logo search
kursovaya исправ

4. Перспективы развития торгово-экономических отношений России и Португалии

27 сентября 2013 года в Нью-Йорке Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров, принимающий участие в работе 68-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, встретился с Государственным министром – Министром иностранных дел Португалии Р.Машете. В ходе беседы министры обсудили различные аспекты российско-португальских отношений, рассмотрели перспективы развития политического диалога и двустороннего сотрудничества, в частности в экономической сфере.

А 6 июня 2014 в Лиссабоне состоялись консультации заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А.Ю.Мешкова с Генеральным директором по внешней политике МИД Португальской Республики Р.Масиейрой. Стороны с удовлетворением отметили высокий уровень российско-португальских отношений, достигнутый за последние годы, обсудили дальнейшие перспективы их развития. В частности, были затронуты вопросы, продолжения регулярного взаимодействия в торгово-экономической и инвестиционной областях.

Состоялся обмен мнениями по вопросам европейской безопасности, проблематике отношений Россия-ЕС и ситуации вокруг Украины.

Перспективы есть, но после некоторых политических действий ЕС направленных в сторону России, они становятся, как то туманны. Гигантский госдолг Португалии, серьезный бюджетный дефицит, весьма незначительный в последние годы экономический рост и низкая производительность труда вынудили Лиссабон спрятаться под финансовой помощью Евросоюза. На протяжении более чем десяти лет существовал макроэкономический дисбаланс, а инфраструктура все сильнее устаревала. Перспективы развития экономической ситуации в Португалии оцениваются весьма разнообразно. Кредиторы, финансовые аналитики, ученые-экономисты, глава Минфина страны и не в последнюю очередь рядовые португальцы - у всех есть собственное представление о путях решения нынешних проблем. Но 78 миллиардов, направленных Европейским фондом финансовой стабильности на спасение Португалии, в итоге и не хватило. В конце концов после введения Европой против России санкций, Россия на один год ввела эмбарго на ввоз продуктов из Европы. В постановлении правительства подробно расписываются типы продукции с указанием кодов ТНВЭД - товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, введенной с 1 января 2010 года.

Так, из документа следует, что к ввозу в РФ запрещены: мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное (0201), мясо крупного рогатого скота, замороженное (0202), свинина свежая, охлажденная или замороженная (0203), мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, свежие, охлажденные или замороженные (0207) — а именно мясо кур домашних, индеек, уток, гусей и цесарок; мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое (0210) — сюда относятся окорока, лопатки и отруба из свинины, грудинки (стрики) и отруба из них, мясо крупного рогатого скота: необваленное и обваленное, а также пищевая мука тонкого и грубого помола из мяса или мясных субпродуктов. Также запрещен ввоз мяса приматов, китов, дельфинов и морских свиней, ламантинов и дюгоней, тюленей, морских львов и моржей, рептилий (включая змей и черепах).

Кроме того, к ввозу в Россию запрещены рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные (0301, 0302, 0303, 0304, 0305, 0306, 0307, 0308) — а именно: живая рыба, рыба свежая или охлажденная, рыба мороженая, филе рыбное и прочее мясо рыбы, включая фарш, рыба сушеная, соленая или в рассоле; рыба копченая; рыбная мука тонкого и грубого помола и гранулы из рыбы, пригодные для употребления в пищу; ракообразные, в панцире или без панциря, живые, свежие, охлажденные, мороженые, сушеные, соленые или в рассоле; ракообразные копченые, в панцире или без панциря, не подвергнутые или подвергнутые тепловой обработке до или в процессе копчения. Запрещены к ввозу следующие виды рыб: лососевые, камбалообразные, тунец, сельдь, анчоусы, сардины, кильки или шпроты, скумбрия, ставрида, кобия, меч-рыба, тилапия, сом, карп, угорь, латес нильский и змееголов. Запрет не охватил импорт яиц. [9;10]

Таким образом, сардины из Португалии и другие товары попавшие под Российское эмбарго, заменят либо собственные производители России, либо другие страны, которые понимают, что пока Европейский рынок на год потерял потребителя, в России нужно занять его место. Это обеспечит и продвижение конкурентно способного товара и полностью замещение прежнего Европейского присутствия. Поэтому недальновидность Европы обернется не просто потерей рынка на год, но и потерей своего торгового места в конкурентно способной рыночной системе внешней торговли. Что тем самым повлияет на ее экономику.

