logo search
Sbornik_2010

Современные проблемы образовательного процесса вуЗов и методы их решений

Схема организации педагогического процесса в отечественной высшей школе в определенной мере противоречит психолого-педагогическим закономерностям, принципам. В сложившихся условиях интериоризация знания нередко крайне затруднена. Весьма условна степень самостоятельности, свободы и ответственности студента в образовательном процессе. Создается впечатление, что настоятельные требования времени находятся в остром и неразрешимом противоречии с доминирующими организационными формами обучения в вузе.

Одной из актуальнейших проблем вузовской педагогики является качество образования: уровень профессиональных и общих знаний и умений студентов, их ценностные ориентации.

В связи с быстрым старением знаний, внедрением новых технологий, появлением новых научных направлений на стыке смежных наук вузовская система постоянно сталкивается с необходимостью введения новых учебных программ или смены приоритетов в направлениях подготовки высококвалифицированных специалистов. И если учесть, что все это происходит на фоне постоянного повышения стоимости образования, то становится очевидным, что только сам вуз может квалифицированно определить, какие новые учебные программы, какие приоритеты ему необходимы.

Анализ проблемы позволяет выделить целый ряд причин ее возникновения и сгруппировать их следующим образом: слабая мотивация учения, недостаток времени, индивидуальные и типологические особенности студентов, неразвитость умений и навыков познавательной деятельность, неэффективная организация познавательного процесса со стороны преподавателя, факультета.

Эти причины, в свою очередь, являются следствием недостатков в обучении и воспитании молодежи на предыдущих этапах образования в школе и семье, что, безусловно, связано с социально-экономической ситуацией в стране.

Представляется целесообразным проанализировать, на каком уровне – студента, преподавателя, вуза, государства – возможно устранение причин проблемы и возможно ли это сделать в нынешних условиях.

Цели и задачи вуза должны быть сформулированы так, чтобы был ясным предполагаемый итог процесса обучения, т.е. то, к чему вуз должен стремиться, а не то, как он собирается решать поставленные задачи. Другой составляющей при отборе программ и приоритетов являются внешние показатели и потребности.

Наряду с внешними существуют внутренние возможности вуза. Правильный выбор учебной программы всегда предполагает соответствие внешних и внутренних факторов и возможностей.

Вуз разрабатывает перечень критериев, которые обеспечивают учет внешних и внутренних факторов. Это необходимо для правильного принятия решения по отбору программ и приоритетов. Следует отметить, что критерии, применяемые для этих целей, не всегда совпадают с теми, которые используются при оценке индивидуальных программ.

Из всех показателей наиболее важным является качество профессорско-преподавательского состава (ППС). Качество ППС может оцениваться количеством опубликованных научных работ, объемом финансирования научных исследований, количеством патентов и авторских свидетельств, наградами, научными званиями, качеством педагогической деятельности.

Другой критерий предполагает определение степени необходимости принятия заявленной программы. Показатели, подтверждающие потребность в такой программе, должны учитывать как внешние, так и внутренние факторы.

При этом следует рассмотреть показатели:

а) роль и важность программы в деятельности вуза. То есть необходимо ответить на вопрос: будут ли изменения в целях и деятельности вуза, если такая программа будет принята; б) спрос на программу со стороны студентов. Будет ли она “выпускающей” или “не выпускающей”, сколько студентов пожелают по ней специализироваться или просто обучаться;

в) спрос на выпускников, специализирующихся по этой программе. В этом случае наиболее важным критерием будет возможность занятости и будущая профессиональная деятельность выпускников;

г) географическое расположение вуза. Предлагается оценить преимущества вуза в зависимости от демографического, индустриального, культурного положения в данной зоне или регионе;

д) преимущества по сравнению с другими вузами. При анализе данного показателя необходимо показать, какие отличительные особенности программы обеспечивают долгосрочную поддержку вузу, несмотря на конкуренцию с другими.

После принятия решения по выбору программ вуз оценивает приоритетность их реализации. Обычно рассматриваются два подхода:

а) вуз обеспечивает необходимыми ресурсами все принятые программы;

б) вуз обеспечивает ресурсами только те программы, которые занимают ведущие позиции в стране.

В дальнейшем все вузы стремятся подтвердить качество программ их аккредитацией. Аккредитация учебных программ осуществляется на добровольной основе группой внешних экспертов. В нашем случае эти вопросы, по-видимому, будет решать, как и ранее, Министерство образования, которое формирует группу внешних экспертов и предлагает перечень параметров (критериев) оценки учебных программ вуза.

Проблема повышения качества образования постоянно решается индивидуальными и коллективными усилиями профессорско-преподавательского состава. Однако конкретные методические приемы, как правило, дают временный, частичный или локальный эффект.

Новые резервы качества, по-видимому, заключены в новых парадигмах образования и соответствующих им организационных возможностях.

Актуальными парадигмами образования являются развивающее обучение (РО) и личностноориентированное образование (ЛОО). Эти парадигмы требуют значительной степени свободы учебного процесса для его участников, признание студента субъектом своей познавательной деятельности не на словах, а на деле. Большие резервы повышения качества образования заключены в личностной деятельности студента и преподавателя. Но смена парадигмы требует системы изменений более высокого уровня, появления разнообразных организационных моделей образования в вузе, на факультете.

Аврамич Халед

Государственный университет информатики и искусственного интеллекта

(Украина, г. Донецк)