logo search
Первая столица

Часть 3

Чудо на полсвета

Велика Россия, а нам все ехать и ехать. И в каждый километр дороги вложен труд не только машинистов и поездных бригад, но и десятков диспетчеров, обходчиков и ремонт­ни­ков. Пожалуй, только в кабине машиниста можно в должной степени оценить эту сложную работу. Специальные навигационные системы подсказывают, что ждет состав впереди, включая опасные участки дороги, диспетчеры постоянно под­держивают связь с поездами, дирижируя общим движением, путевые посты контролируют состояние вагонов, которые мощный локомотив влечет за собой. Кстати, ради этой же цели помощник машиниста при приближении встреч­ного поезда встает и смотрит, все ли в порядке с вагонами встречного поезда, ведь сами машинисты не видят, что происходит за их кабиной.

Особая забота о самочувствии машиниста. Понятное де­ло, что перед выходом на магистраль он проходит медицинский осмотр, но есть еще и приборы, которые контролируют его состояние во время движения, и даже кнопки безопасности — если машинист не среагирует на запрос, сработает сирена. Не заснешь, в общем.

Да и чего спать, когда вокруг такая красота! Машинисты в этих диких местах видят и рысей, и медведей, хотя, говорят, сейчас диких животных стало меньше — дикие человеки постарались. Хотя и людей на этих заброшенных полустанках, где нет даже перронов, становится все меньше. Старики умирают, молодежь уезжает.

А начиналось все довольно помпезно. 19 мая 1891 года наследник российского престола, будущий царь Николай, заложил первый камень Великой Сибирской железнодо­рожной магистрали. С этого символического жеста началась история Транссиба, ныне вполне заслуженно считающейся од­ним из технических чудес света. Следует отметить, что строительство Транссибирской магистрали велось русскими специалистами на русские деньги и из русских материалов, что способствовало росту патриотических настроений в обществе и поднимало престиж государства за рубежом. Можете вспомнить историю строительства нефтепровода Одесса—Броды и сравнить экономическую состоятельность обоих проектов.

Строительство Транссиба шло до 1916 года и немало способствовало освоению этого дикого края. А с середины 70-х годов Транссибирская магистраль выполняет еще и роль своеобразного сухопутного моста между Японией и Европой, и поток грузов постоянно возрастает. К тому же в по­следнее время вся дорога до Владивостока электрифици­рована.

К слову сказать, отопление в нашем поезде тоже зависит от локомотива и его машиниста, которые отпускают электроэнергию на обогрев состава. Причем, они должны по мере сил ее экономить. Так что случается, говорят, тепла и не хватает. Ну, чего не видели, того не знаем — мы-то сидели в своих вагонах в дьявольской жаре. В этом году Сибирь поменялась с Украиной климатом, а привычка топить по полной осталась.

Еще в начале путешествия Рафаэль Аббасович рекомендовал нам на каждой станции выходить разминаться, дышать свежим воздухом. Тогда мы ему не поверили, и вот через пять дней пути я, выйдя на морозный воздух, едва не потерял сознание — голова закружилась, и я насилу забрался в прогретый вагон.

За окном бесконечным вихрем проносятся нелепые остатки великой державы: родина поэта и харьковского депутата Евгения Евтушенко — пресловутая станция Зима; озеро Байкал, а значит, на столе появляется байкальская форель — знаменитый омуль; станция Сковородиновка, с которой начинался знаменитый БАМ. А я все думал: неужели наши неучи, сидящие на мешках ворованных денег, никак не могут понять, что глупо ссориться с державой, которая занимает 7 часовых поясов.

Наш поезд фактически переформировали. Отделились вагоны-прихвостни вроде Харьков—Бурея или Харьков—Улан-Уде, зато появились Уфа—Владивосток, Челябинск—Владивосток и еще черт знает что, тоже влекущееся к столице Приморья.

Ближе к Хабаровску попадается все больше тоннелей и станций с экзотическими названиями, например Архара, на­селенная не иначе как архаровцами, или полустанок Ерофей Павлович. Здесь в свое время была зимовка русского землепроходца Ерофея Павловича Хабарова. Этимология названия Биробиджан или происхождение названия деревни Цим­мермановка даже не обсуждается.

Люди в этих краях живут с леса — собирают ягоды, грибы, охотятся на дичь и, несомненно, браконьерят. Например, на станции Вяземская функционирует известный на все Приморье икорный рынок. Свежайшая красная икра сто­ит 750 рублей за кило, иначе говоря — 150 гривен.

Но даже изысканные деликатесы не вызывают радости у усталого путника. С каждым днем скученность пассажиров утомляла меня все больше, а со съемочной группой мы вообще уже не могли смотреть друг на друга без содрогания, словно братские республики к моменту распада СССР. Или случайные любовники, проснувшиеся поутру в грязной про­куренной постели. Ужин раздели с друзьями, подругами, водкой и закуской, а утро отдай врагу.