logo search
letsii_gor_upravlenie

Конкурентоспособность города.

На современном этапе развития растет роль крупных городов, так как они являются сосредоточением капитала, емким рынком, развитой инфраструктурой, наличием квалификационных кадров. В них течет культурно-научная жизнь. Они являются административными центрами субъектов РФ и опорными узлами территориальной организации населения. Часто они бывают донорами регионального бюджета.

Понятие конкурентности ввел М.Портер в 1990г.

Конкурентность – это способность территории достигать постоянно растущий уровень жизни за счет повышения производительности, использования труда и капитала как действующими, так и новыми предприятиями.

Виды конкурентоспособности.

1. Перспективный – возможность привлечения в город дополнительных финансовых потоков.

2. Текущий - определение конкурентоспособных ключевых бюджетообразующих предприятий.

Конкурентоспособность города шире, чем конкурентоспособность, расположенная на его территор.предприятии.

Она включает в себя: - экономические ресурсы (земля, раб.сила) - экономическую инфраструктуру (банки, финансовый капитал, страховые кампании). - управление экономическими процессами

- структурное осуществление управления.

Конкурентоспособность города шире, чем инвестиционная привлекательность или инвестиционный климат. Конкурентоспособность включает в себя категории, способствующие привлечению в город не только инвестиционного, но и других факторов.

Города конкурируют за: - новое население - сохранение и привлечение новых предприятий - финансы - привлечение экономических, научных, культурных центров.

Уровни конкуренции между городами в РФ: - между собой в пределах региона или ФО - в пределах экономических зон - в пределах государства - в пригородных территориях с сопред.государством.

Сегодня современный город часто рассматривают с точки зрения предприятия, которое должно эффективно распоряжаться своими ресурсами.

Новые подходы к управлению города, где учитываются: - потребности населения - потребности предприятия.

Жители города становятся акционерами, которые получают процентные дивиденты в виде высокого уровня жизни.

Этапы управления городом.

Схема управления городом.

- оценка текущего уровня и конкурентоспособности

- оценка потенциальных точек роста городов, разработка стимулов привлечения новых экон.субъектов

- оценка существующих препятствий для осуществления программ

- система сбалансированных показателей

- программа принимается законодательно и вступает в силу

- осуществляется текущее управление программой, включающее в себя мониторинг, план-фактный анализ и корректировку с учетов изменений

Конкурентоспособность города.

На современном этапе развития растет роль крупных городов, т.к. они являются сосредоточением капитала, емким рынком, развитой инфраструктурой, наличием квалифицированных кадров. В них кипит культурная и научная жизнь, они являются административными центарми субъектов РФ и опорными узлами территориальной организации населения. Часто они бывают донорами регионального бюджета.

Понятие конкурентоспособность ввел Портер в 1990 г.

Конкурентоспособность – это способность территории достигать постоянно растущий уровень жизни за счет повышении я производительности условий труда и капитала как действующими, так и новыми предприятиями-создателями добавленной стоимости.

Виды конкурентоспособности:

* перспективная – возможность привлечения в город дополнительных финансовых потоков

* текущая – определяется уровнем конкурентоспособности предприятий бюджетообразующих предприятий.

Конкурентоспособность города шире, чем конкурентоспособность предприятий на его территории.

Она включает:

* экономические ресурсы (люди, земля)

* экономическую инфраструктуру (банки)

* управление экономическими процессами

* структуры, осуществляющие управление

Конкурентоспособность города шире, чем инвестиционная привлекательность.

Конкуренция городов может проявляться в следующих направлениях:

* сохранение и привлечение в город населения

* сохранение и привлечение новых предприятий

* за финансы

* за привлечение политических, экономических, научных, культурных и иных центров.

Уровни конкуренции между городами:

* между собой в пределах региона или федерального округа

* в пределах экономических зон

* в пределах государства

* в приграничных территориях с сопредельными государствами

Сегодня часто город рассматривают с точки зрения предприятия (корпорации), которое должно эффективно распоряжаться своими ресурсами.

Новые подходы к управлению городом, где учитываются потребности населения и потребности предприятия. Жители города становятся «акционерами», которые получают свои %, дивиденды в виде высокого уровня жизни.

