2.2. Профилактика суицидального поведения среди подростков
В последнее время к самоубийству приводит растущая пропасть между богатыми и бедными, растущее число неполных семей, популярность огнестрельного оружия, жестокое обращение с детьми и общее "неверие в завтрашний день". Описанные данные требуют дополнительных исследований в означенной социальной среде и особых технологий профилактики подросткового суицида. Начало работы по разрешению выделенной проблемы - в реализации комплекса мер как научно исследовательского, так и организационно-методического характера:
изучение современной ситуации развития ребенка, социально-психологических проблем детства;
объединение усилий заинтересованных организаций и ведомств по созданию единой программы помощи детям;
составление перечня и содержательной характеристики социально-психологических проблем детства;
описание форм и методов работы по преодолению выявленных проблем в разных типах и видах образовательных учреждений;
выработка рекомендаций по психолого-педагогической поддержке ребенка и оказанию помощи педагогам и родителям в решении социально-психологических проблем детства;
обобщение деятельности различных организаций по обучению основным приемам общения, развитию эмпатии, рефлексии, работе по преодолению страхов и барьеров, развитию умения ориентироваться в сложных ситуациях, анализировать мотивы поведения других людей в рамках различных обучающих программ;
привлечение специалистов для организации реальной помощи ребенку через соответствующие Центры и органы образования;
широкое использование средств массовой информации и др.
Вместе с тем, родителям, воспитателям, социальным работникам или любому другому специалисту, сталкивающемуся с какими-либо проявлениями суицидального поведения, необходимо знать о мифах, существующих в обществе:
1) "У самоубийцы нарушена психика". На самом деле, лишь 15-20% совершивших самоубийство психически нездоровы.
2) "Это особый склад характера: чувствительные, меланхоличные и эксцентричные люди". На самом деле, мысли о самоубийстве могут возникнуть у любого человека.
3) "Существует влечение к самоубийству, однажды возникнув, такие мысли не отступят". На самом деле, именно в этом случае можно говорить о невротическом состоянии, а такие представления объясняются страхом перед неведомым и запретным.
4) "Существует наследственная предрасположенность к суициду". На самом деле, возможно суицидальное подражание у ближайшего окружения, но генетической предрасположенности не существует.
5) "Тот, кто действительно решает лишить себя жизни вряд ли будет предупреждать об этом окружающих". На самом деле, истинность намерений всегда проверить очень сложно, но разговоры об этом - это признак кризиса.
Существует возможность столкнуться с самыми разными чувствами, возникающими, когда кто-либо из близких или клиентов выражает суицидальные намерения. Это могут быть: страх, тревога, сочувствие, нетерпение, раздражение, отвержение. Если вы не верите высказываниям о самоубийстве, помните, что они всегда означают, что человеку трудно, и он пытается найти выход из кризисной ситуации. Для подростков проблема собственной смерти может быть связана с развитием самосознания, процессом поиска смысла жизни и этот вопрос им необходимо решить для перехода к зрелости. 50 % подростков думали об этом27.
Если не видно серьезных оснований для кризиса, и он продолжается - необходимо обсуждать трудную для подростка ситуацию и искать ее причины. В подростковом возрасте трудно переоценить роль спокойной уверенности и любви матери в предотвращении суицидальных попыток. Сплоченность родителей, умение нести ответственность за поведение детей, установление доверительных отношений с детьми могут быстро воздействовать на суицидальное поведение подростков.
Если связи родитель-ребенок затруднены, всегда есть возможность обратиться в службу Телефон Доверия. Психолог, консультирующий подростка, выступает в роли посредника, помогающего ему восстановить нарушенные связи с окружающим миром.
Итак, суицидальное поведение у детей до 13 лет - явление относительно редкое, но с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет. Примерно у половины подростков суицидальные действия совершаются на фоне острой аффективной реакции, развивающейся по механизму "короткого замыкания", когда порой малозначительный повод играет роль "последней капли" и провоцирует суицидальное действие.
Большинство суицидальных действий в подростковом возрасте, будучи микросоциально обусловленными, направлены не на самоуничтожение, а на восстановление нарушенных социальных связей с окружающими. Поэтому в подростковом возрасте чаще всего речь идет о применении "суицидальной техники" для достижения той или иной несуицидальной цели. Иногда суицидальное поведение у подростков определяется стремлением к временному "выключению" из ситуации.
Необходимо знать о мифах, существующих в обществе, помнить, что суицидальные попытки всегда означают, что человеку трудно и он пытается найти выход из кризисной ситуации.
- Содержание
- Глава 1. Проблема суицидального поведения подростков………….5
- Глава 2. Особенности проявления и профилактика суицидального поведения подростков …………………………………………………………19
- Введение
- Глава 1 Проблема суицидального поведения подростков
- 1.1. Суицид: основные понятия и масштабы проблемы
- Глава 2 Особенности проявления и профилактика суицидального поведения подростков
- 2.1. Специфика суицидального поведения подростков
- 2.2. Профилактика суицидального поведения среди подростков
- Заключение
- Список использованных источников