logo search
Информационное общество и журналистика

§ 3 Журналистика в информационном обществе

Процесс информатизации общества во многом способствует развитию средств массовой информации. Появление новых технических средств, информационных технологий, телекоммуникаций и др. обеспечивает своевременный сбор, накопление, оперативную обработку и передачу информации в любую точку мирового пространства. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи.

В свою очередь, и средства массовой информации могут оказывать влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного общества.

Рассмотрим, как особенности постиндустриального (информационного) общества сказываются на целевых установках журналистской деятельности.

Однако негативные аспекты влияния информатизации общества на журналистику в наше время вызывают всё более оживлённые дискуссии среди представителей СМИ и властных структур. Выдвижение журналистики на первый план как глобального информационного проводника, влечёт за собой непременную заинтересованность государственных служб в контроле над ней. И этот контроль всё усиливается по мере укрепления позиций СМИ в обществе.