Этапы управления городом:

1) оценивается текущий уровень конкурентоспособности, производится сравнение ключевых показателей с показателями аналогичных городов

2) оцениваются потенциальные точки роста города, разрабатываются стимулы привлечения новых экономических субъектов и развития существующих

3) оцениваются существующие препятствия для осуществления программы, предлагаются пути их устранения, прогнозируются сценарии развития, оценивается общий уровень затрат на реализацию программы и отдачи от нее

Схема управления городом:

* строится система сбалансированных показателей, на основании которых будет оцениваться эффективность выбранной стратегии

* программа принимается законодательно и вступает в силу

* осуществляется текущее управление программой (мониторинг, план-фактный анализ и корректировка)

Факторы конкурентоспособности города:

1) базовые (общие) факторы: трудовые, природные и другие факторы производства

2) специализированные факторы: квалифицированная рабочая сила, НТП и другие высокотехнологичные факторы

Подходы к определению факторов конкурентоспособности города:

* «Ромб» М.Портера. Параметры факторов (природные ресурсы, квалифицированные кадры, капитал, инфраструктура и т.д.), условия спроса (уровень доходов, эластичность спроса и т.д.), родственные и поддерживающие отрасли (уровень развития общественных банков, образовательных отраслей), стратегия, структура и соперничество фирм (уровень развития конкуренции между предприятиями и отраслями).

* Концепция С.Янсена-Батлера. Секторальная структура экономики, уровень развития инноваций, значение города как центра принятия решений, уровень концентрации квалифицированной рабочей силы, классовая структура, роль города как культурного, образовательного и туристического центра, уровень доходов и занятости населения.

* концепция добавленной стоимости П.Кресла и Б.Сингха

* концепция производительности И.Бегга: рост производительности, занятость (использование человеческих ресурсов), уровень жизни

«Конкурентоспособность» Бега:

- с позиции уровня развития экономики городов в сравнении с другими городами.

Общие факторы:

- изменения в соотношении секторов экономической деятельности

- характеристики компаний

- среда, в которой осуществляется бизнес

Отечественные подходы:

* концепция института «Евроград» (Гринчель)

* концепция компании «BDO Юником» и др.

Города рассматриваются как специфический товар, потребителями полезных качеств которого выступают:

- жители

- предприятия

- инвесторы

- предприниматели

- туристы и т.д.

Факторы конкурентоспособности для населения:

* наличие рабочих мест

* уровень заработной платы населения

* наличие и качество жилья

* экология

* уровень потребительских цен

* культурная жизнь

* транспорт

* учреждения детского и юношеского воспитания

* система высшего образования

* уровень криминогенности

Факторы конкурентоспособности для предприятия:

* наличие и экономические особенности факторов производства

* налоговый и предпринимательский контроль

* отношения предпринимательства с местной властью

* отдаленность от рынков сбыта и качество транспортной инфраструктуры

* стратегия и перспективы развития города

* экономическое разнообразие производственного сектора

* развитие науки, образования и переподготовки кадров

* степень экологической усталости города

Факторы конкурентоспособности для малого бизнеса:

То же самое, что и для предприятий плюс:

* платежеспособный спрос населения

* платежеспособный спрос коммунального хозяйства

* криминогенная обстановка

* наличие свободных производственных помещений

* наличие свободных подготовленных земельных площадей

* развитость кредитно-финансовой системы

Факторы конкурентоспособности для туристов:

* наличие историко-архитектурных и культурных объектов

* наличие туристического интереса к посещению города

* природно-климатические условия

* качество туристической инфраструктуры и цены на услуги туристического комплекса

* транспортная доступность города и особо привлекательных объектов

* благоприятность экологии и наличие красивых природных ландшафтов

* эффективность городского маркетинга

* разнообразие типов туризма

* проведение ярких событий: традиционных праздников, ярмарок, выставок, фестивалей и т.д.

* активность позиционирования города в Интернете

Факторы конкурентоспособности для инвесторов:

* уровень доходов местного бюджета

* экономический потенциал и конкурентоспособность предприятий города

* политическая стабильность

* степень прогрессивности менеджмента

Цель власти города при формировании его конкурентоспособности:

* создание условий для производства

* повышение уровня жизни населения

* стимулирование компаний к повышению качества

* установление связей между властью и бизнесом

* осуществление контроля за соблюдением стандартов безопасности

* развитие инвестиционного климата

* развитие прогрессивных механизмов управления (государственно-частное партнерство)

Инструменты, направленные на повышение конкурентоспособности территории:

1) анализ социально-экономического развития и ресурсного потенциала территории (SWOT и PEST-анализы)

2) разработка среднесрочной стратегии и целевых программ

3) анализ и выбор целевых рынков

4) эффективное позиционирование территории (PR)

5) коммуникационные мероприятия, демонстрирующие открытость территории для контактов

6) выбор и анализ площадок для размещения бизнеса.

Понятие «управление развитием города» отличается от «управления функционированием города», т.к. первое направлено на развитие и улучшение социально-экономических показателей, а второе связано с обеспечением функционирования города.

