logo search
сем 2 / Материал для 2 семинара / бюджетное или автономное ОУ

В соответствии со ст. 42 бк рф, из учета в доходах бюджетов также исключаются:

В соответствии со ст. 43 того же кодекса, средства, получаемые от продажи имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений, исключаются из перечня средств, подлежащих зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Следовательно, на автономные учреждения не распространяются требования бюджетного законодательства: о порядке расходования средств, находящихся в самостоятельном распоряжении; необходимости расходовать их строго по статьям бюджетной сметы; сложной и длительной процедуре выделения средств по сметному финансированию; расходовании средств путем размещения государственного или муниципального заказа уполномоченным органом (организации аукциона, конкурса, проведения котировок цен) и т. п. Казначейство уже не контролирует распоряжение данными средствами. Обязанность целевого использования бюджетных субсидий и субвенций в соответствии с их назначением сохраняется. Сохраняется и финансовый контроль за использованием любых денежных средств, однако внебюджетные доходы могут использоваться свободно.

Заключение договоров, независимо от того, является ли их стороной бюджетное или автономное учреждение, регулируется гражданским законодательством. Однако нормы законодательства иных отраслей могут внести существенные коррективы в этот процесс.

БК РФ устанавливает, что заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. При нарушении данного правила контракты (договоры), заключенные учреждением с партнерами, могут быть признаны судом недействительными (п. 2 ст. 161 БК РФ) на основании иска главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств.

Это обстоятельство ставит в затруднительное положение как учреждение при ведении договорной работы, так и его контрагентов, поскольку при заключении договора невозможно проверить, исчерпаны ли лимиты бюджетных обязательств. Даже в случае представления контрагенту сведений о лимитах нет гарантии того, что учреждением не заключены или не будут заключены другие договоры, подлежащие оплате по этой же статье расходов. В такой ситуации контрагенту остается лишь надеяться на добросовестность руководителя учреждения, который может понести ответственность за превышение лимитов, и рисковать тем, что договор может быть признан недействительным (хотя привлечение руководителя учреждения к ответственности вряд ли удовлетворит контрагента, который может понести убытки).

Более того, БК РФ распорядителю бюджетных средств предоставлено право уменьшать учреждению ранее доведенные до него лимиты бюджетных обязательств, т. е. перечислять денежные средства в меньшем объеме, чем это было ранее объявлено и предусмотрено сметой. В результате может возникнуть специфическая ответственность бюджетного учреждения за нарушение договора не по вине учреждения, а вследствие решения вышестоящего должностного лица (распорядителя бюджетных средств) уменьшить бюджетные ассигнования. При этом если такое уменьшение привело к невозможности исполнения учреждением обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов или иных договоров, то оно должно обеспечить согласование новых сроков, а по необходимости – и других условий указанных документов (п. 3 ст. 161 БК РФ).

Фактически от учреждения требуется в одностороннем порядке пересмотреть договор, причем с явным ухудшением условий для другой стороны. Данная норма вызывает вопрос о полноценности бюджетного учреждения как участника гражданского оборота и существенно снижает его привлекательность в качестве контрагента для иных лиц.

БК РФ ограничивает также права контрагентов бюджетного учреждения. Так, согласно нормам кодекса, сторона государственного (муниципального) контракта, иного договора вправе потребовать от бюджетного учреждения возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора (п. 4 ст. 161 БК РФ).

Таким образом, возмещение убытков контрагентов, которые вступили в отношения с бюджетным учреждением, не производится в полном объеме вопреки принципам гражданского законодательства. Вероятно, эта коллизия норм гражданского законодательства и БК РФ нуждается в судебной оценке, однако очевидно, что указанные предписания кодекса представляют потенциальную проблему для отношений учреждения со своими партнерами по хозяйственной деятельности.

Все это может привести к тому, что договоры с бюджетными учреждениями будут заключаться на более жестких условиях (например, контрагент потребует страхования риска неисполнения обязательства либо поручительства или банковской гарантии) или же контрагент откажется от заключения договора.

Важным отличием является также ответственность учреждений. Бюджетное учреждение отвечает по своим долгам лишь имеющимися денежными средствами (выделенными учредителем и заработанными самостоятельно), но не овеществленным имуществом учреждения. Таким образом, активы бюджетного учреждения надежно защищены от возможного взыскания. Если же денежных средств на его лицевых счетах в казначействе не хватает, то к субсидиарной ответственности будет привлечен собственник имущества, а деятельность бюджетного учреждения будет по-прежнему финансироваться по смете.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, т. е. кредиторы смогут обратить взыскание на больший объем активов учреждения. При этом потеря определенных видов имущества по долгам может сказаться на возможности существования учреждения: например, невозможна деятельность школы без помещений, учебного оборудования, мебели. Поэтому законодатель оградил автономные учреждения от подобных ситуаций, оговорив, что по его долгам взыскание не может быть обращено на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним учредителем или приобретенное за счет средств, выделенных ему на это учредителем. Для безопасности учреждения в этом аспекте важно, какое именно имущество будет отнесено к категории особо ценного движимого имущества.

Такая схема выглядит достаточно привлекательной для учреждения. Однако следует помнить, что собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по его обязательствам. Следовательно, если у учреждения нет иного имущества, кроме описанного выше, долг взыскать становится невозможно, т. к. это имущество от взыскания забронировано, субсидиарной ответственности по долгам никто не несет, должник продолжает работать, а процедура банкротства не проводится. Если взыскание долга с бюджетного учреждения существенно затрудняет процедура обращения взыскания на бюджетные средства, то долги автономного учреждения могут оказаться никак не обеспечены в принципе. В связи с этим контрагенты могут потребовать включить в договоры условия о предоплате, расчетах посредством покрытого (депонированного) аккредитива, залоге, поручительстве, банковской гарантии, страховании возникающих рисков и т. п.

