logo search
Sbornik_2010

Анонимные форумы как новое направление Интернет-коммуникации

Проблема анонимности общения актуализируется в контексте сетевой коммуникации благодаря своему двойственному характеру: с одной стороны, анонимность даёт ощущение безнаказанности участнику общения, мотивируя его нарушать нормы коммуникации, вести противоправную или вредоносную деятельность посредством подачи неверной или опасной информации получателю. Но с другой стороны, только анонимность даёт полную свободу, самовыражение и полное раскрытие участников диалога, без опасения подвергнуться преследованию или неодобрению. Существует множество способов анонимизации в интернете: от использования прокси-серверов для скрытия реального IP-адреса до подмены IP на аппаратном уровне и использования анонимных сетей с шифрованием данных [1].

Одной из наиболее успешных попыток реализации доступной и легкой коммуникации в условиях анонимности является появление такого малоизвестного явления, как анонимные форумы. Главное отличие подобных форумов от обычных аналогов состоит в том, что на них полностью отсутствует необходимость регистрации и даже подписи под отдельными сообщениями являются нежелательными. По сути, такие форумы представляют собой совокупность разделов с набором различных тем, содержащих безличностные сообщения пользователей. Диапазон разрешенной для публикации информации ограничивается только действующим законодательством государства, в котором располагается хост-сервер. В связи с тем, что распространение анонимных форумов началось относительно недавно, почти не предпринимались попытки их систематизированного изучения, которые ограничивались преимущественно маркетинговыми исследованиями [2]. Но актуальность изучения ресурсов для анонимного общения не вызывает сомнения, если учесть характер коммуникации и перспективы для изучения скрытых явлений социальной среды, не обнаруживаемых при стандартных социологических исследованиях и в персонифицированном общении. Так, потенциальный объект исследования может скрывать правдивую информацию о себе и своем мнении в контексте сложных, табуированных тем, опасаясь неодобрения со стороны исследователя или преследования обществом.

Первые анонимные форумы были созданы в Японии – это 2channel и futaba channel, а в 2004 году 2channel стал крупнейшим форумом в мире и одновременно одним из самых посещаемых сайтов в Японии [2]. Подобные проекты впоследствии начали реализовываться в разных уголках мира, охватывая и русскоязычную часть интернета. Сегодня наиболее посещаемыми русскоязычными действующими анонимными форумами являются iichan.ru, 0chan.ru, 2-ch.ru, в целом же их насчитывается до нескольких десятков [3].

Автором работы для исследования был использован 2-ch.ru из-за его высокой популярности в сети [4]. Среди участников анонимного общения представлены различные категории, имеющие различный социальный статус.

В последнее время популярность анонимных форумов стремительно растет, что может свидетельствовать о потребности пользователей интернета в таких проектах. Отличительная особенность анонимных форумов или “анонимных имиджбордов” (англ. “image” – изображение; альтернативное название подобных форумов, связанное с возможностью прикрепления к анонимному сообщению графических файлов) состоит в ограниченном лимите тем или “тредов”; старые и непопулярные темы постепенно заменяются новыми, чем популярнее тема и оживленнее дискуссия – тем дольше она сохраняется на сервере. Таким образом, форум сохраняет больше интересной, яркой и полезной информации, обеспечивая её динамичное обновление и фильтрацию по качеству. Кроме того, участниками общения объективно оценивается содержательная часть информации, без влияния личностных установок в отношении коммуникатора. Благодаря свободе и анонимности общения, на подобных форумах в изобилии встречаются проявления самых разнообразных девиаций, ксенофобии, ненависти, изложение противозаконных материалов. Одновременно с этим, анонимные форумы являются для участников редкой возможностью для свободного выражения своих мыслей, тайных желаний, и даже местом исповеди для некоторых из них. Наиболее крупные анонимные форумы часто подвергаются судебным искам касательно содержания, но это не мешает высокой популярности ресурсов, особенно среди представителей социальных групп, вынужденных так или иначе скрывать свои истинные мысли и чувства: людей, занимающихся политической или правоохранительной деятельностью, сексуальных меньшинств, приверженцев общественно-порицаемых политических и идеологических взглядов.

Учитывая сложность исследования этих групп и их замкнутость, анонимные форумы способны послужить хорошим средством для получения социологической информации в данной сфере. Впрочем, из-за полной анонимности участников коммуникации и вероятности выдачи себя за представителей любых целевых аудиторий, полученная информация не может служить доказательной базой в научных исследованиях, но ее можно использовать для поиска и выделения социальных проблем с целью их последующего исследования более формальными социологическими методами. В данном случае целесообразно провести аналогию с детекторами лжи, используемыми в оперативно-розыскной деятельности, результаты которых, несмотря на свою высокую эффективность и точность в большинстве случаев, могут служить лишь в качестве косвенного доказательства вины или невиновности подозреваемого и используются правоохранительными органами для изобличения преступников, с последующим доказательством их вины традиционными методами.

Анонимные форумы или “имиджборды” являются одной из наиболее успешных попыток реализации анонимного безличностного общения и могут использоваться исследователями для поиска и предварительного выделения проблемных областей социума, требующих углубленного изучения. Кроме того, анонимные форумы могут являться объектом исследования, давая возможность заглянуть в самые скрытые сферы человеческого сознания и деятельности.

Литература: 1. Al Teich, Mark S. Frankel, Rob Kling, Ya-ching Lee ANONYMOUS COMMUNICATION POLICIES FOR THE INTERNET: RESULTS AND RECOMMENDATIONS OF THE AAAS CONFERENCE Indiana University [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.indiana.edu/~tisj/readers/full-text/15-2%20teich.pdf; 2. Lisa Katayama 2-Channel Gives Japan's Famously Quiet People a Mighty Voice Wired.com [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wired.com/culture/lifestyle/news/2007/04/2channel; 3. Отечественные имиджборды Луркоморье [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lurkmore.ru/Отечественные_имиджборды; 4. Два.ч [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://2-ch.ru/