logo search
ЧТОТО

1.3. Израильский опыт коррекционной работы с детьми-аутистами

В Израиле была создана среднеобразовательная школа "Офер" для детей аутистов. "Офер" была основана в 1988 году и названа в честь мальчика-аутиста трагически погибшего вследствие семейного конфликта. Эта школа находится на севере страны и является единственной в этом регионе.Сотрудники школы "Офер" основной своей задачей ставят преодоление социальной дезадаптации детей с аутизмом.

Ежегодно в каждом детском саду Израиля все дети проходят специальную психологическую диагностику, которую проводит комиссия в составе психолога, психиатра, педагога и социальных работников. В случае установления каких-либо психических отклонений у детей, их распределяют во вспомогательные школы. Таким образом, при выявлении у ребенка симптомов раннего детского аутизма, его направляют учиться в школу для детей-аутистов. Для севера Израиля - школа "Офер".

Работа в школе строится по определенному графику, так как постоянное расписание в жизни ребенка-аутиста является важнейшим условием стабильности его поведения. Каждый рабочий день в "Офер" начинается с того, что небольшие школьные автобусы собирают в определенное время детей по микрорайонам севера Израиля и отвозят их в школу. В школе дети распределены в классах по возрастному принципу - по следующим возрастам:7-9, 10-12, 13-15 лет, 16-21 год. Каждый класс, к которому прикреплены два педагога с психологическим образованием и охранник, состоит из 5-6человек, не более.

Образовательный процесс в школе начинается с того, что дети с помощью педагога составляют распорядок дня. Это происходит следующим образом:под руководством педагога ребенок выбирает карточки с липучками, на которых изображены определенные предметы или действия, и выкладывает их на доске-коврике в определенной последовательности - сверху вниз. Например, если у ребенка первой на доске лежит карточка, где изображено, что ребенок кушает, это означает, что первое у него в расписании -завтрак. Таким образом, выкладывая карточку за карточкой, дети вместе с преподавателем составляют распорядок дня, в который могут входить следующие занятия: музыка, труд, изобразительное искусство, физкультура,развитие речи, навыков письма и другое. Обязательным в ежедневном расписании являются завтрак, обед, прогулки, поездка в супермаркет.

На занятиях музыки сначала детям раздают бубны, погремушки, трещотки,затем включают видеокассету, на которой записано, как дети играют на таких же музыкальных инструментах. Задача детей состоит в том, что они в определенном месте видеокассеты должны создать заданный звук. Уроки труда включают в себя нанизывание бусинок на ниточку, переплетение веревочек, сшивание подушечек, конечно, с помощью педагогов. На уроках изобразительной деятельности дети, в основном, раскрашивают красками ткань. На занятиях физкультуры, по окончании комплекса физупражнений,дети могут лазать по шведской стенке, кататься на большой подвесной качели, а также сидеть или лежать на больших вибрирующих шарах. Занятия по развитию речи проходят индивидуально с каждым ребенком по американской методике REKS (в переводе: общение и обмен информацией для неговорящих), где педагог учит детей пользоваться такими же карточками,как при составлении расписания. На прогулках детей всей школы объединяют в две большие группы по возрастам: 7-15 лет и 16-21 лет. Для этих групп созданы две отдельные закрытые игровые площадки. Посещение супермаркета -это необходимая школьная дисциплина для привития навыка в случае необходимости самостоятельно купить промышленные товары или продукты питания, а так же адаптации детей к большому скоплению народа в торговых точках.

После выполнения очередного задания распорядка дня, дети снимают с доски карточку и приступают к следующему по расписанию занятию.

В конце дня дежурный по классу под руководством педагога раздает детям тетради с домашним заданием, и к 6-7 часа вечера их отвозят домой.Обычно в домашнее задание входит назначенный педагогом набор действий,который ребенку необходимо выполнить дома.

Один раз в неделю дети в сопровождении педагога и охраны ездят на развлекательные мероприятия (экскурсии, дискотеки, театрализованные представления).

Также в школе есть комната релаксации. Это небольшая комната, которая внутри полностью обтянута белой кожей, с мягким полом, водяной кроватью,нагревающимся пуфиком и специальной системой релаксации, которая включает в себя свето-, аромо- и музыкотерапию. Комнату релаксации могут посещать не только дети, но и педагоги после напряженного рабочего дня.

Каждый год школа проводит психологическую диагностику детей с целью выявления изменений в психическом состоянии ребенка. По результатам диагностики комиссия (психолог, педагог, психиатр, социальные работники)решает оставить ребенка в школе "Офер" для продолжения реабилитации или перевести его в нормальную общеобразовательную школу.

Когда детям исполняется 21 год, в зависимости от их состояния по решению комиссии, детей переводят либо в специализированный интернат, либо вмишпахтон. В специализированный интернат направляются дети с глубокой степенью аутизма, которые в реабилитационной школе не достигли никаких результатов и не могут обслужить себя сами, а нуждаются в постоянной помощи посторонних. Мишпахтон (в переводе с иврита "семейный дом") - это учреждение, где дети живут небольшими группами (4-5 человек). Эти группы называются семьями. Каждая семья выбирает себе старшего или лидера. Все семьи мишпахтона ходя на работу, которая, в основном, представляет собой упаковывание готовых продуктов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Аутизм. Детский аутизм —расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра. По приблизительной оценке,распространённость расстройств аутистического спектра составляет 6 на 1000человек, причём у мальчиков подобные состояния отмечаются примерно в 4 раза чаще, чем у девочек. Число людей, у которых обнаружен аутизм, резко выросло с1980-х годов, отчасти из-за изменившихся подходов к диагностике; пока неясно,повысилась ли реальная распространённость расстройства.

При аутизме отмечены изменения во многих участках мозга, но как именно они развиваются — неясно.Обычно родители замечают признаки расстройства в течение первых двух лет жизни ребёнка. Несмотря на то, что при раннем поведенческом и когнитивном вмешательстве ребёнку можно помочь в обретении навыков самопомощи, социальных взаимодействий и общения, в настоящий момент не известны методы, способные полностью излечить от аутизма. Немногим детям удаётся перейти к самостоятельной жизни по достижении совершеннолетия, однако некоторые добиваются успеха, более того, возникла своеобразная культура аутистичных людей, ряд представителей которой занимаются поисками лекарства, другие же считают, что аутизм — скорее«особое», альтернативное состояние, чем болезнь

В Украине работа социальная работа с аутистами не развита.