logo search
ПРОЕКТ

1.1. Сущность и роль религии на Северном Кавказе:

Северный Кавказ является регионом традиционного распространения двух религий – христианства и ислама. Большая часть народов региона исповедует ислам. Единственное исключение – осетины: большая их часть находится в лоне православного христианства, но меньшинство остаются прихожанами мечетей. Северокавказский ислам – суннитского толка. Традиционными течениями последнего являются два мазхаба – шафиитский, много последователей которого встречаются среди аварцев и чеченцев, и ханифицкий, к которому принадлежат остальные верующие мусульмане. Традиционное распространение на Северном Кавказе имеют суфийские ордена, в частности кадирийский и накшбандийский. На Северном Кавказе проживают и шииты – это азербайджанцы, имеющие собственные мечети.

В годы перестройки, ислам претерпел значительную эволюцию: от фактически преследуемой, всячески стесняемой религии (в Дагестане, например, в начале 1980-х гг. было всего 27 мечетей, в Адыгее – ни одной) до первенствующей идеологии, влияние которой ощущается во всех сферах общественно-политической и духовной жизни региона.

В дальнейшем происходило возрождение ислама, наиболее зримое в происходившем массовом строительстве мечетей. Например, на 1 января 1999г. в Дагестане функционировало около 1700 мечетей (по неофициальном данным, 5000). Не менее яркий пример дает Адыгея. В начале 1990-х гг. бывший муфтий Адыгеи Мос Чениб высказал пожелание, чтобы мечети были построены в каждом адыгейском ауле. Возможно, это пожелание еще не реализовано до конца, однако для территории, где еще 15 лет назад не функционировало ни одного молитвенного здания для мусульман, сейчас во многих селениях отстроены мечети. Аналогичное положение и в других регионах северного Кавказа.

Организационно-управленческая структура исламской конфессии на Северном Кавказе достаточно сложна. В советский период существовало региональное Духовное управление мусульман (ДУМ) Северного Кавказа. Однако в конце 1980-х гг. после ряда тяжелых потрясений, начало которым было положено конфликтом на 1 съезде мусульман Северного Кавказа(май 1989 г.), данный съезд, завершившийся смещением ставшего неприемлемым для большинства верующих – муфтия Геккиева. В дальнейшем региональное единство ДУМ не сохранилось, оно раскололось по национальному признаку. В каждой республике образовались собственные духовные управления, существующие и ныне: ДУМ Адыгеи и Краснодарского края, Карачаево-Черкесии и Ставрополя, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ингушетии.

ДУМ Дагестана также не смогло удержаться в организационном объединении, и на третьем съезде дагестанских мусульман (февраль 1992 г.) было положено начало его расколу на этнические муфтияты. В настоящее время существуют духовные управления аварцев, кумыков, лезгин, даргинцев, лакцев и др. Не смотря на это, на определенном этапе горизонтальтные связи вновь заработали и в настоящее время в Дагестане функционирует координационный совет, объединяющий все Духовные управления Дагестана.

Будучи родиной менее чем для половины мусульманского населения России, Северный Кавказ уверенно лидирует среди мусульманских регионов страны по всем основным критериям “возрождения ислама”.

Абсолютное большинство северокавказских христиан исповедует православие. Помимо этого в регионе распространены другие деноминации христианства. В ряде регионов Северного Кавказа зарегистрированы общины христиан-баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня. Армянское население края является приверженцами вероучения Армянской апостольской церкви, армянская владикавказская община имеет собственный храм.

Православная церковь:

На Северном Кавказе у Русской православной церкви (РПЦ) четыре епархии: Ростовская епархия объединяет приходы Ростовской области, Краснодарская – приходы правовобережных (по Кубани) районов Краснодарского Края, Майкопская – приходы Адыгеи и левобережных районов Краснодарского края, Ставропольская – приходы Ставропольского края и 6 республик Северного Кавказа – Дагестана, Чечни, Ингушетии, Какбардино-Балкарии, Северной Осетии и Карачаево-Черкесии.

Северокавказские епархии – одни из самых крупных в РПЦ. На начало 1997 г. В Ставропольской епархии было 244 прихода, в Ростовской – 196, в Краснодарской – 146, в Майкопской – 91.

Большое количество приходов связанно как с перенаселенностью региона, так и с преобладанием в нем сельского населения ( в целом более религиозного, чем городское).

Региональным центром православного духовного образования является открытая Ставропольская духовная семинария, появившаяся в 1990г.

К сожалению, ни для не секрет, что существуют некоторые проблемы во взаимоотношениях между православными и мусульманами, однако православные религиозные деятели Северного Кавказа в целом отрицают существование каких-либо противоречий между православными и мусульманами.

Бытуют мнения, что в какой-то момент времени, православные и мусульманские духовные деятели региона несколько лет пытались развить концепцию “двух основных и нескольких традиционных” религий. При этом помимо ислама и православия, к традиционным конфессиям относят Армянскую апостольскую церковь, буддистов, иудаистов. На православие, ислам и “традиционные” конфессии возлагалась ответственность за возрождение духовности народов региона. Таким образом, появляется возможность утверждать, что в основе сотрудничества между православным и мусульманским духовенством лежат: сознательный взаимный отказ от обращения в свою веру представителей “дружественной конфессии”, общее неприятие деятельности чужаков.

Роль религиозного фактора на Северном Кавказе неисчерпаема, поскольку он влияет на все процессы, происходящие в жизни людей на современном этапе.