Особенности методики социальной работы с детьми и молодежью.
Особенности методики социальной работы с детьми и молодежью. СР с детьми и молодежью базируется на правовой системе. Объекты: дети – лица, не достигшие 18 лет. Молодежь (14-30 лет) - это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества. Нижняя возрастная граница определяется тем, что именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледж, лицей или поступить на работу. К тридцати годам человек, как правило, достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает определенное положение в обществе. Субъекты: органы законодат, исполнит и судебн власти. Правовая база: международны ур-нь – доки ООН, ЮНИСЕФ, ВОЗ, также межгосударст соглашения, всеобщая декларация прав человека (декларация прав ребенка). Общефедеральный уровень – конституция, семейный кодекс, закон об образовании, о соц защите населения, о соц обслуживании, федеральные (целевые) программы (Дети России, Молодежь России). Региональный уровень – опирается на общефедер базу, доки органов власти субъектов, регион программы (Дети москвы, Подросток, Жилищная программа и др). Материально-экономическая основа. Жилые и нежилые помещения, корпуса, оборудование, ср-ва, необх для выплат и пособий, организации проведения мероприятий, осуществление спец программ, начисление з/п сотрудникам. Гос политика соц защиты детства включает минимальн объем соц услуг: • Общедоступное бесплатное начальное и основное (неполное) среднее образование, на конкурсной основе срдене-спец и высшее образов. • Бесплатное мед обслужив, обеспеч их минимальн нормами питания. • Право на проф ориентацию (15 лет), выбор дея-ти, охрану и оплату труда. • Соц обслуж и соц защита (выплаты гос пособий) • Соц адаптац и реабилит детей, находящ в трудн жизн ситуации • Право на жилище • Организацию оздоровления и отдыха детей • Организацию квалифицированной юр помощи.
СР с детьми. Соц работа с детьми проявл в разл сферах жизнедеят-ти: в сфере семейн отнош (воспитание, формиров лич-ти), в сфере образования (обучение, развитие, становление), в сфере обитания ребенка – общение со сверстниками, социализация, труд деят-ть (о каждой сфере подробнее далее!!!) СР с детьми направлена на защиту опред ур-ня жизни ребенка, его безопасность (физич,эконмич, соц), право на самореализацию и развитие своих способностей и возм-тей.
В семье. Соц работа с ребенок, еще начинается когда он не родился, с его матери (врачебн контроль при беременности, соц-мед консультирование, психологич помощь). Развивается система психол-педагог и мед-соц сопровождения ребенка в среде его обитания (профориентац центры, кабинеты доверия, наставничество, центры психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМС)). Особое внимание оказывается детям в разводящихся семьях, в семьях с девиантным поведением. Проводятся профилакт работы с родителями, обопещаются разл органы и учржд, берется под контроль ситуация. Если возникает такое, что ребенок оказывается в крайне сложн ситуации (смерть родителя, угроза физич и психол существ ребенка), то выносится на обсуждение вопросы об ограничении родит прав или усыновлении/опеки/попечительстве/приемные семьи/детский дом. Есть и др (инновационные) варианты устройства: семейные детские дома, приемные семьи для временного устройства детей (фостеровские), детские СОС-деревни. Но все таки основным направлением соц работы с детьми является укрепление и поддержка семьи – родной семьи.
В образовании. Воспитание в детских учреждениях строится по апробированным программам. Его необходимым элементом являются обучение детей общению, деятельности в составе группы, подготовка к поступлению в школу. Социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с медициной, педагогикой, производством. Органы социальной защиты населения способствуют оздоровлению и лечению дошкольников, для чего предоставляются льготные условия для пребывания дошкольников в санаториях, на летних площадках. Широкой круг мероприятий предусмотрен для детей с отклонением в здоровье и развитии. Существуют специализированные детские сады, стратегическая цель которых — подготовка к обучению в массовой школе. Однако некоторая часть дошкольников с явно непреодолимыми недостатками в здоровье получает подготовку для обучения в специальной школе. Социальная защищенность школьников формируется, например, путем дифференциации индивидуальных планов развития личности, учебных заданий, образования. В результате дифференциации образования школьники приобретают знания, достаточные для реализации их профессиональных намерений, познавательных интересов. Профориентация школьников — один из важнейших путей решения задач социальной защиты. Профориентация направлена на актуальное социально-профессиональное самоопределение. Социальная работа в школе проводится учителями, воспитателями, социальными организаторами, штатными и внештатными, выступающими от имени органов социальной работы, предприятий и общественности.
