logo search
контр

1.Сущность социализации. Основные феномены социализации (факторы, средства, механизмы, агенты социализации).

Социализация – это включение, вхождение, встраивание человека в социальные отношения, социальный мир, усвоение им социальных ценностей, норм поведения, знаний, навыков и умений, сформированных и утвержденных в обществе. Понятие “социализация” используется в философии, психологии, социологии, педагогике. Впервые это понятие описано в конце 40 – начале 50х г.г. у американских психологов и социологов (А. Парк, Д. Даллард, Дж. Кольман, В. Уолтер и др.).[1]

Понятие “социализация” часто сводится к адаптации. Так в структурно – функциональной школе социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон) социализация раскрывается на основе понятия адаптации и толкуется как процесс вхождения человека в макро – и микро – социальную среду, приспособление индивида к существующим социальным процессам, как интеграция его с обществом – т.е. данный подход акцентирует внимание на человеке как объекте.

Напротив, в рамках гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, А. Оллпорт и др.) социализация рассматривается как процесс самоактуализации личности, т. е. реализации ею своих   потенций   и   творческих   способностей.   Индивид   мыслится   здесь   как   целостная самостановящаяся, саморазвивающаяся система на основе самосознания и самовоспитания, как активный субъект.[1]

Таким образом, социализация личности представляет собой сложный процесс взаимодействия индивида с социальной средой, в итоге которого формируются качества человека как полноценного субъекта социальных отношений. Социализация, следовательно, выступает как процесс и как результат усвоения социального опыта на основе общения и деятельности индивидов.

Агенты социализации – это социальные институты, отдельные группы и люди, способствующие социализации личности.[2]

Основные агенты социализации – в детстве (до 8 лет) и позже в отрочестве – это родители, близкие, детские учреждения (ясли, детсад и т.п.), школа, “улица”, знакомые, друзья, средства массовой информации (особенно TV). Особое значение в этом возрасте имеет школа, улица, СМИ.

В школе социализация отлична от дома – это казенное заведение с авторитарной властью, большой по сравнению с семьей коллектив. Наряду с познаниями в области наук школа (дает) прививает социальные нормы и ценности общества. Школа как социум в миниатюре интегрирует людей, старается противодействовать девиантному поведению.

Улица (т.е. взаимодействие со сверстниками и с другими людьми вне дома, школы, и других заведений) – оказывает противоречивое влияние и часто негативное;

Средства массовой коммуникации и информации – воздействуют особенно на молодежь. Социальные роли, правила поведения, нормы усваиваются на основе кино, телевидения, радио, прессы, фильмов, библиотеки, дискотеки, компьютеров (особенно через интернет). Особую роль среди СМИ играет телевидение. Считается, что влияние телевидения на детей также велико, как и семьи. Установлено, что дети в возрасте от 2 до 11 лет смотрят телепрограммы более 27 часов в неделю.

Исключительную роль в социализации детей играет общение, особенно доброе, теплое, человеческое общение и ощущение заботы о них со стороны окружающих.

Отсутствие общения со стороны людей или лишение их доброго внимания, душевного тепла и заботы резко тормозит социализацию. Об этом свидетельствуют примеры детей, выкормленных и живших с животными.

Социализация происходит на основе ряда психологических механизмов. Среди них выделяются:

1.  Имитация – осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения

(подражание родителям, учителям или другим людям, имеющих для него авторитет);

2.  Идентификация – способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей

как своих собственных.

3.  Стыд и вина – чувства, которые запрещают определенное поведение.

Факторы социализации и формирования личности.

Социализация осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации. [2]

В отечественной и западной науке имеются различные классификации факторов социализации. А.В. Мудрик выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

·  макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

·  мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

·  микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др.

Механизмы и средства социализации личности.

Социализация — не прямой результат того, что человек видит и слышит. Человек может видеть одно, слышать другое, говорить третье, думать четвертое. Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний, реализующихся через определенные механизмы (традиционный, институационный, стилизованный, межличностный, рефлексивный), а с другой — отношением индивида ко всему этому. [2]

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.

Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.

Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает решение. Рефлексия — механизм взаимопонимания, т. е. осмысления человеком того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на других людей. Отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т. д. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Социализация каждого человека осуществляется не только с помощью всех названных механизмов, но и конкретных средств. Методы вскармливания младенцев, как считают этнологи, культурологи и психологи, закладывают основу формирования у взрослого человека особого отношения к себе, другим людям, развивают определенные организованность, дисциплинированность, ответственность.

Методы психологического воздействия в семье, группах сверстников, профессиональных организациях обеспечивают развитие у каждого человека устойчивых представлений о нормах и правилах взаимоотношений людей, традициях взаимопомощи и взаимодействия.

Общение, познание, деятельность в целом обеспечивают последовательное приобщение человека к многочисленным видам отношений в различных сферах его жизни. В ходе них формируется стиль отношений и деятельности личности, закрепляется стратегия и тактика его поведения в обществе.

Английский социолог Энтонни Гидденс выделяет следующие средства социализации:

1. Семья. При любом типе культуры именно в семье родители передают ребенку опыт, культуру, усвоенные ими в процессе собственной социализации.

2. «Группы равных». Любой индивид нуждается в группе людей, среди которых он чувствует себя «равным среди равных». Это, как правило, ровесники, друзья одного возраста, в среде которых индивид усваивает нормы, правила и образцы поведения. Ровесники выступают посредниками в процессе перехода от детства к зрелости.

3. Школа, система образования. Они направляют социализацию в соответствии с целями общества, а не только прививают новые знания.

4. Труд. Это важнейшее средство социализации, в процессе которого индивид начинает соответствовать требованиям общества.

5. Церковь. В прошлом она определяла и направляла социализацию, способствовала формированию ценностного ядра личности. Сегодня ее роль в процессе социализации несколько изменилась, но во многих странах она по-прежнему остается значимой.

6. Средства массовой информации. В современном обществе их значение трудно переоценить. Они «задают» образцы и стиль поведения, особенно для молодежи, влияют на формирование ценностного ядра личности.

К числу важных средств социализации можно отнести и моду. Она тоже «задает» стереотипы и образцы поведения, которым вынуждены (в разной степени) следовать члены общества.[3]