logo search
сокращенка ответов

13. Экономическое стимулирование природоохранной деятельности.

В настоящее время в России реализуется экономический механизм охраны окружающей природной среды, соответствующий критериям переходного периода к рыночной экономике. Главная его особенность состоит в ориентации не на плановое централизованное финансирование природоохранной деятельности, а в основном на экономические методы его регулирования и стимулирования. При этом внедряются новые экономические стимулы: плата за пользование природными ресурсами, плата за загрязнение окружающей природной среды, экологические фонды, экологические льготы, экологическое страхование и др. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» определил основные задачи экономического механизма природоохранной деятельности в России:

1) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

2) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

3) внедрение комплекса мер по экономическому стимулированию (поощрению) охраны окружающей природной среды;

4) реализация эффективной системы штрафов за нарушение природоохранного законодательства и обязательного возмещения вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека.

Кроме того, применяется материальное стимулирование природоохранной деятельности - обеспечение выгодности для природо-пользователей природоохранной деятельности. Материальное стимулирование предполагает применение не только мер поощрения, но и наказания.

Меры материального поощрения:

1) установление налоговых льгот;

2) освобождение от налогообложения экологических фондов и природоохранного имущества;

3) применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию;

4) применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды.

Меры материального наказания:

1) введение специального добавочного налогообложения экологически вредной продукции и продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий

2) штрафы за экологические правонарушения

14. Влияние территориальной организации произв-ва на прибыль прелпр-я. Адаптация к изменениям в окр. Среде.

Расчеты показывают, что отрасли с наибольшим удельным весом в структуре промышленного производства страны имеют и наибольшие показатели по коэффициентам специализации, локализации и душевого производства.

Одним из главных критериев размещения отраслей на определенной территории является показатель их экономической эффективности. В качестве рекомендуемых показателей эффективности размещения предприятий установлены: себестоимость продукции, удельные капитальные вложения и прибыль. Из сравниваемых вариантов наилучший определяется по минимуму приведенных затрат.

Определение показателей экономической эффективности размещения производства ведется также с использованием показателей рентабельности Р.

Наряду с указанными показателями по каждой отрасли производства разрабатывается система технико-экономических показателей ее размещения. Она включает: а) удельные расходы основных видов сырья, топлива, тепловой и электрической энергии, воды на единицу готовой продукции; б) выход производственных отходов и их характеристику; в) трудовые затраты на единицу продукции; г) удельные затраты основных фондов.

Использование показателей эффективности рационального размещения способствует установлению оптимальных пропорций между отраслями и производствами.

При выборе наиболее оптимального варианта размещения промышленного предприятия необходимо учитывать влияние ряда факторов - материалоемкости, транспортного фактора и потребительского. При размещении многих отраслей обрабатывающей промышленности важно учитывать влияние преобладающих факторов во всей их совокупности. Так, энергоемкость выступает как главный фактор при размещении производства синтетического каучука, химических волокон, пластмасс, смол, а также отраслей цветной металлургии .

Многие отрасли добывающей промышленности ориентируются на сырьевой фактор.

15. Экологическая проблема современного размещения произв-ва

К числу важнейших, в ряде случаев определяющих факторов размещения в последние десятилетия добавился экологический фактор, При решении вопросов развития и размещения промышленности в данном районе принимаются следующие факторы риска загрязнения окружающей среды: близость к источникам природных ресурсов; планировочные и инженерно-строительные условия, в том числе условия водоснабжения, очистки и сброса сточных вод; санитарно-гигиенические условия и другие факторы, касающиеся водозабора, очистных сооружений, организации единой строительной базы. Все эти факторы по-разному влияют на городскую среду и поселения. Современной теорией размещения промышленного производства как наиболее эффективной принято размещение промышленности в виде групп отдельных производств — промышленных комплексов и промышленных узлов. Степень загрязнения воздушного бассейна и вод зависит от группы предприятий. Для группы, входящей в комплекс на базе химических производств, черной и цветной металлургии ширина санитарно-защитной зоны равна 3...15 км, а размер территории составляет 500... 1000 га. Степень загрязнения очень большая. Комплексы, создаваемые на базе тяжелого, автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, с количеством занятых 20... 30 тыс. человек и площадью 100... 300 га также отличаются весьма высокой степенью загрязнения окружающей среды. Комплексы на базе деревообрабатывающей и химической промышленности с числом занятых 5... 15 тыс. и территорией 100... 300 га имеют среднюю степень загрязнения, и по этим условиям дополнительное размещение в них промышленности нецелесообразно ограничивать.

