logo search
контр

2.Особенности социализации на разных этапах развития человеческого общества.

Теоретические разработки теории социализации последних лет (Д. Гойлен, К. Харрельман, К. Ю.Тильман, Р.Тернер и др.) представляют процесс социализации как акт “продуктивной переработки внешней и внутренней реальности”. По Ю.Хабермасу личность индивидуализируется “через процессы социализации внутри исторического процесса”.[4]

        Безусловно, весь ход развития человеческой цивилизации был именно процессом социализации, поскольку каждым новым этапом в истории общества обогащалась его социальная структура и умножалось число специфических факторов. Если на первых порах отношения внутри человеческих сообществ (социальные отношения) основывались на принципе бессознательного инстинкта кровного родства групповой семьи, что практически исключало принудительную регуляцию поведения членов сообщества друг с другом, то постепенно происходит индивидуализация – осознание себя отличным от других, в результате которой индивид начинает противопоставлять себя окружающей среде, что ведет к несовпадению желаний одного и всех. В тоже время индивидуальная деятельность все еще осуществлялась в интересах коллектива, т.к. индивид не отделял себя от коллектива, как от родового существа. Совместная деятельность привела к разделению труда, а жизнь семьи обеспечила более устойчивые условия для развития детей, что позволило замедлить их социализацию и открыло возможности для обучения. И если для раннего человека фактором, регулирующим поведение особи в сообществе, являлось само сообщество, то возникновение коллективного разделения деятельности привело к тому, что одна группа постепенно отдалилась от другой, при этом каждая группа и каждый индивид в целях выживания должны были действовать так же как и в сообществе, без внешнего принуждения, по внутреннему побуждению. Для этого индивиду необходимо контролировать себя, свои побуждения и желания, а так же приводить их в соответствие с требованиями сообщества. Как известно, без минимума самодисциплины и морально-религиозной аскезы вообще невозможна социализация личности. Всякое обучение и воспитание, наряду с моментом творческого соучастия включает и момент “послушничества”.

        Развитие социальности и сохранение определенной зависимости индивида от сообщества вынуждало людей концентрироваться вокруг социальных институтов (агентов социализации), при этом формировалась необходимость согласования инстинктов и персональных желаний с групповыми, что позволяло реализовать общественную суть человека. Перейдя к новому этапу эволюции, человек начинает осознавать себя личностью, которая имеет свои, качественно отличные от других, потребности и устремления. В силу усложняющейся технологии взаимодействия с социальной средой и продолжающимся прогрессом в освоении природы происходит функциональное разделение труда, приводящее к образованию определенной функциональной и пространственной структуры общества. Возникают центры сосредоточения социальных институтов – начинается процесс урбанизации.          В урбанизированном (индустриальном) обществе продолжается противостояние эгоистических и альтруистских наклонностей человека. При этом эгоизм выступает как естественное продолжение процесса индивидуализации. Следовательно, диалектика социального и индивидуального в процессе социализации, являясь движущей силой личностного развития и общественного прогресса, служит источником многих конфликтов общества, в том числе т.н. “конфликта отцов и детей”.

        Современный цивилизационный кризис выражается не только в проблеме соотношения личных и общественных потребностей, но и в том, что необходимость решения кризисных проблем человеческого бытия приходит в острое противоречие с моделью социально-индивидуального человека. Если основой “индустриальной” парадигмы социализации был человек, жестко прикрепленный к социальной группе, подчиненной, в свою очередь, детерминантам технико-производственного характера, то постиндустриальная эпоха знаменуется переворотом во всех отношениях: он связан, во-первых, с переходом от малоподвижных социально-групповых “монолитов” (классов) к динамичным малым группам временного (функционального) характера, идентификация индивида с которыми всегда условна, а, во-вторых, с новым статусом социокультурных, ментальных факторов, духовного производства в целом. Гарантии, которые давались базисно-надстроечным детерминизмом, превращающим процесс социализации в довольно упрощенную процедуру включения природно-биологического индивида в социальную среду сегодня несостоятельны. Общество вообще, а постиндустриальное в особенности лишено того единого основополагающего центра, вокруг которого вращается социальная жизнь. Социальная среда – в полном смысле “мозаичное общество”, то и дело меняющее центры притяжения, отличающееся предельной подвижностью связей и зависимостей. Понимание этого требует соответствующего пересмотра и модернизации теории и практики социального воспитания (В.В.Ильин, А.С.Панарин).[4]

        Таким образом, процесс социализации – вхождения в социальную среду, приспособления к ней, освоения определенных социальных ролей и функций, вслед за своими предшественниками повторяет каждый отдельный индивид на протяжении всей истории своего формирования и развития. Логично, что вслед за изменением условий социализации и форм социального поведения личности должны изменяться и методы научного познания данного феномена.

