logo search
Sbornik_2010

Трансформация религиозности в современном обществе

Ортодоксальные религии не могут полностью удовлетворить духовные потребности современного общества. Когда условия внешнего мира не соответствуют имеющимся религиозным канонам, возникает необходимость в новой точке опоры. Этой новой точкой становятся культы и секты. Данная проблема была исследована Г.Шолемом, иерусалимским историком религии. Проблемой различения сект и культов, а также проблемой тоталитарных и деструктивных сект занимался доктор философских наук И.Кантеров. А.А.Радугин в курсе лекций «Введение в религиоведение: теория, история и современные религии» выделяет четыре типа религиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ, деноминацию. Секту он рассматривает как относительно изолированное ответвление основной религии, которое имеет свою трактовку вероучений. Культ же формируется вокруг харизматического лидера.

Проблематику возникновения, развития и следствия функционирования сект и культов в современно обществе исследовали такие авторы как О.Антонова, Е.Балагушкин, Н.Костина, К.Мезенцев, Н.Митрохин, О.Любицева, С.Павлов и др. Вопросам трансформаций религиозности в современном обществе были посвящены такие конференции: Международная научно-практическая конференция «Православие и угроза тоталитарных сект в Украине» (г.Запорожье, 12-13 февраля 2002 г.), конференция «Тоталитарные секты и демократическое государство» (г.Новосибирск, 9–11 ноября 2004г.).

На территории Украины преобладающей религией является православие. Но параллельно наблюдается всплеск таких форм религиозности, как секты и культы. Одной из причин возникновения большого количества организаций религиозного направления является «всплеск духовности» на Западе. Весной 1994 г. был проведен социологический опрос учащейся молодежи возраста 15-29 лет преподавателями кафедры социологии и студентами Новосибирского медицинского института. Согласно результатам, 57,1% опрошенных «поддерживает возрождение религиозных начал в духовной жизни нашего народа», 25% «выразили безразличие ко всему происходящему, хотя и с оттенком лояльности» [1, 93]. Это подтверждает тезис о всплеске духовности.

Общество, в основном молодежь, осваивает эзотерические практики Востока, вливается в различные религиозные течения, ища бога, истину или моральную и финансовую поддержку в столь трудное в экономическом плане время. Эти процессы коснулись и Украины. Также популярность сект на территории бывшего СССР, в частности нашей страны, обуславливается коммерческими мотивами частных лиц. В бренности материального общество уже успело убедиться: во время экономического кризиса многие потеряли свой капитал и денежные накопления. Пришло время инвестировать в вечное – в нематериальное. Поскольку предложение существует только тогда, когда есть спрос, лидеры сект и культов нашли своего потребителя. Им является разочаровавшийся в традиционном для Украины православии человек, в основном молодого возраста.

Первая половина 1990-х характеризуется количественным ростом на территории страны баптистских и адвентистских общин. Это подтверждает тезис о том, что на смену свергнутой марксистско-ленинской идеологии частично пришла идеология божественная. Причиной популярности именно баптистских организаций, по нашему мнению, являются несколько факторов. Первое – признание баптистами крещения исключительно взрослых людей – на смену принципу «нужно», который был распространен во времена социализма и который характерен для православия, пришел принцип «можно». Второе – неабсолютная власть пастора, что даёт возможность коллективно решать важные для общины вопросы. Это, опять же, является отрицанием коммунистической доктрины, где о демократизме в принятии решений не может быть и речи. Популярность же адвентистов седьмого дня, по нашему мнению, базируется на других аспектах. Основной из них – вера в скорое пришествие Христа, которая обусловлена потребностью украинского общества наконец получить справедливость и вознаграждение за жизненные заслуги. Те, кто не нашел справедливости в материальном мире, пытаются заслужить её путём обращения к богу, который обещает вечную жизнь праведникам. Кроме того, адвентистами ведется активная пропаганда своей секты. Журнал «Сторожевая башня» является одним из источников их вероучения. Он распространяется во многих городах Украины. Также методами вовлечения в секту являются домашние телефонные звонки, массовые проповеди, обращение к людям на улицах.

Цивилизационное развитие также обусловило возрождение старых религий. На территории Украины наиболее распространенными являются неоязычество и неохристианство. А.М.Колодный, В.И.Лубский, С.А.Токарева относят к неохристианским течениям Церковь полного Евангелия, Богородичную церковь, мормонов, Церковь Христа и др. Также к новым религиям они относят такие направления: ориенталистские религии, синтетические неорелигии, эзотерические объединения, неоязычество, сайентология, демонистические культы [2, 125].

Основными причинами возникновения новых религий можно считать желание опротестовать существующие порядки (отрицание социалистической доктрины, протест против последствий капиталистического развития общества), научно-техническая революция, демократизм и моральная поддержка от организаторов и лидеров новых религиозных общин, используемые оригинальные методики.

П.А.Кулаков в работе «Учащаяся молодежь и религия» указывает на результаты социологического опроса, которые были публикованы в журнале «Социологические исследования». В них религиозность молодых людей определяется на уровне 64%. Эти результаты дают основание говорить об усилении роли религии в мировоззрении современной молодежи.

Общее количество приверженцев сект, культов и деноминаций точно не известно, потому требует дальнейших исследований. Есть только отдельные данные. Например, общее количество официально зарегистрированных религиозных организаций в Украине - 23. Хотя на самом деле одних только наименований сект и культов, которые так или иначе представлены в Украине, несколько сотен (согласно итоговой декларации конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство», г. Новосибирск, 9–11 ноября 2004 г.)

Также не установлено значение различных религиозных объединений для общества, хотя СМИ активно пропагандируют обращение к православию. Также в СМИ почти не освещается деятельность религиозных течений, представлены только негативные факты, что формирует у общества заранее негативное отношение к сектам и культам. Это даёт возможность говорить о скрытой борьбе православия и других религий с их ответвлениями на территории Украины и России.

Литература: 1. Кулаков П.А. Учащаяся молодежь и религия // Социологические исследования. 1995. № 11. С. 91-99; 2. Історія релігії в Україні/ За ред. А. М. Колодного, П. Л. Яроцького. - Київ: Знання, 1999. - 735 с. - (Вища освіта ХХІ століття)

Любчук Валентина

Волинський національний університет ім. Лесі Українки

(Україна, м. Луцьк)