Управление функционированием города:

* текущее планирование

* организация текущей деятельности

* текущая координация и контроль

* обеспечение текущей мотивации

Этапы стратегического управления:

1) анализ города: проведение SWOT и PEST-анализа

2) стратегическое планирование

3) реализация «стратегии»

4) мониторинг достижения стратегических целей и корректировка отдельных положений стратегии

Внутренняя среда города

Субъекты стратегического управления:

* местная власть

* бизнес↔некоммерческие организации (городское сообщество)

Основные объекты стратегического воздействия и преобразования:

* управленческая сфера

* финансово-экономическая сфера

* городское хозяйство

* производственная сфера

* социальная сфера

Средства и инструменты стратегического управления:

* формы и методы информированности жителей и общественности

* организационные формы взаимодействия субъектов управления

* методы системного анализа информации (SWOT и PEST-анализы)

* методики и механизмы стратегического планирования

* документы стратегического развития общества

Ресурсные условия:

* природные ресурсы

* человеческие ресурсы

* финансовые ресурсы

* научные ресурсы

* технологические ресурсы

* духовное наследие

СХЕМА

Внешние факторы прямого воздействия на внутреннюю среду:

* федеральные и региональные органы власти

* НПА

* финансовая поддержка МО (гранты, фонды)

* региональные и федеральные целевые программы

* близлежащие города и поселки

* инвесторы и бизнес других городов и стран

* туристы

* информация в СМИ и Интернете

Внешняя среда косвенного воздействия:

* политические факторы

* экономические факторы

* нормативно-правовые факторы

* научно-технические факторы

* социально-культурные факторы

* природные факторы

Проблемы при осуществлении процесса стратегического управления:

1) нет единого методологического подхода к терминам и понятиям

2) отсутствие нормативной базы и базы стратегического планирования

3) нет единообразия в названии стратегических документов на различных иерархических уровнях территориального управления

4) стратегии городов-миллионеров оказались сходными

5) в стратегиях часто не определены приоритеты развития (сфера)

6) главный эффект городских стратегий – имиджевый

7) трудность определения места города в системе политических, социальных и экономических планов развития городов

8) отсутствие глубокого анализа проблем бедности и социальных расслоений

9) отсутствие системного применения всех разработанных в городе видов стратегических документов, согласование их содержания:

* отсутствие критериев внесения корректив в стратегию

* отсутствие опыта планирования городского развития в условиях «не растущей» экономики

Соотношение территориального и социально-экономического и бюджетного планирования

3 плана

1) генеральный план (на 20-25 лет, на перспективу 25-30 лет, Градостроительный кодекс РФ)

2) среднесрочная стратегия ( долгосрочная на 15-20 лет, среднесрочная на 3-7, ФЗ «о государственном стратегическом планировании»)

3) бюджетное планирование (на 3 года, сейчас на 1 год, Бюджетный кодекс)

Отсутствуют система разработки стратегических документов на разных уровнях. Все 3 плана должны быть друг с другом взаимосвязаны и соответствовать планам и документам регионального и федерального уровней.

В данном случае стратегия должна выступать в роли значительного документа ,который разрабатывает принципы развития территории, на которую должны ориентироваться генеральный план и бюджет.

Недостатки стратегического плана:

1) оценка реализации стратегии ведется только через количественные показатели, которых очень много и не отражают глобальных принципов стратегического планирования

2) мониторинг не включает качественную оценку реализации плана, не ведутся опросы населения о качестве жизни в МО

3) многие стратегии стали неактуальны, т.к. заложенные индикаторы стали не актуальны

4) многие стратегии городов не имеют мониторинга достигнутых результатов и не ведут своевременную корректировку индикаторов

5) во многих городах отсутствует функция органов управления по стратегическому управлению городом

Причины декларативности стратегии:

1) отсутствие обоснованного выбора сценария развития

2) имиджевый характер стратегии

3) низкое качество анализа статистических данных

4) отсутствие грамотной экстраполяции этих данных на будущее развитие, непрозрачность процессов и отношений в процессе реализации стратегий

5) стратегии не вскрывают глубоких противоречий

6) слабое развитие гражданского общества

7) игнорирование интересов бизнеса, власти и общества

8) отсутствие механизма внесения корректив в стратегии городов

9) провозглашение принципа завершения программы по истечению ее срока, а не по достижению цели

10) недостаток финансового обеспечения стратегии

11) сложность расчета полезного эффекта и окупаемости социальных программ

Меры по совершенствованию процесса стратегического планирования:

1) привести в соответствие стратегии МО со стратегиями регионов и федерации

2) осуществлять подготовку кадров по стратегическому управлению территорией

3) обеспечить значительную роль отдела стратегического развития МО для того, чтобы грамотно организовать процесс формирования банка данных о стратегическом развитии и своевременной корректировке целей и задач отдельных сфер города