logo search
Sbornik_2010

Асоциальность как стиль жизни в контексте Интернет – зависимости: феномен хикки

Актуальность этой темы связана с тем, что современный человек, стремящийся к индивидуальности и анонимности, сводящий иногда коммуникацию до минимума, и доводящий это иногда до абсурда, создает этим проблемы в своём личностном развитии, проблемы общения и понимания окружающего мира. Теперь недостаточно просто удовлетворения обыденных потребностей, таких, как заказ билетов, различные Интернет-магазины и прочие онлайн-сервисы. Интернет предоставляет самую важную «услугу» – замену собой реального мира. Отныне неприятный разговор можно легко прервать или вообще избегать не нравящихся людей, находясь в «невидимом» режиме; в общем, обеспечить себе максимальный комфорт в общении. В современном мире (особенно на Западе с его «онлайн-дистрибьюции»), имея компьютер и Интернет, можно жить, вообще не покидая пределов своей квартиры.

Таким образом, предметом анализа этой работы стал феномен «хикки», людей, ведущих замкнутый образ жизни, максимально ограничивающих контакты с внешним миром.

Хикки – японский термин, обозначающий подростков и молодёжь, отказывающихся от социальной жизни и зачастую стремящихся к крайней степени изоляции и уединения вследствие разных личных и социальных факторов. Слово «хикикомори» относится как к социальному явлению, так и к индивидам, принадлежащим к этой социальной группе. В широком смысле так называют людей, живущих в современных городах, но стремящихся к максимально возможной степени уединения и изоляции от общества.

МОЗ Японии определяет хикикомори как лиц, отказывающихся покидать родительский дом и изолирующих себя от общества и семьи в отдельной комнате в течение более 6 месяцев. Хотя всё зависит от индивидуальных особенностей, некоторые хикикомори пребывают в изоляции несколько лет подряд.

Используется также термин NEET, который расшифровывается как «Not in Employment, Education or Training». Эта аббревиатура, как и термин «хикикомори», сейчас чаще всего употребляется в восточноазиатских странах. По некоторым исследованиям, в 2002 году в Японии насчитывалось от 650.000 до 850.000 человек, подпадающих под это определение. Подобные люди существуют и в США (где их называют «basement dwellers»), и в Европе (само понятие «NEET» возникло в Великобритании). В России такие люди используют самоназвание «хикки», возникшее путем упрощения слова «хикикомори». В отличие от японских или европейских NEETов, отечественные хикки далеко не всегда могут позволить себе быть безработными в течение долгого времени, и вынуждены работать хотя бы фрилансерами.

Часто положительными сторонами Интернета считают исчезновение границ между государствами и сближение людей, а также наличие огромных возможностей для познания мира и расширения кругозора. Но он таит в себе и опасности. Это замыкание в собственном мире, деградация, сужение круга интересов, отсутствие целей в жизни и мотивации к их достижению.

Одним из негативных последствий зависимости многие специалисты считают активное нежелание отвлечься от работы в Интернете (при этом забываются домашние дела, учеба, важные личные встречи); расходование на Интернет все больших сумм; пренебрежение общением с друзьями; готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей около компьютера, пренебрежение собственным здоровьем и гигиеной; нежелание принимать критику подобного образа жизни.

Все это составляет описание типичного хикки. Хикки – в основном молодые люди в возрасте 17-27 лет, редко старше, а Интернет-зависимости могут быть подвержены люди в возрасте 30-40 лет и старше. Хикки не имеет постоянной работы, он живет за счет родителей, имеет мало друзей или не имеет их вообще, в то время как обычные Интернет-зависимые могут иметь работу (другое дело, что они не уделяют ей должного внимания), друзей в реальном мире (даже и не уделяя им достаточного внимания). Можно утверждать, что хикки – крайняя степень Интернет-зависимости, к которой может прийти любой. Хикки – квинтэссенция отрицательных черт, которые несет в себе зависимость от Сети.

Данный феномен можно рассматривать и с субкультурной точки зрения. Хикки имеют собственные форумы и сайты, где они общаются с себе подобными. Это такие анонимные форумы (или, как они их называют, «чаны») как «0чан», «Два-ч», «4чан». Изначально эти форумы появились в Японии и США, затем появились и русскоязычные аналоги.

Основная ценность данной субкультуры – анонимность. Это то, что хикки преподносят как собственную свободу, то, к чему они стремятся и что любят. Среди них крайне распространен ультрациничный взгляд на события, происходящие в реальном мире. Свежий пример – смерть актера Турчинского, после которой в Интернете появились его фотографии, обработанные в программе «Фотошоп», которые впоследствии были выставлены на всеобщее обозрение и обсуждение на одном из анонимных форумов, откуда просочились в остальную Сеть. Это еще раз иллюстрирует, что одним из основных принципов хикки является отказ от самореализации через социальное функционирование, а также вынесение себя из системы общественных ценностей.

Данная субкультура не имеет привязок к одежде, внешнему виду, стилям и брендам, единственная ценность и отличительная черта, как уже отмечалось выше, – это стремление к анонимности. Быть «деанонимизированным» – самая страшная участь любого хикки или битарда (ещё одно самоназвание). Характерной чертой субкультуры являются иерархия и специфический сленг. Есть деление на «олдфагов» и «ньюфагов» – тех, кто давно на бордах (букв. «доска», сленговое название Интернет-страницы), и кто недавно. Даже при анонимности бордов выявить «ньюфагов» достаточно легко из-за их неосведомленности в изменениях сленга. Сленг на бордах достаточно гибкий, постоянно меняющийся и обновляющийся, поэтому новичок не сможет знать современные тенденции и слова.

Асоциальность преподносится хикки как благо, как некое духовное очищение от «мелочности и суеты этого мира», отрешенности от «серой массы», как презентация себя как члена элиты общества, самодостаточной и независимой.

Интернет-зависимость и «хикикомори» – явления психологического и социального толка. Человек, не сумевший реализовать себя в реальной жизни, уходит в онлайн, где он анонимен, где никто его не знает, где нет наказаний и не надо отвечать за свои поступки и слова. Там человек может выместить злобу и выплеснуть избыток эмоций, поделиться горем и радостью, найти и «врагов», и единомышленников, побеждать «врагов» и радоваться этой победе, в то время как в реальной жизни он не способен подойти и спросить название улицы.

Человек порой слаб, а в молодом возрасте еще и чувствителен к несправедливости. Он подвержен стрессам, неуравновешенности в эмоциях. Если не находится стабильного заработка, человек остается в безвыходной ситуации, ведущей к постепенному прогрессированию социопатии.

Изучение данной проблемы видится перспективным в контексте качественных методов, а именно – глубинного или фокусированного группового интервью. По итогам ФГИ среди студентов можно сказать, что в нашем обществе явление хикки достаточно редко и непопулярно, даже вызывает осуждение. Для украинских студентов Интернет – не смысл жизни и не заменитель ее, а лишь одна из досуговых практик.

С каждым прожитым в роли «хикки» годом перспектива возвращения такого человека в активную общественную жизнь становится все более туманной. Выбранная маска въедается настолько, что становится единственно возможной реальностью, изменить которую через какое-то время невозможно даже для психотерапевта. Выход – дело родственников и друзей. Только в их силах поддержать человека, дать возможность проявить себя, и не позволить ему навсегда «уйти в онлайн».

Шварц Юлия

Донецкий государственный университет управления

(Украина,г. Донецк)