logo search
ТиПМИ

17. 18. Интервью как метод сбора информации и как информационный жанр.

Журналистика предлагает несколько подходов к интервью, которые вырабатывались годами. В теории журналистики советского периода было принято рассматривать интервью в двух основных ключах - как метод сбора информации и жанр.

Первый рассматривал интервью в качестве инструмента сбора информации как вопросно-ответный метод получения сведений путем общения с людьми. В некотором смысле такой подход был включен в систему научных понятий и в контекст таких родственных дисциплин, как социология и психология. Это существенно облегчало анализ родовых особенностей данного вида деятельности, но не учитывало многообразия ситуаций, в которых оказывались журналисты во время подготовки и проведения интервью.

Второй, так называемый «жанровый», подход - это рассмотрение интервью как метода организации текста со своей оригинальной структурой и формоопределяющими чертами.

С этой точи зрения, интервью - информационный жанр журналистики, литературный пересказ беседы с человеком, мнения и взгляды которого интересны широкому кругу читателей.Интервью причислялось к информационным жанрам периодики, а его успешность, или эффективность, по мнению исследователей, зависела от идеологической подготовки автора. В 1980 годы была сделана попытка разрешить это противоречие в ряде научных статей, в которых метод и жанр рассматривались в едином ключе. Однако целостный взгляд на интервью как процесс подготовки, производства и постпроизводства информационного продукта так и не сформировался. Лишь в середине 1990-х годов появляются разработки, посвященные нравственным принципам журналистики. Они требуют от журналиста ответственности перед отдельной личностью и свободы от идеологических стереотипов и партийной принадлежности.

Интервью как метод сбора информации (с использованием прямой или косвенной речи, а иногда и без упоминания собеседника) может быть использовано практически в любом жанре журналистики.Типов источников информации, как и методов, три (наблюдение, интервью и анализ). Это соответственно - документы, люди и предметно-вещественная среда.

Понятие "документ" употребляется сегодня в двух значениях: в узком смысле это - деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт, а в широком - материальный носитель записи с фиксированной на нем информацией для передачи ее во времени и пространстве.

Человек - ключевое звено в системе источников информации, "живой источник", как называют его американские теоретики журналистики. И этот источник неиссякаем: во-первых, он всегда свидетель или участник событий и выступает как держатель информации о них. Во-вторых, он носитель информации о себе, и прежде всего о своем внутреннем мире (фактические сведения о нем мы можем получить из документов и наблюдений, но о внутреннем мире узнаем только от самого человека). В-третьих, человек - транслятор информации, полученной от других. Такимобразом, человек - самый многогранный и ценный поставщик информации.

Предметно-вещевая среда - обстановка, которая нас окружает. Предметы и вещи иногда могут рассказать о событиях не меньше, чем человек, к тому же, они не будут поставлять ложную информацию, но нужно уметь "разглядеть" в них необходимую вам для материала информацию.

Специфика интервью как жанра заключается в том, что в его тексте внешне главенствует точка зрения не автора, а собеседника журналиста. Это не означает, что голос публициста в интервью не слышен: во-первых, ход самой беседы искусно направляется журналистом (содержание и структура общения жестко подчинены задачам, решаемым автором), а во-вторых, демонстрация точки зрения собеседника по обсуждаемому вопросу подразумевает, предполагает, выявляет (иногда – прямо, иногда – косвенно) и позицию корреспондента.

Информационное интервью ставит перед собой цель лишь проинформировать читателя о предмете авторского интереса, но отнюдь не проанализировать этот предмет.

Интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: что? где? когда? Если же интервьюер или его собеседник начнут «разворачивать» ответы на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и пр., то в результате может появиться аналитический материал.