logo search
УМК Экономика региона для студентов 2010

Низкий уровень оплаты труда и качества жизни населения.

Если средняя зарплата в РФ в IV квартале 2008 года составляла 17 226 рублей, то в Кировской области она не превышала 10 910 рублейxv. По уровню зарплаты область занимает лишь 65-е место из 83 субъектов РФxvi. Соответственно число граждан, проживающих за чертой бедности, в 1,5 раза превышает российский уровень. Если в РФ численность бедных в 2008 году по официальным данным составила 14,7%, то в Кировской области – 22,2%xvii. Таким образом, около 300 тыс. жителей области живут на грани бедности. На селе соотношение зарплаты к прожиточному минимуму составляет 1,13xviii. Это свидетельствует о том, что подавляющее число сельских жителей живёт только на уровне черты бедности.

Низкий уровень жизни населения области сопровождается низкой покупательной способностью. По итогам января 2009 года цены на продовольствие в РФ по сравнению с январём прошлого года увеличились на 16,9%xix. Особенно резко взлетели цены на лекарства. В области цены на лекарства в марте 2009 года по сравнению с прошлым годом выросли на 43%xx. В то же время реальные доходы населения области за этот же период уменьшились на 5,5%. В условиях экономического кризиса падение потребления составило примерно 15%xxi.

На этом неблагоприятном фоне увеличивается и социальное расслоение. Только в 2006 году число миллионеров в области выросло в 10 раз, и их численность составила 776 человекxxii, а по итогам 2008 года число миллионеров выросло до 4 тыс. и даже появился 1 миллиардер.

4. Низкое качество жизни жителей области связано со слабым развитием социальной инфраструктуры. Это наиболее ярко проявляется в обеспечении населения области комфортным и благоустроенным жильём. Износ фондов ЖКХ области на 1.01.2008 года составил 66%, ветхое жильё – 6,1%, что выше в 1,5 раза, чем в среднем по России. По количеству зданий жилищный фонд области на 87% состоит из деревянных домов. Уровень благоустройства жилья не превышает 61%xxiii.

Крайне низок в области уровень газификации жилья. Несмотря на значительные усилия руководства области, в 2008 году уровень газификации не превышал 29,3% (в том числе городов и посёлков городского типа – 39,5%, сельских поселений – 6,8%)xxiv. Не случайно по этому показателю в 2008 году Кировская область оказалась на последнем месте в ПФО.

Острой проблемой социальной инфраструктуры области остаётся и транспорт. В настоящее время в области 15 тыс. км дорог. Но по числу автомобильных дорог с твёрдым покрытием (на 1 тыс. км) область занимает 51 место в РФxxv. Только 4 района из 39 имеют дороги с твёрдым покрытием и надёжную транспортную связь со всеми соседними районами.

Составной частью социальной инфраструктуры являются больницы, школы, детские сады, спортивные сооружения, библиотеки, музеи, дома культуры и т.д. Большинство из них было построено ещё в советское время, а ныне пришло в ветхое состояние. По оценке департамента социального развития области, 30% учреждений социальной сферы нуждается в капитальном ремонте xxvi. Из общего числа всех интернатов и приютов, имеющихся в области для престарелых, инвалидов и детей, 53% имеют низкую пожарную устойчивость, а у 16% вообще отсутствует пожарная сигнализацияxxvii.

Таким образом, за последнее 20-летие в социальной сфере области накопилось множество проблем, которые требуют их «прорывного» решения. Эту задачу призвана осуществить Стратегия социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года.

Основным результатом её реализации в социальной сфере должно стать повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение максимальной комфортности его проживания на основе бюджетной эффективности базовых секторов экономики и внедрения инновационных технологий.

Основные индикаторы развития социальной сферы областиxxviii

Показатели

2007 год

2009 год

2011 год

2015 год

2020 год

Расходы консолидированного

бюджета на

финансирование

социальной сферы,

млрд. руб.

17,2

59,9%

21

57,1%

24,8

57,3%

53

59%

107

60%

На образование,

млрд. руб.