16. Этапы формирования региональных структур в дореволюционной России

Наиболее заметными были реформы регионально­го управления в начале XVIII века, когда по указу Петра I были созданы новые административно-территориальные единицы — губернии. В 1708 году их было 8:

Губернии управлялись назначаемыми царем губернато­рами, генерал-губернаторами. Таким образом, институт гу­бернаторства имеет глубокие исторические корни Права губер­наторов были весьма значительными: они выполняли адми­нистративные, полицейские, финансовые, судебные функции, командовали войсками, находящимися на терри­тории губерний

При Екатерине II число губерний было увеличено до 51. Столичные губернии и крупные регионы (в них входило по две губернии) теперь возглавлялись крупными сановника­ми и ответственными перед царицей наместниками. Они наделялись, как правило, чрезвычайными полномочиями. Губернии управлялись губернаторами, назначаемыми Сена­том, и губернскими правлениями

В середине XIX века в России уже насчитывалось 52 гу­бернии, их возглавляли генерал-губернаторы, которые под­чинялись Министерству внутренних дел. В администрацию губернатора входили канцелярия, правление, различные комитеты и комиссии, присутствия. Заметную роль играли губернские дворянские собрания — коллективные органы местной дворянской корпорации.

Исполнительными делами занималась канцелярия губернского правления. Уже начи­ная с первой четверти XIX века в состав канцелярии губер­натора входило 4 отделения:

— отделение, «заведовавшее» обнародованием законов и постановлений, осуществляющее контроль за движе­нием дел, за подбором кадров;

— отделение, которое осуществляло исполнение дел по «охране веры, благочестия и добрых нравов»;

— отделение, осуществляющее наблюдение за прожива­ющими в губернии поднадзорными, а также контро­лирующее состояние дорог, мостов, почты, медицин­ских учреждений;

— отделение, которое ведало финансовыми вопросами, строительством казенных зданий, развитием сельского хозяйства, промышленности и торговли (9, с. 162—163).

К началу XX века в России было 76 губерний, 18 облас­тей, 4 градоначальства, 10 генерал-губернаторств.

В структуре губернского управления появились новые учреждения: губернское крестьянское присутствие, губер­нское по земским и городским делам присутствие, губерн­ское по фабрично-заводским делам присутствие, губернс­кое по питейным делам присутствие и др.

Важную роль в социально-экономическом развитии гу­берний сыграли земства. В январе 1864 года было принято «Положение в губернских и уездных земских учреждениях».

Согласно этому «Положению» земства, как на уровне губерний, так и на уровне уездов являлись всесословными органами

17. Историческая география…

Историческая география — научная дисциплина, нахо­дящаяся на стыке двух наук — истории и географии, семь основных направлений исследовательской работы в исторической географии (19).

  1. Историческая физическая география.

  2. Историческая география населения.

  3. Историческая этническая география.

  4. Историческая география городов и сельских поселений (или историческая география населенных пунктов).

  5. Историческая топография городов.

  6. Историческая экономическая география.

  7. Историческая политическая география.

Историческая физическая география ставит своими задачами исследование физико-географического ландшафта предшествующих эпох, а также влияние природных условий на историческую и политическую географию на каждом этапе развития данного региона или страны в целом.

Историческая география населения изучает географическое размещение населения в пределах исследуемой территории в разные исторические периоды, перемещения населения, вопросы территориального расселения племен и народностей (особенно границы этого расселения), размещение городов и сельских поселений на территории региона в разные исторические периоды

Историческая этническая география изучает проблемы территориального расселения племен и народностей, а также вопросы перемещения (миграции) племен и народностей в разные исторические периоды.

Историческая экономическая география изучает геогра­фическое размещение производства и хозяйственные свя­зи региона на разных этапах исторического развития. Она включает исследование размещения отраслей промышлен­ности, сельского хозяйства, транспорта, географию торго­вых связей, торговых путей, ремесла.

Исторические факто­ры регионального развития необходимо учитывать при оценке демографической ситуации в регионах, структуры населения, причин и характера миграционных процессов, при рассмотрении современных региональных и межрегио­нальных этнонациональных и религиозных проблем.

18. Особо важное значение для регионального развития имеет науч­но-технический фактор. Научно-технический прогресс способствует более равномерному и эффективному размещению предприятий, от­раслей хозяйства, производственных комплексов и тем самым — хо­зяйственному, социальному и культурному подъему всех экономиче­ских районов, регионов-субъектов Федерации, городов и низовых районов.

Учет региональной специфики при проектиро­вании техники и технологии позволяет добиться еще больших результатов в ее использовании. Особенно велико влияние на региональное раз­витие новых направлений научно-технического прогресса — комплексной механизации, автоматизации, элек­тронизации, информатизации, химизации производства, активной инновационной деятельности (внедрение нововведений).

Нынешний этап автоматизации опирается на электрониза­цию (компьютеризацию) народного хозяйства — широкое рас­пространение электронно-вычислительной техники.

Создание и освоение новых поколений ЭВМ всех классов в сочетании с новейшей техникой связи позволит в условиях регу­лируемого рынка не только быстро реагировать на изменения то­варного спроса и предложения, но и маневренно оптимизировать решения по дислокации производственных объектов, изменению направлений регионального развития и транспортно-экономических связей, немедленно получить для этого любую информацию даже из любой точки планеты (система Интернет).

Информация — новый высокоэффективный ресурс, важное значение которого выявила научно-техническая революция. Со­временные информационные технологии начинают вне­дряться на всех уровнях управления экономикой — от федераль­ного до муниципального, и во всех ее областях, включая, прежде всего банковскую и коммерческо-предпринимательскую деятель­ность. Их основа — стандартизированные компоненты системы информации: компьютерная аппаратура, программное обеспечение и система коммуникаций.

Территориальное развитие должно отражать тесное перепле­тение тенденций федерализации и регионализации - консолида­цию национального хозяйства в едином экономическом прост­ранстве при рациональном разделении труда с проявлением мак­симальной самостоятельности, самофинансирования и само­управления регионов.

19. Экономико-географическое развитие территориальных структур

В последнее время усилилось внимание органов государственной власти и общественности к проблемам территориальной структуры и реконструкции административно-территориального деления страны. Территориальная структура – это пространственное строение, которое формируется в процессе освоения и использования территории. Она предполагает разделение территории на части различного географического облика, их взаиморасположение и способ сочленения

21. Методологические вопросы природоведения

Одной из главных проблем регионоведения является изучение природных ресурсов, выявление экономической эффективности их территориального сочетания и рационального, сбалансированно­го использования в социально-экономическом комплексе регио­на. в число важнейших региональ­ных задач включились (21, с 186):

— исследование структуры, состава, масштабов экономической эффективности использования природных ресурсов на тер­ритории отдельных регионов

— изучение территориальных сочетаний природных ресурсов и перспектив их хозяйственного освоения;

— экономическая оценка природных ресурсов и их тер­риториальных сочетаний в России и в отдельных регионах;

— прогнозирование тенденций размещения и хозяйственного использования ресурсов в соответствии с достижениями на­учно-технического прогресса. Рассмотрим ряд понятий, характеризующих окружающую сре­ду и использование природных ресурсов

Окружающая природная среда — совокупность природных ком­понентов, оказывающих влияние на качество жизни, условия жиз­недеятельности и состояние здоровья человека.

Природопользование — взаимоотношение человека с природной средой в процессе его хозяйственной и социально-культурной де­ятельности.

Природные ресурсы региона — отделяемая составная часть природ­ного объекта, обладающая полезными для человека свойствами

Экономика природопользования региона — экономическая наука, изучающая с позиции экономики и экономическими методами процессы, происходящие в регионе, и результаты взаимодействия общества и природной среды, рассматривающая в связке вопросы рационального природопользования и охраны природной среды.

Экологизация региональной экономики — это совокупность уп­равленческих (организационных), технологических, финансово-экономических и других мероприятий, разрабатываемых в регио­не, направленных на снижение давления нагрузки на окружающую природную среду

Природно-ресурсный потенциал региона — это часть совокупности природных ресурсов, которые при данном уровне экономическо­го и технического развития общества и изученности территории могут быть использованы в хозяйственной и иной деятельности человека в настоящее время и в перспективе.

Количество, качество, сочетание природных ресурсов определя­ют Природно-ресурсный потенциал территории. Наличие природных ресурсов, во-первых, воздействует на формирование территориаль­ной структуры хозяйства. Во-вторых, Природно-ресурсный потенциал существенно влияет на отраслевую специализацию региона. В-тре­тьих, количество, качество и эффективность использования природ­ных ресурсов сказываются на темпах районного (регионального) социально-экономического развития. В-четвертых, обладание при­родными ресурсами, их качественные параметры способствуют повышению роли региона на общероссийском товарном рынке.

