Конкурентоспособность города.
На современном этапе развития растет роль крупных городов, так как они являются сосредоточением капитала, емким рынком, развитой инфраструктурой, наличием квалификационных кадров. В них течет культурно-научная жизнь. Они являются административными центрами субъектов РФ и опорными узлами территориальной организации населения. Часто они бывают донорами регионального бюджета.
Понятие конкурентности ввел М.Портер в 1990г.
Конкурентность – это способность территории достигать постоянно растущий уровень жизни за счет повышения производительности, использования труда и капитала как действующими, так и новыми предприятиями.
Виды конкурентоспособности.
1. Перспективный – возможность привлечения в город дополнительных финансовых потоков.
2. Текущий - определение конкурентоспособных ключевых бюджетообразующих предприятий.
Конкурентоспособность города шире, чем конкурентоспособность, расположенная на его территор.предприятии.
Она включает в себя: - экономические ресурсы (земля, раб.сила) - экономическую инфраструктуру (банки, финансовый капитал, страховые кампании). - управление экономическими процессами
- структурное осуществление управления.
Конкурентоспособность города шире, чем инвестиционная привлекательность или инвестиционный климат. Конкурентоспособность включает в себя категории, способствующие привлечению в город не только инвестиционного, но и других факторов.
Города конкурируют за: - новое население - сохранение и привлечение новых предприятий - финансы - привлечение экономических, научных, культурных центров.
Уровни конкуренции между городами в РФ: - между собой в пределах региона или ФО - в пределах экономических зон - в пределах государства - в пригородных территориях с сопред.государством.
Сегодня современный город часто рассматривают с точки зрения предприятия, которое должно эффективно распоряжаться своими ресурсами.
Новые подходы к управлению города, где учитываются: - потребности населения - потребности предприятия.
Жители города становятся акционерами, которые получают процентные дивиденты в виде высокого уровня жизни.
Этапы управления городом.
Схема управления городом.
- оценка текущего уровня и конкурентоспособности
- оценка потенциальных точек роста городов, разработка стимулов привлечения новых экон.субъектов
- оценка существующих препятствий для осуществления программ
- система сбалансированных показателей
- программа принимается законодательно и вступает в силу
- осуществляется текущее управление программой, включающее в себя мониторинг, план-фактный анализ и корректировку с учетов изменений
Конкурентоспособность города.
На современном этапе развития растет роль крупных городов, т.к. они являются сосредоточением капитала, емким рынком, развитой инфраструктурой, наличием квалифицированных кадров. В них кипит культурная и научная жизнь, они являются административными центарми субъектов РФ и опорными узлами территориальной организации населения. Часто они бывают донорами регионального бюджета.
Понятие конкурентоспособность ввел Портер в 1990 г.
Конкурентоспособность – это способность территории достигать постоянно растущий уровень жизни за счет повышении я производительности условий труда и капитала как действующими, так и новыми предприятиями-создателями добавленной стоимости.
Виды конкурентоспособности:
* перспективная – возможность привлечения в город дополнительных финансовых потоков
* текущая – определяется уровнем конкурентоспособности предприятий бюджетообразующих предприятий.
Конкурентоспособность города шире, чем конкурентоспособность предприятий на его территории.
Она включает:
* экономические ресурсы (люди, земля)
* экономическую инфраструктуру (банки)
* управление экономическими процессами
* структуры, осуществляющие управление
Конкурентоспособность города шире, чем инвестиционная привлекательность.
Конкуренция городов может проявляться в следующих направлениях:
* сохранение и привлечение в город населения
* сохранение и привлечение новых предприятий
* за финансы
* за привлечение политических, экономических, научных, культурных и иных центров.
Уровни конкуренции между городами:
* между собой в пределах региона или федерального округа
* в пределах экономических зон
* в пределах государства
* в приграничных территориях с сопредельными государствами
Сегодня часто город рассматривают с точки зрения предприятия (корпорации), которое должно эффективно распоряжаться своими ресурсами.
Новые подходы к управлению городом, где учитываются потребности населения и потребности предприятия. Жители города становятся «акционерами», которые получают свои %, дивиденды в виде высокого уровня жизни.
