logo search
Sbornik_2010

Возможность «омоложения» современной украинской элиты

Сегодня все чаще говорят о новом поколении, новой интеллигенции, новой элите как о правящем меньшинстве. Поэтому для нас главной проблемой стало исследование понятия элиты как класса людей. Т.е., объектом нашего исследования является политическая элита как правящее меньшинство, как вид элиты. Также затрагивается вопрос о возможности перевоспитания существующей элиты или возобновления ее путем рекрутирования молодых кадров.

С давних времен многие стремились к власти, богатству, силе. Ни для кого не новость наше вступление в эру трансформаций власти, о чем писал Э.Тоффлер в своей работе «Метаморфозы власти». Общество не способно функционировать без иерархического строя, поэтому проблема элиты существовала во все времена. А наиболее иерархичной в нашем обществе является именно политическая элита. Все, что происходит в Украине сегодня, подтверждает актуальность темы. Итак, мы попытались исследовать, кем же являются люди, управляющие нами, какова наша управленческая элита?

Тема является достаточно изученной. Ею занимались многие зарубежные и отечественные ученые, начиная с В.Парето, Э.Тоффлера, и заканчивая Е.Михайлевой, В.Бурегой и Б.Нагорным.

Исследуя данную тему, мы использовали анализ литературы и метод вторичного анализа результатов эмпирических исследований. Результатом исследования стало выявление некоторых причин и закономерностей становления украинской элиты.

Нас интересует, по какому принципу сегодня происходит отбор членов нашей элиты. Существование политической элиты обуславливают ряд факторов: социальное неравенство людей, закон разделения труда, политическая пассивность большинства населения, психологическое соответствие личности. В свою очередь, русский ученый Г.Ашин определил такие факторы формирования политической элиты: иррациональный, биологический, психологический, функциональный, технократический. Эти факторы объясняли наличие власти у тех или иных людей, опираясь на понимание харизмы человека как «божьего дара», на определенную форму и пропорции головы, на связь стимулов и реакций человека и т.д.

Также важно отметить, что элитарность всегда рассматривалась в двух аспектах. Во-первых, как принадлежность к элитным кругам, наследственность, предназначенная судьбой. В этом случае не всегда можно говорить о духовной элите, которая определяет содержание общественного сознания. Во-вторых, элитарность рассматривается как духовное качество. В этом случае внимание акцентируется на том, какими качественными характеристиками обладает личность, какими являются ее собственные заслуги. И если элита имеет именно духовное происхождение, то наверняка и общество она будет строить, опираясь на мораль и нормы. Здесь также нужно помнить о том, что существует правящая и неправящая элита.

Попробуем определить основные качества элиты. Как писал Тоффлер, «знания – один из компонентов власти». Сюда мы можем отнести и образование в школе, в университетах, самообразование человека, а главное – непрерывное образование в принципе. Не стоит забывать о том, что представителю правящей или политической элиты необходимо владеть такими качествами как патриотизм, честность, порядочность, «умение видеть исторические перспективы для страны».

Однако в качестве одной из главных характеристик элиты часто указывают интеллект как то, чего ей зачастую не хватает.

Для существования здорового и крепкого общества со зрелой элитой необходимо доверие между этими двумя звеньями. Для существования доверия элите необходимо владеть таким качеством, как профессионализм, о чем представители элиты зачастую могут не догадываться.

Опираясь на теорию В.Парето, мы можем сказать, что обновление управленческой элиты должно происходить за счет сегодняшней амбициозной молодежи, еще не испорченной деньгами и властью; за счет тех, кто уже завтра выйдет из стен университета. Однако для их включения в научную и политическую элиту необходимо прохождение через следующие этапы отбора: отбор наиболее одаренных абитуриентов, напряженное обучение; последовательное формирование профессионального сознания; способность к разностороннему развитию и т.д. Но, воспитывая новую элиту, нельзя забывать о существующей, которая уже находится у власти и является непосредственным примером молодому поколению. Таким образом, для формирования новой властвующей элиты необходимо сломать механизм наследования власти в соответствии с клановой принадлежностью.

Как видим, вопрос об обновлении элиты достаточно сложен. Трудно сказать, какие из препятствий являются наиболее сложными для преодоления, однако, надеемся, ни одно из них не будет проблемой для нового поколения.

Усенко Ольга

Харьковский национальный университет имени В.Н.Каразина

(Украина, Харьков)