7,3

8,8

11,9

23

50

На здравоохранение,

млрд. руб.

4,7

4,8

5,7

9

18

На социальное

обеспечение,

млрд. руб.

4,2

6,2

7,3

10

16

На культуру и

искусство, млрд.руб.

0,9

1,2

1,4

2

3

Инвестиции в

основной капитал

в общем объёме

инвестиций,

млрд. руб.

3,0

9,5%

2,6

5,7%

3,5

5%

9

20

Рождаемость

населения на 1 тыс.

10,6

11,8

12,2

13

15

Смертность

населения на 1 тыс.

16,8

16,7

16,4

16

15

Таким образом, вложения в человеческий капитал увеличатся не менее чем в 6 раз. Чтобы эти планы не стали очередным «воздушным замком», необходимо подкрепить их не только созидательной работой жителей области, но и эффективной системой управления. Для этого, на наш взгляд, необходимо:

1. Существенно перестроить работу всего управленческого аппарата

области. Одного численного сокращения штата чиновников на 15%xxix явно недостаточно, нужна его кадровая чистка. Следует оставить только самых эффективных и «продуктивных» управленцев. В настоящее время в управлении социальными процессами нужны творческие работники, умеющие не только выполнять указания вышестоящего начальника, но и самостоятельно анализировать ситуацию, обладающие системным подходом, владеющие инновационными социальными технологиями, умеющие работать на перспективу.

2. Залогом устойчивого развития региона является вложение денег в человеческий капитал. Пока же местные власти сосредотачивают своё внимание лишь на финансовой стабилизации, а вопросы социальной устойчивости и социальной безопасности отходят на второй план. Интересы человека в итоге оказываются на периферии, что ведёт к росту социальной нестабильности и оттоку трудовых ресурсов из области.

3. Коммерционализация социальной сферы порой приносит больше вреда, чем пользы. Так, коммерционализация детского спорта и досуга привели к росту подростковой преступности, наркомании, алкоголизма, а коммерционализация общежитий сопровождается мощной волной протестов. Прежде чем осуществлять коммерционализацию той или иной отрасли социальной сферы, необходимо прогнозировать не только финансовые выгоды, но и её социальные последствия.

4. Опыт благополучных в социальном отношении скандинавских стран показывает, что соотношение доходов богатых и бедных не должно превышать пропорцию 1:7. В России же она зашкаливает за 1:27xxx. Нынешний ПМ стал не эффективным показателем, а методика его подсчёта устарела. В этой связи целесообразно перейти к нормативу МВПБ (минимального воспроизводственного потребительского бюджета), который на конец 2008 года составлял 10 тыс. рублей + 50% на каждого ребёнка. Нищенские детские пособия в размере 118 руб. уже не выдерживают никакой критики. Целесообразно установить ограничения на экономически необоснованный рост максимальной зарплаты банкиров, финансистов, управленцев. В условиях кризиса следовало бы заморозить цены на продовольственные товары, лекарства и тарифы по ЖКХ на докризисном уровне.

5. Для социальной сферы Кировской области (как в целом для России) характерно обилие социальных программ. В 2009 году в области их будет

29xxxi. В программах нередко отсутствуют критерии эффективности, растёт число просроченных целевых программ. В 2007 году с нарушениями срока было принято 13 программ xxxii. Это приводит к распылению финансовых средств и недофинансированию наиболее важных социальных программ. Целесообразно сократить число программ, обеспечив их 100% финансирование, не допуская нецелевого использования финансов.

6. В современных условиях крайне слаба ответственность бизнеса за состояние социальной сферы. Социальная хартия российского бизнеса, принятая в 2004 году, накладывает на бизнес лишь моральную ответственность, поэтому бизнес в лучшем случае «откупается от социалки» благотворительностью. Необходимо установить законодательную ответственность бизнеса за состояние социальной сферы.

