1. Беззаботность существования
Каждый отдельный человек должен получить разностороннее развитие - такова должна быть цель человеческого общежития. Человек не должен поэтому оставаться прикованным к тому месту, куда забросила его случайность рождения. С людьми и миром следует знакомиться не только по книгам и газетам, необходимо также личное наблюдение и практическое изучение. Будущее общество должно поэтому предоставить всем эту возможность, которой и теперь уже пользуются многие, хотя в большинстве случаев лишь под давлением нужды. В человеческой природе глубоко коренится потребность в разнообразии всех жизненных отношений. Эта потребность вытекает из стремления к совершенствованию, присущего всякому органическому существу. Растение, находящееся в темном помещении, тянется, как бы одаренное сознанием, к свету, проникающему сквозь какую-либо щель. То же и с человеком. Стремление, свойственное человеку, должно получить разумное удовлетворение. Новое общество не только не будет препятствовать удовлетворению потребности в разнообразии, а, наоборот, лишь оно впервые даст возможность всем удовлетворить эту потребность. Это будет облегчаться высокоразвитой системой средств сообщения и необходимо будет вызываться международными сношениями. В будущем бесконечно большее число людей будет объезжать мир для самых разнообразных целей, чем до сих пор.
Общество нуждается далее в обильных запасах предметов потребления всех родов для удовлетворения всех потребностей. Соответственно этому общество регулирует свое рабочее время по надобности: оно его то удлиняет, то укорачивает согласно своим запросам и сообразно с временем года. В одно время года оно занимается преимущественно сельскохозяйственным производством, в другoe - промышленным производством и изделиями художественных ремесел. Соответственно потребности направляется и рабочая сила. Оперируя многочисленной рабочей силой и совершеннейшими в техническом отношении предприятиями, общество легко осуществит мероприятия, кажущиеся в настоящее время невозможными.
Подобно тому как общество возьмет на себя заботу о молодежи, оно будет простирать ее и на стариков, больных и инвалидов. Кто почему-либо сделается неспособным к труду, того возьмет под защиту все общество. Притом здесь дело будет идти не о благотворительности, а об исполнении долга, не о милостивой подачке, а о самом внимательном уходе и помощи, оказываемым тому, кто выполнял свои обязанности по отношению к обществу в годы своего здоровья и работоспособности. Закат жизни будет украшен всем, что общество может предоставить старику. Ведь всякий питает надежду в будущем пользоваться самому тем же вниманием, какое он оказывает старику. Тогда престарелых не будет мучить мысль, что другие ожидают их смерти, чтобы получить наследство. Исчезнет также страх, что на старости тебя выбросят, как выжатый лимон. Старики тогда не будут зависеть ни от милости и поддержки со стороны детей, ни от нищенских подачек общины331. Всякому прекрасно известно, в каком положении находятся большей частью родители, которые к старости зависят от поддержки со стороны детей. А каким развращающим образом влияет обыкновенно на детей и еще более на родственников надежда на наследство! Какие низменные страсти просыпаются и сколько преступлений совершается как раз из-за наследства: убийство, растрата, подлог, лжеприсяга, вымогательство.
Моральное и физическое состояние общества, характер труда, жилищ, питания и одежды, общественная жизнь- все будет способствовать возможно лучшему предохранению от несчастных случаев, заболевания и хилости. Естественная смерть, постепенное истощение жизненных сил все более и более станет общим правилом. Убеждение в том, что рай находится на земле и что со смертью кончается все существование, будет побуждать людей жить разумно. Наслаждается больше всего тот, кто наслаждается долго. Как раз духовенство, подготовляющее людей к «загробному» существованию, лучше всего умеет ценить долгую жизнь. Беззаботная жизнь позволяет духовенству достигать самого высокого в среднем возраста.
- Женщина и социализм государственное издательство политической литературы Москва 1959
- Отдел первый
- 2. Формы семьи
- 3. Материнское право
- 1. Возникновение отцовского права
- 2. Отзвуки материнского права в греческих мифах и драмах
- 3. Законные жены и гетеры в афинах
- 4. Остатки материнского права в нравах разных народов
- 5. Возникновение государственного порядка.
- 1. Положение женщины у германцев
- 2. Феодализм и право первой ночи
- 3. Расцвет городов. Монашество и проституция
- 4. Рыцарство и поклонение женщине
- 1. Лютер
- 2. Последствия реформации. Тридцатилетняя война
- 1. Придворная жизнь в германии
- 2. Меркантилизм и новое брачное законодательство
- 3. Французская революция и крупная промышленность
- Отдел второй
- 1. Половое влечение
- 2. Безбрачие и частые самоубийства
- 1. Брак как призвание
- 2. Уменьшение деторождений
- 3. Денежный брак и биржа браков
- 1. Рост расторжений браков
- 2. Буржуазный и пролетарский брак
- Глава десятая
- 1. Уменьшение числа вступлений в брак
- 2. Детоубийство и вытравление плода
- 3. Воспитание для целей брака
- 4. Бедствия современной супружеской жизни
- 1. Численное соотношение полов
- 2. Помехи и препятствия к браку. Численный перевес женщин
- 1. Проституция и общество
- 2. Проституция и государство
- 3. Торговля девушками
- 4. Рост проституции. Внебрачные матери
- 5. Преступления против нравственности 'и венерические болезни
- Глава тринадцатая
- 1. Развитие и распространение женского труда
- 2. Фабричная работа замужних женщин.
- 1. Революция в домашней жизни
- 2. Духовные способности женщины
- 3. Различия в телесных и духовных качествах мужчин и женщин
- 4. Дарвинизм и состояние общества
- 5. Женщина и свободные профессии
- 1. Борьба за гражданское равноправие
- 2. Борьба за политическое равноправие
- 1. Наша общественная жизнь
- 2. Обострение классовых противоречий
- 1. Вытеснение сельского хозяйства промышленностью
- 2. Прогрессирующая пролетаризация. Господство крупного производства
- 3. Концентрация богатства
- 1. Причины и следствия кризисов
- 2. Посредническая торговля и вздорожание продуктов питания
- 1. Заморская конкуренция и бегство из деревни
- 2. Крестьяне и крупные землевладельцы
- 3. Противоречия между городом и деревней
- 1. Преобразование общества
- 2. Экспроприация экспроприаторов
- 1. Привлечение всех работоспособных к работе
- 2. Гармония интересов
- 3. Организация труда
- 4. Рост производительности труда
- 5. Уничтожение противоречий между умственным и физическим трудом
- 6. Повышение потребительной способности
- 7. Равенство трудовых обязанностей для всех
- 8. Упразднение торговли и преобразование транспорта
- 1. Уничтожение частной земельной собственности
- 2. Мелиорация почвы
- 3. Преобразование обработки земли
- 4. Крупное и мелкое хозяйство. Развитие электрокультуры
- 5. Виноделие будущего
- 6. Мероприятия против истощения почвы
- 7. Уничтожение противоположности между городом и деревней
- 1. Беззаботность существования
- 2. Переворот в области питания
- 3. Коммунистическая кухня
- 4. Переворот в домашней жизни
- 1. Страх перед перенаселением
- 2. Образование перенаселения
- 3. Бедность и плодовитость
- 4. Недостаток в людях и излишек питательных веществ
- 5. Социальные отношения и способность размножения