Кроме того, субсидиарная ответственность в определенной степени является мерой защиты не только кредиторов, но и учреждения. В случае возникновения существенного по объему обязательства (например, вследствие причинения вреда жизни и здоровью обучающихся по вине учреждения), по предъявлении иска к бюджетному учреждению с него будут взысканы денежные средства, которые есть в данный момент на счете, остаток суммы будет взыскан с субсидиарного ответчика – государства или муниципального образования. После этого бюджетное учреждение продолжит свою деятельность, потеряв сравнительно небольшие суммы (деньги выделяются по смете в течение всего года, следовательно, на счетах не будут сразу находиться существенные суммы). Если же это автономное учреждение, то вся сумма будет взыскана с него, долг останется за учреждением до его погашения, а погашаться он будет за счет всего имущества, не забронированного от взыскания.

Бюджетное учреждение имеет лицевые счета в казначействе и не вправе открывать иных счетов. С одной стороны, это обеспечивает надежность (казначейство, в отличие от банка, не рискует обанкротиться), с другой, – приводит к тому, что процедура распоряжения денежными средствами сложная, длительная, существуют определенные ограничения (например, статьи доходов и расходов предопределены, казначейство осуществляет контроль и т. п.). Автономное учреждение в установленном порядке вправе открывать счета в кредитных организациях.

Помимо этого, автономное учреждение может получать кредиты (займы). Законодательство содержит прямой запрет на их получение бюджетным учреждением.

Бюджетное учреждение не вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника.

Автономное учреждение имеет на это право с согласия своего учредителя.

Таким образом, в отличие от бюджетного учреждения, автономное учреждение может создавать юридические лица для более эффективного осуществления деятельности в сфере образования.

У автономного и бюджетного учреждений имеются некоторые различия в решении налоговых вопросов. Не все нормы налогового законодательства идентично трактуют бюджетные и автономные учреждения. В частности, автономные учреждения будут иметь возможность уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль лишь при условии среднего размера выручки в предыдущих четырех кварталах не более 3 млн руб., для бюджетных учреждений такая возможность предоставлена вне зависимости от размеров дохода (п. 3 ст. 286 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ)). На автономные учреждения не распространяется ограничение для перехода на упрощенную систему налогообложения, установленное для бюджетных учреждений (подп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Иные налоговые льготы, а также льготы сотрудникам ОУ устанавливаются именно как льгота для "образовательного учреждения" или для работника "образовательного учреждения", независимо от того автономное оно или бюджетное.

Имеются и существенные отличия. Например, льготные тарифы на оплату коммунальных услуг устанавливаются только для бюджетных учреждений, следовательно, со сменой типа ОУ на автономное учреждение тариф станет уже полным. В принципе, подобные расходы должен оплачивать учредитель, однако в соответствии с предлагаемыми методиками расчета субсидий расчет финансирования осуществляется с учетом предыдущего уровня расходов, т. е. льготных тарифов.

Новеллой является применение для автономного учреждения особых правил заключения крупных сделок (т. е. любых договоров имущественного характера), а также сделок (договоров), в заключении которых имеется заинтересованность. В автономном учреждении создается дополнительный орган управления, фактически контролирующий деятельность руководителя ОУ, который и будет осуществлять контроль за такого рода сделками. Таким образом, руководитель автономного учреждения уже не вправе самостоятельно заключать все сделки от имени учреждения. В случае крупной сделки или сделки с заинтересованностью, должен соблюдаться установленный порядок. Для бюджетного учреждения таких правил и ограничений не установлено.

Кроме этого бюджетные учреждения не обязаны (в соответствии с федеральным законодательством) публиковать отчеты о своей деятельности. Они вправе публично размещать подобную информацию. Обязанность публикации "открытых докладов" или отчетов может быть предусмотрена уставами ОУ, правовыми актами местных органов самоуправления и субъектов РФ в связи с реализацией политики государственно-общественного управления в сфере образования и полномочий собственника имущества и учредителя ОУ.

Автономное же учреждение обязано в соответствии с законом ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в порядке, установленном Правительством РФ, в определенных его учредителем средствах массовой информации, а также – обеспечить открытость и доступность определенного перечня документов.

Кроме того, автономное учреждение должно ежегодно проводить обязательный аудит, что может серьезно увеличить временные и организационные затраты на улучшение качества бухгалтерского учета. К сожалению, в настоящий момент во многих учреждениях он ведется с погрешностями и неточностями или же централизованной бухгалтерией.

Фактически статус автономного учреждения удобен тем ОУ, которые активно привлекают средства из внебюджетных источников, причем чем больше таких денежных средств у учреждения, чем активнее оно ведет приносящую доход деятельность, тем сильнее его стесняют ограничения, существующие для бюджетных учреждений. А ОУ, которые не изыскали возможности получать дополнительные доходы, удобнее оставаться бюджетными. В этом смысле тип учреждения играет ключевую роль для ведения учреждением предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, привлечения ресурсов.

Смена типа на автономное учреждение выгодна тем учреждениям, которые: готовы модернизировать образовательный процесс; выйти на рынок образовательных услуг, в т. ч. и с инновационными программами; конкурировать за бюджетные и внебюджетные средства; имеют навыки поиска дополнительных финансовых источников, сложившуюся практику получения существенных внебюджетных доходов; готовы взять на себя риски самостоятельной деятельности. Автономное учреждение лучше приспособлено для существования в конкурентной среде.