logo search
Sbornik_2010

Использование pr-технологий в избирательных кампаниях

Основная проблема, решению которой посвящена данная работа, состоит в том, что PR, являясь ещё не до конца изученным феноменом, уже используется как инструмент для достижения политических целей и играет значимую роль в политическом пространстве.

Актуальность темы определяется широкой распространённостью PR в политической жизни общества и тем влиянием, которое PR оказывают на процесс и результаты проведения избирательных кампаний в современном демократическом обществе.

Нельзя говорить о достаточной изученности проблемы использования PR именно в избирательных кампаниях. В то же время изучением PR как института общественных отношений занимаются множество различных исследователей во многих странах мира. «Первая книга на тему PR была написана в США в 1923 году «отцом» PR-технологий в их современном понимании Эдвардом Бернаузом, одним из родственников Зигмунда Фрейда, и носила название «Crystallizing Public Opinion». И уже к началу 1930-х годов в США PR сложились как самостоятельная функция менеджмента. Сегодня же только в Америке PR-консалтингом занимаются более 5 000 компаний, и одним из наиболее значимых направлений в их деятельности является т. н. проблемный менеджмент, главной задачей которого является управление кризисами. Среди исследователей PR-технологий в политике и коммерческой деятельности можно отметить англичанина С. Блэка, француза Ф. А. Буари, российских исследователей Блажнова В.Н., Борисова Б.Л., Доскову И.С, Моисеева В.А, Соловьёва А.И.».

Итак, в современной общественной и политической жизни PR-технологии занимают важное место, связывая различные сферы общества между собой. «Public Relations (PR) являются видом управленческой деятельности и состоят из сплетения двух основных составляющих: искусства управления информационными потоками (внутренними и внешними), а также оптимизации соотношения интересов структуры (или индивида) и целевых групп социальной среды». PR-деятельность в рамках избирательных кампаний является, по сути, одним из средств достижения основной цели предвыборной борьбы, а именно – привлечения на свою сторону как можно большего числа избирателей. Субъектами политического PR могут выступать любые субъекты политики – политические партии, властные структуры, политические деятели, лидеры и т.п. С развитием современных общественных отношений PR приобрёл множество как позитивных (зелёный PR, серый PR, PR цвета хаки), так и негативных (чёрный PR, жёлтый PR, кровавый PR) оттенков. Характер того или иного вида PR формирует субъект, который применяет его сообразно цели. Любая PR-кампания, как всякая спланированная и спрограммированная деятельность, делится на несколько последовательных этапов (подготовительный, основной, заключительный), а также продуктивно использует различные методы и средства для достижения своих целей. Методами политических PR-кампаний являются политическая реклама и политическая пропаганда. Каждый из этих методов обладает широким поражающим эффектом и оказывает сильное воздействие на избирателей в электоральный период. Политическая реклама и политическая пропаганда способны интегрировать воздействия различных факторов, влияющих на электоральное поведение, организовать это влияние и подчинить его избирательной стратегии заинтересованной партии или кандидата. Результативное применение вышеперечисленных PR-методов, используемых в избирательных кампаниях, вряд ли возможно без специальных средств, воздействующих на электорат, – СМИ, публичных выступлений политических деятелей, общественно-полезной деятельности, спонсорства. Все эти средства PR-технологий обеспечивают необходимый контакт между политическими деятелями и избирателями, помогают интегрировать идеи политиков в массы, показывают направленность управленческих программ политических лидеров. Однако, необходимо отметить, что PR-технологии, обладая столь широким набором методов и средств ведения политической борьбы, не имеют безграничной свободы использования в электоральный период. Во многих странах, и в Республике Беларусь в частности, PR как составная часть политической агитации в предвыборной кампании регулируется избирательным законодательством.

Подводя итоги, необходимо отметить, что механизм PR-технологий занимает важное место в политической системе общества и оказывает основополагающее воздействие на ход и результаты избирательных кампаний. Поэтому практически для каждого современного политического деятеля Public Relations являются надёжным помощником, без которого невозможен конструктивный диалог с электоратом.

Отріщенко Наталія

Львівський національний університет імені Івана Франка,

(м. Львів, Україна)

Berea College, (Berea, USA)