Фестивальный менеджмент в сфере любительского художественного творчества
Любительское художественное творчество - cоставная часть духовной культуры общества и одна из форм проявления социально–культурной активности населения в сфере художественного искусства, связанная с освоением, созданием и распространеием ценностей музыкальной культуры.
Одной из наиболее эффективных технологий, которая помогает решать художественно-эстетические, социально-педагогические и экономические задачи, реализует личностно-развивающую, социально-организующую, креативную функции культуры является фестивальная деятельность в сфере любительского творчества.
Слово «фестиваль» происходит от латинского «festivus» и переводится, как веселый, праздничный.
В отечественной литературе до середины 90-х годов ХХ в. сохранилось достаточно одностороннее понимание понятия «фестиваль» только как «формы демонстрации творческих достижений в определенном виде и жанре искусства».
Современная социокультурная практика значительно расширяет границы этого явления и выявляет в нем многочисленные общественно-культурные ценности, раскрывает его социокультурную сущность: “Фестиваль ― общественно-культурная, художественная акция, которая выражает культурные интересы социальной общности, отражает уровень развития видов и жанров професмионального и любительского искусства, характеризуется комплексным решением эстетических, социальных, педагогических задач.
Программа фестиваля всегда носит комплексный характер.
Программа фестиваля включает разнообразные по содержанию и форме мероприятия. К ним относятся: концерты, спектакли, показы и другие мероприятия; творческие соревнования; карнавализованные, театрализованные мероприятия; развлекательные мероприятия, в т.ч. тематические игровые площадки;благотворительные акции;праздничная торговля и др.
Мероприятия для участников, смысл которых ― знакомство с социокультурной средой региона.
Мероприятия для специалистов, руководителей творческих коллективов, направленные на формирование и развитие корпоративной культуры, стимулирование креативного потенциала, установление творческих контактов.
Мероприятия для представителей средств массовой информации, с целью содействовать пропаганде идей фестиваля, популяризации творчества артистов-участников, получения организаторами экономической выгоды.
Основное предназначение фестивальной деятельности заключается в ее художественно-культурном содержании.
«Фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей.
Как форма популяризации достижений народного искусства фестивали содействуют вовлечению в процесс созидательной деятельности широких слоев населения.
Специалистами констатируется тот факт, что фестивальная деятельность поднимает престиж творческой деятельности как на профессиональной, так и на любительской основе. По результататм проведения фестивалей наблюдается приток детей, молодежи, взрослого населения в художественные кружки, студии, коллективы.
Фестивальная деятельность стимулирует исследование проблем развития народного художественного творчества на научно-теоретическом уровне.
Фестивали — наиболее демократичная и приемлемая в мире форма межкультурной коммуникации.
Фестиваль народного художественного творчества следует рассматривать как вид социокультурного проекта, который имеет определенную технологию реализации, определенный арт – менеджмент.
Фестивальный проект как тип социокультурного проекта предусматиравет, в первую очередь, социально-культурные цели. Процесс его реализации посторен на социально-педагогических технологиях. В соответствии с целями в этом процессе используются формы, средства и методы социально-культурной деятельности.
Фестивальный проект наиболее удобно разделить на четыре этапа: формулирование проекта, планирование, осуществелени и завершение, в которые логично вписываются все виды работ. Дадим краткую характеристику каждого этапа:
І этап: Формулирование проекта включает в себя
Составление организационо-правовой и финансовой документации и, прежде всего, разработка положения фестиваля, утверждение сметы расходов; Поиск средств; Заключение договоров и соглашений
ІІ этап: Планирование предполагает
Формирование организационного комитета и исполнительной дирекции; Подбор режиссерско-постановочной группы; Составление рабочега плана.
Рекламно-информационное обеспечение
Разработка и изготовление рекламно-информационной продукции;
ІІІ этап: Осуществление проекта включает в себя
Организационное:
Формирование программы, написание сценариев фестивальных мероприятий; подбор участников, формирование экспертного совета; формирование призового фонда.