7. Не научились эффективно работать в новых условиях и профсоюзы. Они крайне робко ставят перед администрациями предприятий социальные вопросы. Боясь потерять свои «теплые места», профбоссы предпочитают сдавать в аренду объекты профсоюзной собственности, нежели вести упорную борьбу за социальные права своих членов профсоюза.

8. Многие социальные права, провозглашённые Конституцией РФ, носят формальный характер или просто игнорируются (задержки зарплаты, невыплата пособий и компенсаций при увольнении и др.) Социальным стандартам необходимо придать ранг государственных гарантий, а прокурорский надзор должен носить упреждающий характер. В этой связи можно сослаться на авторитетное мнение председателя Конституционного суда РФ В. Зорькина: «По смыслу нашей Конституции социальная политика… это не произвольная по своей природе благотворительная деятельность, движимая нравственным чувством сострадания к социально не защищённым слоям. Это конституционно-правовая обязанность государства гарантировать и защищать социальные права в качестве основных и неотчуждаемых прав»xxxiii.

Таблица – Показатели ИРЧП Кировской области в сравнении с РФ

Показатели

Российская Федерация

Кировская область

1999

2004

2005

2006

1999

2004

2005

2006

ВВП долл. ППС

6742

9922

11861

13252

4256

5356

5681

5748

Индекс дохода

1,000

0,767

0,797

0,816

0,780

0,664

0,674

0,676

ОПЖ

65,9

65,3

65,3

66,6

66,6

63,9

64,2

65,8

Индекс долголетия

0,680

0,671

0,672

0,693

0,690

0,649

0,653

0,680

Грамотность

98,7

99,0

99,4

99,4

99,8

98,4

98,4

98,4

Доля учащихся (7-24 лет)

71,9

73,7

73,4

73,4

65,6

72,9

72,7

73,1

Индекс образования

0,900

0,906

0,907

0,907

0,890

0,899

0,898

0,900

ИРЧП

0,860

0,781

0,792

0,805

0,790

0,737

0,742

0,752

Место

58

59

64

Итак, показатель ИРЧП Кировской области за 2006 год составил 0,752, что соответствует 64 месту среди российских регионов. На протяжении 2004 – 2006 годов отмечается положительная динамика в развитии ИРЧП области, которую обусловили в основном два фактора.

Первый – рост дохода, измеряемого душевым ВРП по паритету покупательной способности (ППС), который по сравнению с 2004 годом увеличился на 7,3%.

Второй фактор – рост ожидаемой продолжительности жизни на 4,8%. Это следствие возросших инвестиций в сферу здравоохранения, улучшения обеспеченности лекарствами и повышения доступности медицинских услуг.

Но за 3 года (2004-2006 гг.) Кировская область по показателю ИРЧП опустилась на 6 позиций – с 58 места на 64, так как компоненты ИРЧП, и прежде всего душевой ВРП, имеют низкие значения и незначительную положительную динамику по сравнению с остальными субъектами Российской Федерации.

Значение индекса развития человеческого потенциала за 2006 год (0,752) заметно сократилось по сравнению с 1999 годом (0,790). Это можно объяснить, снижением индекса дохода на 0,104 и ожидаемой продолжительности жизни – на 0,8 лет, а также возможными изменениями в методике расчёта.

В регионах с худшими показателями (индекс ниже 0.750) живет 6% населения России, это наиболее проблемная зона. Хотя индекс ИРЧП Кировской области чуть превышает это значение (0,752), следует отметить, что наш регион не может развиваться без федеральной помощи. В целом можно отметить, что только сочетание двух тенденций – экономического роста и позитивных социальных изменений в условиях и образе жизни населения – обеспечивает устойчивый и динамичный рост ИРЧП и, соответственно, качества жизни.

Список используемых источников

  1. Кировская область в цифрах: краткий стат. сб. – Киров:Террит. орган Федер. Службы гос. Статистики по Киров. Обл., 2008. – 80 с.: ил. - ISBN 978-5-98214-027-2

  2. Оценка уровня и качества жизни населения [Текст]/ Р. Кудрявцева// «Экономист». – 2001. - №11. – С.61-70.

  3. http://atlas.socpol.ru/