Этапы управления городом:
1) оценивается текущий уровень конкурентоспособности, производится сравнение ключевых показателей с показателями аналогичных городов
2) оцениваются потенциальные точки роста города, разрабатываются стимулы привлечения новых экономических субъектов и развития существующих
3) оцениваются существующие препятствия для осуществления программы, предлагаются пути их устранения, прогнозируются сценарии развития, оценивается общий уровень затрат на реализацию программы и отдачи от нее
Схема управления городом:
* строится система сбалансированных показателей, на основании которых будет оцениваться эффективность выбранной стратегии
* программа принимается законодательно и вступает в силу
* осуществляется текущее управление программой (мониторинг, план-фактный анализ и корректировка)
Факторы конкурентоспособности города:
1) базовые (общие) факторы: трудовые, природные и другие факторы производства
2) специализированные факторы: квалифицированная рабочая сила, НТП и другие высокотехнологичные факторы
Подходы к определению факторов конкурентоспособности города:
* «Ромб» М.Портера. Параметры факторов (природные ресурсы, квалифицированные кадры, капитал, инфраструктура и т.д.), условия спроса (уровень доходов, эластичность спроса и т.д.), родственные и поддерживающие отрасли (уровень развития общественных банков, образовательных отраслей), стратегия, структура и соперничество фирм (уровень развития конкуренции между предприятиями и отраслями).
* Концепция С.Янсена-Батлера. Секторальная структура экономики, уровень развития инноваций, значение города как центра принятия решений, уровень концентрации квалифицированной рабочей силы, классовая структура, роль города как культурного, образовательного и туристического центра, уровень доходов и занятости населения.
* концепция добавленной стоимости П.Кресла и Б.Сингха
* концепция производительности И.Бегга: рост производительности, занятость (использование человеческих ресурсов), уровень жизни
«Конкурентоспособность» Бега:
- с позиции уровня развития экономики городов в сравнении с другими городами.
Общие факторы:
- изменения в соотношении секторов экономической деятельности
- характеристики компаний
- среда, в которой осуществляется бизнес
Отечественные подходы:
* концепция института «Евроград» (Гринчель)
* концепция компании «BDO Юником» и др.
Города рассматриваются как специфический товар, потребителями полезных качеств которого выступают:
- жители
- предприятия
- инвесторы
- предприниматели
- туристы и т.д.
Факторы конкурентоспособности для населения:
* наличие рабочих мест
* уровень заработной платы населения
* наличие и качество жилья
* экология
* уровень потребительских цен
* культурная жизнь
* транспорт
* учреждения детского и юношеского воспитания
* система высшего образования
* уровень криминогенности
Факторы конкурентоспособности для предприятия:
* наличие и экономические особенности факторов производства
* налоговый и предпринимательский контроль
* отношения предпринимательства с местной властью
* отдаленность от рынков сбыта и качество транспортной инфраструктуры
* стратегия и перспективы развития города
* экономическое разнообразие производственного сектора
* развитие науки, образования и переподготовки кадров
* степень экологической усталости города
Факторы конкурентоспособности для малого бизнеса:
То же самое, что и для предприятий плюс:
* платежеспособный спрос населения
* платежеспособный спрос коммунального хозяйства
* криминогенная обстановка
* наличие свободных производственных помещений
* наличие свободных подготовленных земельных площадей
* развитость кредитно-финансовой системы
Факторы конкурентоспособности для туристов:
* наличие историко-архитектурных и культурных объектов
* наличие туристического интереса к посещению города
* природно-климатические условия
* качество туристической инфраструктуры и цены на услуги туристического комплекса
* транспортная доступность города и особо привлекательных объектов
* благоприятность экологии и наличие красивых природных ландшафтов
* эффективность городского маркетинга
* разнообразие типов туризма
* проведение ярких событий: традиционных праздников, ярмарок, выставок, фестивалей и т.д.
* активность позиционирования города в Интернете
Факторы конкурентоспособности для инвесторов:
* уровень доходов местного бюджета
* экономический потенциал и конкурентоспособность предприятий города
* политическая стабильность
* степень прогрессивности менеджмента
Цель власти города при формировании его конкурентоспособности:
* создание условий для производства
* повышение уровня жизни населения
* стимулирование компаний к повышению качества
* установление связей между властью и бизнесом
* осуществление контроля за соблюдением стандартов безопасности
* развитие инвестиционного климата
* развитие прогрессивных механизмов управления (государственно-частное партнерство)
Инструменты, направленные на повышение конкурентоспособности территории:
1) анализ социально-экономического развития и ресурсного потенциала территории (SWOT и PEST-анализы)
2) разработка среднесрочной стратегии и целевых программ
3) анализ и выбор целевых рынков
4) эффективное позиционирование территории (PR)
5) коммуникационные мероприятия, демонстрирующие открытость территории для контактов
6) выбор и анализ площадок для размещения бизнеса.
Понятие «управление развитием города» отличается от «управления функционированием города», т.к. первое направлено на развитие и улучшение социально-экономических показателей, а второе связано с обеспечением функционирования города.
