logo search
Sbornik_2010

К вопросу о структуре конфликтной компетентности

В настоящее время интерес многих исследователей вызывает конфликтная компетентность. Актуальность изучения данного вопроса обусловлена повышением напряженности и конфликтности в социальной и профессиональной сферах жизнедеятельности человека, а также изменениями профессиональных требований к личности.

В 90-е годы Петровская Л.А. (1997), освещая проблему компетентности в общении, впервые использовала термин «конфликтная компетентность» применительно к сфере конфликтных ситуаций. Автор определяет данное понятие как сложное интегральное образование личности, включающее в себя компетентность человека в собственном «Я» («Я-компетентность»), субъектную позицию, рефлексивную культуру, владение широким спектром стратегий поведения в конфликте, а также культуру саморегуляции, прежде всего эмоциональной. В конфликтной компетентности Петровская Л.А. выделяет различные уровни: уровень ценностей личности, уровень ее мотивов, установок и уровень умений.

Гришина Н.В. (1990) отмечает «компетентность руководителя по отношению к сложным, противоречивым ситуациям во взаимодействии людей», под которой она понимает следование конструктивному взгляду на проблему конфликта в организации, навыки управления конфликтными явлениями в группе, умения предвидеть последствия ситуаций, минимизировать деструктивные последствия конфликтов.

Кондаков И.М. (1998) указывает на то, что одним из важнейших профессиональных качеств руководителя является его способность взаимодействовать с другими людьми в условиях уже возникшего конфликта, и использовал понятие «компетентности в разрешении конфликта», под которой понимается готовность принимать адекватные решения в конфликтных ситуациях.

Развивая идеи о конфликте как механизме развития, Хасан Б.И. (1996; 2003) обращается к понятию «конфликтная компетентность». Автор считает, что конфликтная компетентность является неотъемлемой составной частью общей коммуникативной компетентности и представляет собой синтез теоретических знаний о конфликте как социально-психологическом феномене, осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте, умений реализовать эти стратегии в конкретных жизненных (профессиональных) ситуациях. В общем виде конфликтная компетентность представляется как умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению.

В составе конфликтной компетентности, как показывает анализ работ, в которых разрабатывается это понятие (Петровская, 1996, 1997; Б.И. Хасан, 1996; 2003; А.В. Дорохова, 1998, 1999; Т.И. Привалихина, 1999, 2004; Т.В. Скутина, 2008), можно выделить: отношение-установку к конфликту в целом; комплекс внутренних ресурсов, направленных на распознавание и работу с противоречием, лежащим в основе конфликта, и ресурсов, связанных с организацией взаимодействия по разрешению этого противоречия.

На сегодняшний день конфликтная компетентность изучается в таких отраслях научного знания как психология (Петровская Л.Н.; Хасан Б.И.; Деркач А.А.; и др.), педагогика (Бережная Г.С., Самсонова Н.В., Щербакова О.И.; и др.) и социология (Цой Л.Н., Комалова Л.Р.; и др.). В своем исследовании конфликтной компетентности мы будем придерживаться взглядов Петровской Л.Н и Хасана Б.И.

Итак, определив сущность конфликтной компетентности, важно рассмотреть её структуру. В настоящее время в психологической литературе отсутствует общепринятый подход к рассмотрению структурных составляющих конфликтной компетентности. Теоретический анализ взглядов различных исследователей (Сгонникова Е.М., 2008; Немкова А.Б., 2008; Кузина А.А., 2007; Маркарова К.А., 2009; Скворцова Ю.В., Башкин М.В., 2009; Деркач А., Зазыкин В., 2003; Денисов О.И., 2001; и др.) позволил на основе совпадений выделить структуру конфликтной компетентности, которая, на наш взгляд, имеет четыре основные составляющие, каждая из которых включает в себя ряд компонентов:

1) когнитивная составляющая (знаниевый, проектировочный и креативный компоненты);

2) мотивационно-ценностная составляющая (мотивационно-потребностный, ценностный компоненты и компонент личностных характеристик);

3) регулятивная составляющая (эмоциональный, волевой, рефлексивный компоненты);

4) поведенческая составляющая (операционный и интегративный компоненты).

Когнитивная составляющая конфликтной компетентности включает в себя знания по теории и практике конфликта. Предполагает способность личности обнаруживать противоречия, анализировать конфликтную ситуацию, выделять ее структурные компоненты, а также прогнозировать дальнейшее развитие конфликта и осуществлять планирование собственных действий.  Креативный компонент предполагает владение человеком приемами творческого разрешения конфликтных ситуаций.

Мотивационно-ценностная составляющая конфликтной компетентности представляет собой сформированность психологической готовности личности к конструктивному разрешению конфликта; отношение к ее содержанию и объекту приложения; систему побуждений (потребностей, мотивов, целей), вовлекающих или препятствующих вступлению индивида в конфликтное взаимодействие с окружающими; а также личные качества, способствующие реализации конструктивного конфликта.

Регулятивная составляющая конфликтной компетентности обозначает способность личности к сознательной мобилизации сил, самоконтролю и управлению своим эмоционально-волевым состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях; включает умения осуществлять различные воздействия на конфликт и оппонентов, объективно разрешать его, осуществлять профилактику конфликтов. Эмоциональный компонент конфликтной компетентности подразумевает направленность человека на понимание сущности партнера по общению, отражение его эмоционального состояния, проблем, поведения; умение управлять не только своими эмоциями, но и эмоциями участников конфликта. Рефлексивный компонент позволяет рефлексировать процесс разрешения конфликта посредством анализа своей личности, своих собственных состояний и действий в конфликте, а также понимания состояния и действий другого субъекта конфликта.

Поведенческая составляющая конфликтной компетентности предполагает владение совокупностью необходимых умений и навыков, таких как реализация конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации с использованием технологий управления конфликтом; рефлексивное слушание; установление и соблюдение правил и порядка ведения переговоров. Интегративный компонент предполагает устойчивость в проявлении способности и готовности организовать деятельность для удержания противоречия в процессе его разрешения и перевода его в позитивное русло.

Дальнейшая работа предполагает поиск адекватного методического инструментария для изучения выделенных компонентов.

Єлаш Ганна

Чернівецький національний університет ім. Ю.Федьковича

(Україна, м. Чернівці)