22. Роль природных ресурсов в развитии соц-эконом комплекса

Природно-ресурсный (природный) регион - это территория, которая, при современной степени её изученности, обладает примерно одинаковыми ресурсами для хозяйственной деятельности человека.).

Наличие природных ресурсов

во-первых, оказывает влияние на формирование территориальной структуры хозяйства;

во-вторых, существенно влияет на отраслевую специализацию региона;

в-третьих, количество, качество и эффективность использования природных ресурсов влияет на темпы районного (регионального) социально-экономического развития;

в-четвертых, наличие природных ресурсов, их качественные параметры способствуют повышению роли региона в общероссийском товарном рынке.

Т.о. территориальное сочетание естественных ресурсов представляет собой пространственное сочетание естественных ресурсов внутри страны, внутри региона, которые при определенном уровне производительных сил могут служить природной базой для развития хозяйства. При этом всесторонний учет природных, экономических, национальных, экологических условий и особенностей позволяет обеспечивать эффективное природопользование в системе регионального общественного воспроизводства.

Для районов, обладающих многими видами природных ресурсов, важна комплексная оценка природно-ресурсных сочетаний. В такое сочетание включаются все компоненты природной среды - топливно-энергетические, гидро-энергетические, водные, лесные, земельные, рекреационные ресурсы, минеральное сырье, климатические и агроклиматические условия и др.

По сочетанию естественных (природных) могут быть выявлены районы :

1. сельскохозяйственного (в том числе земледельческого, животноводческого, земледельческо-животноводческого);

2. промышленного (в том числе сырьевого биологического, в первую очередь лесосырьевого, минерально-сырьевого, обрабатывающей промышленности, смешанного);

3. промышленно-сельскохозяйственного и сельскохозяйственно-промышленного (с различными подтипами);

4. рекреационного;

5. комплексного (с различной степенью комплексности).

23. Природноресурсный потенциал территорий

Природные ресурсы и их основная часть – минеральные ресурсы – база и основа человеческой цивилизации на всех фазах ее развития. Человек может черпать нужные ему ресурсы только из природной среды. Но все же первоисточником современного материального и энергетического потенциала человеческого общества остаются природные – в значительной мере минеральные – ресурсы Земли.  Наличие природных ресурсов, их количество, качество и сочетание определяют природно-ресурсный потенциал территории и являются главным условием размещения производительных сил на данной территории. При освоении крупных источников природных ресурсов возникают крупные промышленные центры, формируются хозяйственные комплексы и экономические районы. Природно-ресурсный потенциал района оказывает влияние на его рыночную специализацию и место в территориальном разделении труда. Размещение, условия добычи и характер использования природных ресурсов влияют на содержание и темпы регионального развития.

территориальное сочетание есте­ственных ресурсов представляет собой пространственное сочетание естественных ресурсов внутри страны, внутри региона, которые при оп­ределенном уровне производительных сил могут служить природ­ной базой для развития хозяйства районов, узлов и других производственных группировок.

Сочетание природных ресурсов характерно для любого регио­на. Элементы природной среды в целом однородны — земля, вода, лесные ресурсы, топливно-энергетические, минерально-сырьевые, совокупность природных условий — рельеф, климат и т. д., но со­вершенно одинакового сочетания природных ресурсов в террито­риальном разрезе не существует.

24. Значительное место проблемам рационального и сбалан­сированного природопользования отведено в «Концепции нацио­нальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Ука­зом Президента РФ в конце 1997 г. (8).

В числе приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в экологической сфере назы­ваются:

- борьба с загрязнением природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронени­ем и утилизацией токсичных промышленных и бытовых от­ходов;

- борьба с радиоактивным загрязнением;

- создание экологически чистых технологий;

- рациональное использование природных ресурсов;

- осуществление стабильного финансирования экологических и природоохранных программ за счет бюджетов всех уровней, в том числе и регионального;

- разработка и принятие законодательных актов, обес­печивающих юридические основы экологической бе­зопасности, организационно-административные меры, направленные на совершенствование управления природо­охранной деятельностью в стране, проведение экологической экспертизы всех программ и проектов, разработанных на федеральном и региональном уровнях.