logo search
Ворошень 411 ФЗО готовая

2.1 Анализ организации культурно-досуговой деятельности подростков в агрогородке Крулевщина Докшицкого района Витебской области.

На уровне местного управления  и самоуправления Докшицким районным исполнительным комитетом разрабатываются Постановления и Распоряжения с целью регулирования культурно-досуговой деятельности детей и подростков. Главными социальными институтами работы с данной категорией населения являются учреждения образования и культуры. В районе насчитывается 25 сельских клубных учреждений, городской Центр культуры, районный учебно-методический центр, деятельность которых направлена на усовершенствование работы с подростками.

С целью выявления особенностей организации культурно-досуговой деятельности подростков, мы провели исследование в агрогородке Крулевщина Докшицкого района Витебской области.

Задачи:

  1. Подобрать выборку исследования;

  2. Разработать диагностический инструментарий;

  3. Организовать проведение анкетирования;

  4. Провести обработку данных;

  5. Сделать выводы и дать рекомендации;

  6. Дать характеристику (описание) организации досуга подростков в городском Доме культуры городского поселке Бегомль.

Этапы:

  1. Подготовительный: подбор диагностического инструментария, определение базы исследования, выявление количества подростков городского поселка, проведение анкеты.

  2. Основной: осуществление исследования.

  3. Заключительный: обработка и анализ результатов, написание выводов и рекомендаций.

База: агрогородок Крулевщина Докшицкого района Витебской области

Выборка: 23 подростка.

Диагностический инструментарий: анкета

Анкетирование проводилось с целью определения направленности досуговой деятельности и степени удовлетворенности организацией досуга в поселке городского типа. Анкета была предназначена для того, чтобы выявить интересы подростков, какие кружки они предпочитают посещать, чем хотели бы занятьсвоё свободное время, как его организуют на данном этапе.

Нами был проведён опрос на тему "Досуг подростков" (Приложение А).

В опросе приняли участие 23 подростка ГУО «Крулевщинская средняя школа» из них 11 мальчиков (47,8%) и 12 девочек (52,2%). Подростки в возрасте от 13 до 15 лет, а именно учащиеся 7-9 классов. Возрастной состав выборки выглядит так: 13 лет – 6 человек, 14 лет – 6 человек, 15 лет – 11 человек. Мы ставили цель определить наиболее популярные виды проведения досуга, выявить предпочтения в проведении досуга.

Диаграмма №1. Степень удовлетворенности организацией досуга подростков.

Исходя из результатов данной диаграммы, мы можем сделать вывод, что большинство подростков, недостаточно довольны организацией досуга в их местности. Это можно объяснить тем, что агорогодок не располагает всеми доступными средствами для организации разносторонней и полной организации досуга для подростков. В основном с ребятами работает только Дом культуры и школа.

Диаграмма №2. Занятие в свободное время.

Самым предпочтительным времяпровождением для большинства подростков в возрасте 13-15 лет, участвовавших в опросе, является просмотр ТV (20%), просто отдыхают, ничего не делая 18 % опрошенных подростков,

свое свободное время посвящают общению с близкими и друзьями (18/%), играют в компьютерные игры (16%),слушают музыку 10%. Менее распространенным видом деятельности среди подростков является чтение (8 %), занятие любимым хобби (9%).

Диаграмма №3. Участие в клубном формировании.

65% опрошенных являются членом какого-либо кружка, секции или любительского объединения в агрогородке Крулевщина.

На базе Крулевщинского Центра культуры и досуга работают клубные формирования различной жанровой направленности: вокально – хоровые, хореографические, театрально-драматические, любительские объединения и клубы по интересам. В ГУО «Крулевщинская СШ» работают спортивные кружки и секции.

Диаграмма №4. Реализация хобби.

25% опрошенных респондентов считают возможным реализовать свои хобби, увлечения в условиях населенного пункта, где они проживают, частично имеют такую возможность 30% опрошенных, для 35% опрошенных в данном населенном пункте недостаточно возможностей для самореализации и занятия любимым хобби, 10% затруднились ответить на этот вопрос.

Диаграмма №4. Преобладающий мотив участников клубных формирований.

Преобладающим мотивом участия является желание получить новый для себя объём информации, знания, умения и навыки (41%). 32% респондентов хотели бы проявить свои творческие способности, умения, навыки. С целью расширить круг общения в клубных формированиях участвуют 23% опрошенных, 4% респондентов просто заполняют свое свободное время, посещая клубные формирования.

Диаграмма №5. Посещение культурно-массовых мероприятий.

Из данной диаграммы следует, что наиболее посещаемыми культурно – массовыми мероприятиями среди подростков по прежнему остаются дискотеки, шоу программы, вечера отдыха.

Диаграмма №7. Предпочтение в выборе клубного формирования

Наиболее востребованным занятием среди подростков является участие в эстрадной студии (39%), 21 % опрошенных хотели бы заниматься в театрально-драматическом коллективе, 18% – в танцевальном. Желание посещать спортивно-оздоровительные секции высказали 21% респондентов. Лишь 7% отдали свое предпочтение декоративно-прикладному искусству.

Проведенное нами исследование показало, что досуговая самореализация подростков в большей степени осуществляется вне учреждений культуры и обусловлена воздействием современных телекоммуникационных систем – телевидения, интернета, которые выступают как наиболее влиятельные источники эстетического и социализирующего воздействия. Иногда молодой человек не решается или не хочет искать новые формы проведения досуга, в силу сложившихся привычек – это приводит к преобладанию пассивных форм досуга, отсутствию самовыражения и самореализации. В данной ситуации именно культурно-досуговым учреждениям отводится роль «очага культуры», где необходимо уделять большое внимание целенаправленной организации досуговой деятельности подростков. Результатом данной деятельности должен стать переход от простых форм деятельности к более сложным: от пассивного отдыха – к активному, от физических форм рекреации – к духовному наслаждению, от пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству.