logo search
Проблемы выбора (нач

3. Проблемы индустриального развития России

При подготовке данного вопроса следует обратить внимание на следующее: в системе мирового хозяйства за последнее десятилетие XIX века и объем, и удельный вес промышленного производства России удвоились. Второй аналогичный скачок в развитии промышленности с подобными результатами произошел в I909-I9I4 гг. 1913 год действительно оказался рекордным в этом отношении: темпы роста промышленного производства оказались на уровне 19 процентов. Появились принципиально новые отрасли - химическая, электротехническая, энергетическая и др. По валовому промышленному производству Россия вышла на 5 место. Продумайте, в результате чего получился столь существенный рост?

При ответе на данный вопрос можно использовать следующие аргументы. В 1890-е годы завершился промышленный переворот в основ­ных отраслях хозяйства страны. Общество шло к индустриальной стадии развития. В начале XX века наряду с крупной фабрично-заводской и горной промышленностью, занимавшей в целом ведущее место в экономике (около 30 тыс. предприятий, объем валовой продукции оценивался суммой более 7,3 млрд. рублей), развивалась мелкая промышленность (15O тыс. предприятий, объем продукции в 700 млн.руб.), работало 600 тыс. самостоятельных ремесленников.

Другой существенный фактор, объясняющий данный результат. Значительную роль сыграла экономическая политика, связанная с деятельностью С.Ю.Витте, занимавшего с 1892 г. поочередно посты министра финансов, председателя Комитета министров, затем Совета министров. Определив цель - догнать в индустриальном развитии ведущие страны мира - и получив поддержку Александра III и Николая II, С.Ю.Витте выделил следующие направления политики в области экономики: государственное покровительство промышленности; строительство новых и выкуп казной частных нерентабельных железных дорог и создание инфраструктуры индустрии; придание рублю золотого паритета и проведение финансовой реформы; привлечение иностранного капитала и переход к прямым иностранным инвестициям; изыскание внутренних резервов финансирования промышленного развития; изменение государственной налоговой политики.

Уясните, что в проведении финансовой реформы С.Ю.Витте был последователем курса занимавших ранее пост министра финансов Н.Х.Бунге и И.Д.Вышнеградского. Реформа, практически осуществляемая с 1881 по 1899 гг., включала в себя следующие компоненты: ликвидацию бюджетного дефицита; борьбу со спекулятивными колебаниями обменного курса рубля; оздоровление платежного баланса и накопление золота в Госбанке; изменение таможенных тарифов и т.д. Строгий контроль и следование букве законов (в частности, Монетному уставу 1899 г.) способствовали тому, что, обратите внимание, накануне Первой мировой войны в России обращалось бумажных денег на сумму 1630 млн. рублей, а золота хранилось на сумму 1743 млн. руб. Подтвердите, что реформа стабилизировала денежную систему страны и подняла авторитет рубля на мировом рынке.

Так называемая, (по мнению исследователей) "Евразийская программа" С.Ю.Витте воплотилась в создании ряда банков (например, Русско-китайский. Персидский учетно-ссудный и др.), в налаживании торговли с Афганистаном, Персией, Бухарой. В 1900 г. строившаяся форсированными темпами Транссибирская магистраль была доведена до Байкала, шло строительство КВЖД (Китайская Восточная железная дорога) и Южно-Маньчжурской железной дороги. Обратите внимание на следующую особенность: железнодорожное строительство на Западе венчало индустриализацию, в России - начинало ее.

Поиск средств для индустриализации являлся самой сложной и трудноразрешимой проблемой экономического и социального развития России. Правительство пошло по пути принятия общего Таможенного тарифа (1891 г.), промыслового налога (1898 г.), повышения косвенного налогообложения населения страны, привлечения иностранного капитала.

За период с 1887 по 1913 гг. объем иностранных капиталов в стране увеличился более чем в 10 раз (со 177 до 1783 млн. рублей). Доля иностранного капитала в совокупном торгово-промышленном и кредитном капитале России повысилась с 25 процентов (в начале 90-х годов XIX века) до 43 - в 1914 г. Основная часть была вложена в горную, металлургическую промышленность, в машиностроение.

Отечественный акционерный (торговый и промышленный) капитал обладал определенной силой, но все же не способной в столь непродолжительное время преобразить промышленное производство (хотя к 1905 году он увеличился в 2 раза и достиг 2,8 млрд. рублей), В целом на

начало 1900-х гг. акционерных (торговых и промышленных) капиталов в России на душу населения было 8 руб. , тогда как в Германии - 90, в Англии - 300 рублей.

Следует обратить внимание на то, что все это свидетельствовало о том, что индустриализация в России началась до того времени, как в стране появилось достаточно средств для ее осуществления и до того времени, когда была сформирована социальная база в лице отечественного предпринимателя. Но, обратите внимание, в России была достаточно сильна государственная структура власти, которая стремилась обеспечить стране место ведущей державы в мире, противостоять экономической и военной экспансии Запада и Востока. Из государственного бюджета, к примеру, в 1905 году на прямые военные расходы было выделено более 25 процентов средств.

Таким образом, огромные капиталовложения на индустриализацию были получены преимущественно за счет иностранных займов и инвестиций, а также за счет повышения косвенного налогообложения. Следует уяснить, что основную налоговую тяжесть несли малоимущие категории населения и прежде всего крестьяне (других слоев населения в России того времени, способных заплатить за экономическую политику правительства, просто не было; подоходный налог был введен в стране только в 1917 году).

В заключение сделайте вывод о том, что налоговое бремя не формировало в городах, селах, целых регионах страны предрасположенности к западному типу развития, а формировало обстановку социальной напряженности и классовых противоречий. Государство стремилось достичь мощи страны по западному образцу, не очень заботясь об условиях социального мира. Состояние промышленности зависело от количества государственных заказов. Свидетельством тому можно считать кризис I901-I904 гг., когда из-за отсутствия государственных заказов около 4 тыс. предприятий остановили работу. В конечном итоге, справедлив вывод, что сила государственных структур власти в экономике была мощнее власти капитала. Но их единение способствовало высоким темпам роста промышленного производства.