Материально-техническое обеспечение:
Оформление концертных площадок; Организация проживания и питания учатников, Транспортное обслуживание
Режиссерско-постановочное обеспечение:
Репетиционная работа; Проведение конкурсов, концертов и других фестивальных мероприятий.
ІV этап: Завершение включает в себя
Окончательные финансовые расчеты;
Анализ результатов, подготовка отчетов
Премирование членов исполнительной дирекции;
Подготовка писем-благодарностей по системе общественных связей;
Анализ художественных результатов, монтаж кино-, видеоматериалов;
Архивация документов и материалов о ходе и результатах фестивального мероприятия.
Согласно теории проектного менеджмента подготовке и проведению фестивального мероприятия должен предшествовать анализ социокультурной ситуации, чтобы наиболее точно оценить наличие организационных условий, круга вопросов, которые требуют решения, сформулировать цели и задачи, выявить потенциальных учредителей и спронсоров фестивальной акции, спрогнозировать ее социально-культурные результаты.
- Периодизация развития социально-культурной деятельности в России
- Становление и развитие детских клубов в дореволюционной и послереволюционной России первой половины хх века.
- Проблемы развития социально-культурной деятельности в период социально-экономического кризиса Российского общества середины 80-х – начала 90-х гг. Хх в.
- Сущность и основные функции культуры
- Сущность и назначение социально-культурной деятельности
- Сущность и концептуальные основы культурной политики
- Формы социально-культурной деятельности как составляющая технологического процесса
- Классификация методов социально-культурной деятельности
- Классификация средств социально-культурной деятельности
- Народная художественная культура как феномен культуры. Сущность и структура народной художественной культуры.
- Фольклор и его место в структуре народной художественной культуры. Сущность, основные черты и особенности фольклора
- Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах.
- Понятие ресурсной базы в организационно-технологическом контексте социально-культурной деятельности
- Характеристика нормативного ресурса социально-культурной деятельности
- Технологии организации семейного досуга в учреждениях социально-культурной сферы
- Сущность менеджмента в социально-культурной сфере
- Специфика маркетинга социально-культурной сферы
- Молодежный досуг как социально-педагогическое явление. Специфика молодежного досуга
- Коммуникативная культура как составная часть профессиональной культуры специалиста социально-культурной деятельности
- Понятие делового общения, его особенности и функции
- Конфликты в процессе общения и стратегия поведения в конфликтных ситуациях
- Анкетирование как метод сбора первичной социологической информации
- Характеристика общенаучных методов исследования социально-культурной деятельности
- Основные принципы и методы социально-культурного проектирования
- Технологии работы со спонсорами
- Проектирование социально-культурных процессов в сфере досуга
- Сущность и принципы связей с общественностью
- Специальные мероприятия в системе практики связей с общественностью
- Гранты как один из способов финансирования социально-культурных проектов
- Система досуга и рекреации за рубежом
- Сущность и основные направления арт-менеджмента
- Фестивальный менеджмент в сфере любительского художественного творчества
- Особенности формирования временного детского коллектива, базовые модели организации досуга в условиях загородного лагеря.
- Технология планирования социально-культурной деятельности
- Характеристика типов культурно-досуговых учреждений в истории социально-культурной деятельности России
- Особенности художественной деятельности культурно-досуговых учреждений первой половины хх века в России
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период подростничества
- Главная педагогическая задача культурно-досуговой деятельности в период раннего юношества
- Основные подходы к организации досуга и методическое обеспечение культурно-досуговых программ для людей пожилого возраста
- Основные этапы работы режиссера над культурно-досуговой программой
- 3. Воплощение замысла.
- Композиционное построение сценария культурно-досуговой программы
- Драматургическая кривая
- Архитектоника и композиция сценария
- Принципы составления концертной программы.
- Технологии арт-менеджмента в культурно-досуговой индустрии
- Сущность культурно-досуговой деятельности
- Социальные функции культурно-досуговой деятельности
- Принципы культурно-досуговой деятельности
- Культурно-досуговая среда учреждений культуры
- Драматургия культурно-досуговых программ
- Художественный монтаж сценария культурно-досуговых программ
- Режиссерский замысел культурно-досуговой программы