В данной теме о перспективах развития торгово-экономических отношений России и Португалии, представляется довольно много политических аспектов связанных с членством Португалии в ЕС. Видны сложные процессы, которые не решаются за один день. Это и сложная ситуация экономики Португалии и санкции против России, временное эмбарго, и политический кризис который затрудняет торговые отношения. Даже вопиющие нарушения норм ВТО, которые направлены против России совсем остаются без внимания. Тем самым осложняется работа по торгово-экономическому сотрудничеству и сокращается поле деятельности в отношениях России и Португалии. Остается надеяться что туризм и поставка товаров не попавших под эмбарго, смогут удержать основу для дальнейшего развития торгово-экономических отношений России и Португалии. Но стоит заметить, что внутри России на данный момент существует проблема с туристическими операторами, которые закрываются или банкротятся. Именно по этому, перспективы развития торгово-экономических отношений должны наращиваться и стремиться к будущему прогрессу.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что в целом ситуация торгово-экономических отношений России и Португалии выглядит вполне логично и объяснимо. С одной стороны, Португалия - это небольшое государство, входящее в состав ЕвроСоюза, располагает определенными ресурсами – трудовыми, природными, промышленными фондами. Ее экономика в последние годы резко ухудшилась, она перебывала в некотором коллапсе и нуждалась в реанимационных действиях со стороны Евро Союза. В результате Португалия на сегодня имеет слабую инфраструктуру (в частности, транспортную), а также промышленность с большим удельным весом полукустарных и мелких производств. Не отличается также и высоким уровнем образования. Всё это не только является причиной сегодняшней заметной отсталости, но и – что более важно – не даёт серьезных оснований для будущего роста. С другой стороны, будучи интегрированной в систему цивилизованных европейских стран, Португалия в обозримом будущем вряд ли переживет катастрофу в буквальном смысле – на это указывают и эксперты, об этом говорит и здравый смысл. Но в отношениях с Россией дела обстоят достаточно умеренно. Несмотря на прочную историческую дружбу и хорошие политико-дипломатические отношения, отсутствие разногласий и обновляющуюся правовую базу, экономические отношения между странами занимают достаточно скромное место. Португалия поставляла в Россию сардины, оливковое масло, вино, бананы, но имеется немало других товаров, которые могут иметь широкий спрос в РФ. Это, к примеру, оборудование для комплексной переработки древесины и рыбного сырья, биогазовые и энергосберегающие установки, а также медикаменты, консервированное мясо. Основными товарами португальского экспорта являются - машины и машинное оборудование (20%), древесина и пробка (17,6%), обувь (12%), продовольственные товары (7,2%). В импорте из России преобладают сырьевые товары - нефть и нефтепродукты (78,4%), продукты химической промышленности (8,5%), сельхозтовары (4,9%). Но в связи с политической обстановкой в мире произошли изменения которые коснулись торгово-экономических отношений России и Португалии. После введения Европой против России санкций, Россия на один год ввела эмбарго на ввоз продуктов из Европы. Что послужило разрывом некоторых контрактов, которые заключила Португалия и Россия в частности на поставку рыбной продукции. Гигантский госдолг Португалии, серьезный бюджетный дефицит, весьма незначительный в последние годы экономический рост и низкая производительность труда все это привел к удручающему положению Португалии. На протяжении более чем десяти лет существовал макроэкономический дисбаланс, а инфраструктура все сильнее устаревала. Перспективы развития экономической ситуации между Португалией и Россией оцениваются весьма разнообразно. Кредиторы, финансовые аналитики, ученые-экономисты, - у всех есть представления путей решения нынешних проблем. Но для этого необходимо время и благоприятные условия для рыночных отношений. Так что в нынешнее время остается надеяться что туризм и поставка товаров не попавших под эмбарго, смогут удержать основу для дальнейшего развития торгово-экономических отношений России и Португалии. А пока существуют перспективы развития торгово-экономических отношений, которые должны наращиваться и стремиться к будущему прогрессу.

Список использованных источников

1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. М.: Просвещение, 2003. С. 255.

2. Гурова, И.П. Мировая экономика: учебник. / И.П. Гурова. – М.: Омега-Л, 2007.

3. Деловая Португалия, том IV. Экономика и связи с Россией в 2010-2012 г. / Под ред. Г.Н. Вечнадзе. М.: ЮНИТИ, 2012.

4. Мировая экономика / отв. Ред.Г.М. Лапко. М.: ПРИОР, 2012.

5. Станкявичус А. Страны мира. М.: Юнити, 2011.

6.Фомичев, В.И. Международная торговля: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. С. 446.

7.Киреев, А.П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч. II. Международная макроэкономика: открытая экономика и макроэкономическое программирование. Учебное пособие для вузов. – М.: Междунар. Отношения, 2009. С. 488.

8. catalog. Fmb

9. Serviço de estrangeiros у fronteiras (SEF) – http://sefstat.sef.pt/evolucao.aspx

10.ТПП-Информ- http://www.tpp-inform.ru/global/4036.html