В среде обитания. Задача создания благоприятной сред развития ребенка сегодня реализуется в клубной работе, в системе дополнительного образования и развивающего образования, в развитии кружкой и общественных объединений по интересам.
СР с молодежью.
Проблемы: Здоровья ( в том числе употреб наркотиков) Повысилась склонность к суицидам Служба в армии Ранняя беременность Трудоустройство (защищенность, безработица) Криминагенность Потеря соц ориентиров Департамент по делам молодежи в струк-ре мин образов РФ. Сегодня социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность по более чем 30 направлениям. Только психолого-педагогическое консультирование подростков и молодежи осуществляют 206 центров; 10% служб оказывают экстренную психоло-гическую помощь по телефону; около 6% центров занимаются социальной реабилитацией; 19,5% предоставляют социокультурные услуги; 13,5% занимаются профориентацией и трудоустройством молодых людей; около 1% оказывают правовую и почти 5% — информационную помощь молодежи. Система социальной зашиты молодежи в субъектах Российской Федерации имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания. 1. Обязательный минимум учреждений для каждого города, района, куда входят: а) центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневною, временного пребывания, срочной социальной помощи); б) центр социальной помощи семье и детям; в) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; г) социальная гостиница; д) социальный приют для детей и подростков. 2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят: а) центр психолого-педагогической помощи; б) центр экстренной психологической помощи по телефону; в) дом милосердия; г) реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей и подростков). 3. Республиканские, краевые, областные, окружные, межрайонные учреждения, куда входят: а) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; б) дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные; в) общежития для лиц с ограниченными возможностями. В сентябре 2002 г. Министерство образования России направило руководителям по делам молодежи субъектов РФ инструктивное письмо «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи, органов по делам молодежи» и ме-тодические рекомендации, разработанные Департаментом по делам молодежи. Основными направлениями работы органов социального обслуживания молодежи стали: • воспитательно-профилактическая; • реабилитационная; • оздоровительная; • досуговая; • информационно-консультативная; • содействие занятости; • социальная поддержка молодого поколения.
- Объекты и субъекты социальной работы
- Принципы и закономерности социальной работы.
- Исторические этапы становления социальной работы в России.
- Этапы развития социальной работы как научного знания и практики
- Основные тенденции развития социальной работы за рубежом и в России.
- Правовой статус социального работника
- Функции, виды и формы социального прогноза
- Социальное моделирование в социальной работе
- Социальное проектирование
- Проблемы эффективности в социальной работе.
- Государственно-правовые основы социальной работы в современном обществе
- Нормативно-правовое регулирование права населения на социальную поддержку и социальное обслуживание
- Теоретические Парадигмы социальной работы.
- Принципы, структура, функции и методы управления в социальной работе.
- Основные проблемы управления персоналом в социальной сфере
- Сущность, основные принципы и направления современной социальной политики
- Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы.
- Виды, формы и методы технологии социальной работы
- Социальная реабилитация: сущность и содержание.
- Специфика исследований в социальной работе.
- Особенности методики социальной работы с девиантными категориями граждан и находящимися в социально-опасном положении.
- Социально-педагогические проблемы работы с лицами девиантного поведения.
- Методика социальной работы с людьми, имеющие ограниченные возможности и особые нужды.
- Система пенсионного обеспечения в России и сущность ее реформирования.
- Основные цели, задачи и функции социального обслуживания.
- Социальное страхование его сущность и роль в системе социальной защиты населения
- Особенности методики социальной работы с детьми и молодежью.
- Государственная семейная политика и механизм ее реализации
- Пути реабилитации дезадаптированных детей и подростков.
- Гендерные отношения в современном обществе
- Гендерные отношения в современном обществе: и их сущность.
- Технологии социальной работы в пенитенциарных учреждениях
- Социальная медицина: понятия и категории
- Формы и методы оказания социально-медицинской помощи населению.
- Основные направления в организации социально-медицинской помощи.
- Экономические основы деятельности учреждений и предприятий системы социального обслуживания
- Технология социальной работы с пожилыми гражданами.