Проблемы социализации молодежи в обществе в 20 –21 веках.

Все механизмы социализации, так или иначе, касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных. Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На этапе молодости эти проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения.  

Современное развитие российского общества предполагает формирование у подрастающих поколений культуры труда, которая должна отвечать нормам и ценностям цивилизованного рыночного общества.

Однако сейчас, в условиях демографических изменений, как никогда раньше во всей своей значимости встал вопрос о трудовом потенциале молодых россиян. В самом общем виде можно считать, что этот потенциал определяется уровнем воспитания и образования, полученным в семье и школе, вложениями государства в формирование трудового потенциала, а также действенными механизмами стимулирования непосредственной трудовой деятельности.

В условиях становления рыночных отношений процесс стимулирования претерпел серьезные изменения, особенно в связи со становлением рынка труда, когда трудовая занятость становится все более предметом личных забот человека и в той или иной мере делом его свободного выбора. Для современного рынка труда характерен разрыв приоритетов образования, свойственных молодежи, и потребности в кадрах, необходимых предприятиям, особенно традиционным, где необходимы массовые рабочие профессии. Так, для современной Москвы характерен дефицит более чем в 150 тысяч станочников, необходимых городу, не говоря о многих десятках тысяч других «непрестижных» для молодых москвичей профессий.

В современной России увеличилась индивидуальная свобода выбора трудовой деятельности, и одновременно с тем повысилась личная ответственность человека за собственное благополучие, что не могло не сказаться на психологии актуальных и потенциальных молодых работников, особенно при выборе ими сектора экономики (государственные, частные, акционерные, зарубежные фирмы), форм трудовой деятельности, их общей культуре труда и ее дисциплины. За годы перестройки вполне очевидна эволюция предпочтений молодых от государственного к частному сектору экономики, стремление к свободному графику работы, крепким межличностным контактам, а не к строгой дисциплине труда.

Складывающийся в стране рынок труда с точки зрения традиций экономической науки рассматривается как определенная сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Спрос и предложение на современном российском рынке труда не совпадают в силу тех многочисленных факторов, о которых мы уже говорили, Кроме того, в настоящее время в стране имеет место низкая профессиональная и территориальная мобильность работников, практически отсутствует необходимый рынок жилья, нужный массовому, рядовому жителю, а не элитарной прослойке, сохраняется режим прописки и его зависимости от трудоустройства, не говоря о существенных различиях в уровне жизни российских регионов, а также мозаичности и плюрализме всех ценностных ориентаций современных молодых россиян и их мотиваций к труду.

Cоциально-трудовая ориентация современной молодежи включает в качестве ключевых и доминантных следующие ценностные ориентации: на высокий материальный достаток; позитивное отношение ко вторичной занятости; положительное отношение к гибким стратегиям поиска работы; готовность к профессиональной мобильности. В современном молодежном сознании россиян постоянно возрастает прагматичное и утилитарное отношение к трудовой деятельности, при заметном падении представлений о социальной ценности труда и понимания труда как долга перед обществом и государством.

Даже выбор профессии в настоящее время у молодых носит противоречивый характер, т.к. в первую очередь определяется не личными склонностями, а критериями высокооплачиваемости и престижности. Современная молодежь очень активна и предприимчива; она достаточно легко вписывается в рыночные отношения, особенно «дикого», а не регулируемого нормами права и законодательством РФ цивилизованного рынка; не смущаясь, она покидает работу, находя места, где платят больше, а работают меньше.

Современные молодые люди рассчитывают в первую очередь на себя и своих родственников, а не на государство, которое явно недостаточно занималось трудоустройством молодежи в истекшие десятилетия реформ. Современная молодежь достаточно четко демонстрирует ментальность и национальный характер россиян, т.е. умение выживать в любых социокультурных обстоятельствах, иметь быструю адаптивность к любой кризисной и агрессивной среде, сохранять стремление к «соборному», т.е. коллективному началу своего бытия и всего стиля жизни.