Управление функционированием города:
* текущее планирование
* организация текущей деятельности
* текущая координация и контроль
* обеспечение текущей мотивации
Этапы стратегического управления:
1) анализ города: проведение SWOT и PEST-анализа
2) стратегическое планирование
3) реализация «стратегии»
4) мониторинг достижения стратегических целей и корректировка отдельных положений стратегии
Внутренняя среда города
Субъекты стратегического управления:
* местная власть
* бизнес↔некоммерческие организации (городское сообщество)
Основные объекты стратегического воздействия и преобразования:
* управленческая сфера
* финансово-экономическая сфера
* городское хозяйство
* производственная сфера
* социальная сфера
Средства и инструменты стратегического управления:
* формы и методы информированности жителей и общественности
* организационные формы взаимодействия субъектов управления
* методы системного анализа информации (SWOT и PEST-анализы)
* методики и механизмы стратегического планирования
* документы стратегического развития общества
Ресурсные условия:
* природные ресурсы
* человеческие ресурсы
* финансовые ресурсы
* научные ресурсы
* технологические ресурсы
* духовное наследие
СХЕМА
Внешние факторы прямого воздействия на внутреннюю среду:
* федеральные и региональные органы власти
* НПА
* финансовая поддержка МО (гранты, фонды)
* региональные и федеральные целевые программы
* близлежащие города и поселки
* инвесторы и бизнес других городов и стран
* туристы
* информация в СМИ и Интернете
Внешняя среда косвенного воздействия:
* политические факторы
* экономические факторы
* нормативно-правовые факторы
* научно-технические факторы
* социально-культурные факторы
* природные факторы
Проблемы при осуществлении процесса стратегического управления:
1) нет единого методологического подхода к терминам и понятиям
2) отсутствие нормативной базы и базы стратегического планирования
3) нет единообразия в названии стратегических документов на различных иерархических уровнях территориального управления
4) стратегии городов-миллионеров оказались сходными
5) в стратегиях часто не определены приоритеты развития (сфера)
6) главный эффект городских стратегий – имиджевый
7) трудность определения места города в системе политических, социальных и экономических планов развития городов
8) отсутствие глубокого анализа проблем бедности и социальных расслоений
9) отсутствие системного применения всех разработанных в городе видов стратегических документов, согласование их содержания:
* отсутствие критериев внесения корректив в стратегию
* отсутствие опыта планирования городского развития в условиях «не растущей» экономики
Соотношение территориального и социально-экономического и бюджетного планирования
3 плана
1) генеральный план (на 20-25 лет, на перспективу 25-30 лет, Градостроительный кодекс РФ)
2) среднесрочная стратегия ( долгосрочная на 15-20 лет, среднесрочная на 3-7, ФЗ «о государственном стратегическом планировании»)
3) бюджетное планирование (на 3 года, сейчас на 1 год, Бюджетный кодекс)
Отсутствуют система разработки стратегических документов на разных уровнях. Все 3 плана должны быть друг с другом взаимосвязаны и соответствовать планам и документам регионального и федерального уровней.
В данном случае стратегия должна выступать в роли значительного документа ,который разрабатывает принципы развития территории, на которую должны ориентироваться генеральный план и бюджет.
Недостатки стратегического плана:
1) оценка реализации стратегии ведется только через количественные показатели, которых очень много и не отражают глобальных принципов стратегического планирования
2) мониторинг не включает качественную оценку реализации плана, не ведутся опросы населения о качестве жизни в МО
3) многие стратегии стали неактуальны, т.к. заложенные индикаторы стали не актуальны
4) многие стратегии городов не имеют мониторинга достигнутых результатов и не ведут своевременную корректировку индикаторов
5) во многих городах отсутствует функция органов управления по стратегическому управлению городом
Причины декларативности стратегии:
1) отсутствие обоснованного выбора сценария развития
2) имиджевый характер стратегии
3) низкое качество анализа статистических данных
4) отсутствие грамотной экстраполяции этих данных на будущее развитие, непрозрачность процессов и отношений в процессе реализации стратегий
5) стратегии не вскрывают глубоких противоречий
6) слабое развитие гражданского общества
7) игнорирование интересов бизнеса, власти и общества
8) отсутствие механизма внесения корректив в стратегии городов
9) провозглашение принципа завершения программы по истечению ее срока, а не по достижению цели
10) недостаток финансового обеспечения стратегии
11) сложность расчета полезного эффекта и окупаемости социальных программ
Меры по совершенствованию процесса стратегического планирования:
1) привести в соответствие стратегии МО со стратегиями регионов и федерации
2) осуществлять подготовку кадров по стратегическому управлению территорией
3) обеспечить значительную роль отдела стратегического развития МО для того, чтобы грамотно организовать процесс формирования банка данных о стратегическом развитии и своевременной корректировке целей и задач отдельных сфер города