаускас Ольга
- Інформатизація вищої освіти й зміни в управлінні вищими учбовими закладами
- Збірник тез доповідей vііi Міжнародної