39. Типологические особенности развития белорусской национальной культуры.
Ценности белорусов не являются результатом узконационального развития. Дело в том, что многие ценностные системы пересекаются, совпадая между собой какими-то сегментами, скажем, национальные и конфессиональные, национальные и экономические, национальные и цивилизационные. Это является одним из условий налаживания диалога и даже полилога культур. Через православие Беларусь воспринимала лучшие достижения русской и византийской культур, а через католицизм осваивала опыт, накопленный польской и западноевропейской культурами. Далеко не случайно появление сходных космических мотивов в творчестве белорусских и русских мыслителей.( Я.Купала)
Специфика белорусской истории такова, что здесь веками бок о бок жили наряду с коренным населением русские, поляки, украинцы, литовцы, евреи. Особенно характерно это для приграничных районов. Межэтнические контакты, таким образом, были важнейшим каналом культурного и межцивилизационного взаимодействия. Следует сказать, что процесс освоения культурно-цивилизационных моделей соседних народов не обходился для нас без определенных потерь, связанных с утратой отдельных элементов собственной национальной культуры. Компактное проживание в бассейнах Днепра, Западной Двины, Немана, Буга и Припяти стало естественным условием консолидации народа. Открытость пространств по всем направлениям создавала возможность для интенсивного взаимодействия с соседними народами.
Специфические природные факторы весьма способствовали формированию таких типологических черт белорусского народа, как способность к упорному труду, сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности, терпимость, благоговейное отношение к природе и святость семейных отношений.
Вместе с тем отсутствие естественных преград на границах Беларуси облегчало вторжение в ее земли извне. Не случайно Беларусь изведала множество войн, унесших лучших ее сыновей и дочерей и серьезно подорвавших генофонд. Может быть, этим объясняются знаменитая толерантность белорусов, их осторожность и нежелание принимать радикальные решения.
С помощью традиций осуществляется трансляция ценностей, обеспечивается связь различных поколений. Важнейшие функции традиций состоят, во-первых, в проявлении смысла и социальной значимости феноменов культуры и, во-вторых, в ценностной ориентации на их воспроизводство. Таким образом, традиции выполняют роль своеобразных социальных эстафет, проносящих сквозь время жизненно важные общественные явления -представления о добре и зле, о прекрасном и безобразном, о социальной значимости разных форм хозяйственной деятельности, способов коммуникации и управления социальными процессами.
В нынешних условиях ценностной конфронтации для нас чрезвычайно важно бережное отношение к тем традициям, которые еще сохранились, и возрождение тех, реставрация которых еще возможна. Богатый опыт постижения и художественно-философского осмысления национальных традиций накоплен в отечественной литературе, которая создавалась на трех языках — белорусском, польском и русском. В творчестве А. Мицкевича, Я. Борщевского, В. Дунина-Марцинкевича выделяется несколько основополагающих факторов, сформировавших культуру нашего народа, — уникальная история, особая жизненная среда, характер труда и отдыха и собственные нормы морали. Обращаясь к прошлому, эти писатели обычно затрагивают судьбоносные для белорусского народа моменты: возникновение ВКЛ, борьба с Тевтонским орденом, отражение шведского нашествия, строительство городов и храмов, верования и убеждения людей. Особое внимание они уделяют художественно-образному воспроизведению процесса становления и формирования цивилизационных основ жизнеустройства общества: утверждению элементов государственности, организации экономики, регуляции бытовых отношений и т. п. В отличие от восторжествовавшей на Западе сугубо техногенной парадигмы истории, склоняющейся к философеме прямолинейного прогресса, в произведениях белорусских авторов подчеркивается гуманистическая составляющая истории, ее тесная связь с отдельными человеческими судьбами, вследствие чего история приобретает противоречивый, неоднозначный, а порой даже трагический характер.Писатели отмечали чрезвычайно большое значение традиций для формирования и сохранения национальной культуры.
- 1. Предмет и задачи культороглогии. Место культороглогии в системе социо-гуманитарных знаний.
- 2. Многозначность понятия культуры. Основные определения культуры.
- 3. Представления о культуре в современной философии (античность, средневековье, возрождение)
- 4. Представления о культуре в 17-19вв.
- 5. Современная культорологическая концепция: психоаналитическое направление в культурологи.
- 6. Современная культурологическая концепция: социологический, подход к исследовании культурологи.
- 7. Циклические концепции истории культуры.
- 8. Символическая школа в культурологии
- 9. Структура культуры. Характеристика материальной и духовный.
- 10. Понятия культурной ценности. Культурное.
- 11. Основные функции культуры.
- 12. Динамика культурологи. Виды и характеристики.
- 13. Культурные традиции и инновации.
- 14. Типология культуры: основные подходы.
- 15. Социальные типы культуры: субкультура, контркультура, маргинальная культура.
- 17. Историческая типология культуры.
- 18. Межкультурная коммуникация. Аккультурация.
- 20. Становление материальной культуры первобытного общества.
- 21. Духовная культура первобытного общества
- 22. Основные черты культуры древних цивилизаций.
- 24. Античная культура :основные формы и этапы развития.
- 25. Мировые достижения античной культуры.
- 26. Особенности европейской средневековой культуры.
- 27. Христианство средневековья.
- 28. Особенности художественной культуры средневековья.
- 29. Социо - культурные истоки Ренессанса. Отношение к античнойи средневековой культуре.
- 30. Основные черты культуры эпохи Возрождения.
- 31. Особенности культуры эпохи Возрождения
- 32. Основные черты культуры 17 века.
- 33. Культура Просвещения. Художественная культура 18 века.
- 34. Романтизм и реализм в культуре 19 века.
- 36. Особенности модернизма нач. 20 века.
- 37. Проблемы и противоречия культуры 20 века (1-ая половина).
- 38. Культура современного общества. ,Искусства постмодернизма.
- 39. Типологические особенности развития белорусской национальной культуры.
- 35. Культура 2-ой половины 19 века.