Специалисты отмечают, что сейчас на рынок труда приходят молодые люди с завышенными требованиями к своему трудоустройству, условиям и оплате труда. На интенсивную работу с высокой оплатой согласна лишь часть молодых людей, впервые приходящих на рынок труда. Следует отметить как позитивный фактор постоянное увеличение разнообразия сфер занятости, что способствует росту у молодежи потребности в профессиональной подготовке, стимулирует ее конкурентноспособность на рынке труда, увеличивает возможность социальной мобильности молодых людей.

Вместе с тем, поиски трудовой занятости молодежи и процесс ее вторичной социализации в сфере труда в современной России носит во многом хаотический и стихийный характер. Самое существенное влияние на выбор трудовой деятельности оказывают сейчас все возрастающее воздействие материальных притязаний в сфере труда, которые складываются под влиянием идеалов общества потребления, неустанно рекламируемых российскими СМИ. За истекшие с начала перестройки годы выросло не одно поколение молодых людей с обесцененными представлениями о социальной значимости труда, его воздействии на творческий потенциал человека. Для большинства современных молодых людей характерны потребительские стандарты и доминирование пассивно-потребительского поведения в сферах труда и быта, в социально-политической и гражданской жизни.

Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние на процесс социализации молодежи в современном Российском обществе. Его содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разняться: на юге они оказываются значительно более высокими, чем на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.

Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков.  

Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать — конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации.

Социализация предполагает высокую степень внутренней активности личности, необходимость ее самореализации. Другими словами, много зависит от человека, его умения управлять собственной деятельностью. Но этот процесс имеет место тогда, когда объективные условия жизни порождают определенные потребности и интересы, создают у личности те или иные стимулы деятельности. В этом и состоит существо перехода объективной детерминации личностной деятельности в субъективную.

Социализация связывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного опыта. Центральное звено социализации - значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на «дискотечно - потребительское» времяпрепровождение, утверждение себя лишь в сфере развлечений. Постоянное навязывание потребительской психологии и бездуховности нашей молодежи привело к кризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированию сиюминутных гедонистических удовольствий, что способствует широкому распространению девиантно-делинквентного поведения.

Примером такого поведения может служить массовое распространение алкоголизма среди молодежи.

Таким образом, происходит дефект социализации молодых людей, когда в роли социализирующего агента выступает улица, общение с какими-либо неформальными молодежными группами, также возможно негативное воздействие семьи, в которой живет и воспитывается молодой человек.

Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества - усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Ломка ценностных ориентации отражается в настроениях молодежи. Самое главное и основное здесь - нарастание разочарованности в перспективах, психологии «ноувизма» («здесь и сейчас»), распространение правового нигилизма, снижение нравственных критериев. Молодое поколение оказалось в нелепой, тяжелой и сложнейшей ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных матери­альных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую осуществлять эту работу самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления своих отцов, их попыткам реставрировать прошлое. В результате естественные противоречия «отцов и детей» в нашем обществе приняли гипертрофированный характер и также стали источником конфликтов на фоне процессов отчуждения молодежи в обществе, снижения ее социального статуса, сокращения социальных молодежных программ, возможностей получения образования, работы, политического участия.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что обособленное от прошлого и будущего настоящее остается в «собственном соку» — в самозамкнутом, безвыходном пространстве. Социализация распадается, когда наряду с культивируемым веками должным (культ духа, традиции, пространства, качества) возникает, растет, оформляется как культ наличное (наружное временное, повседневное, количественное).

Социализация современного российского общества - это своеобразная социализация, которая не учит, но научает ни на что не опираться ни в прошлом, ни в будущем, ни - наконец - в настоящем, т.е. - существовать на базе вакуума. Социализация - процесс с отложенным эффектом. Но в переставшем быть традиционным быстром Новом времени некогда ждать, а потому эффекта ждут недолго, стремятся к быстрой - лучше срочной «окупаемости затрат». Существенное, должное, выработанное веками знание теряет авторитет - и вместе с ним теряет смысл вера в прошлое. До поры до времени остается надежда на будущее. Но сколь ни отложен эффект пренебрежения прошлым - он отложен же на бесконечность, он наступает и выражается в утрате и надежды на будущее.

3.

Поведение

Общая характеристика

Типы (виды)

Причины формирования

Девиантное

Это своеобразный способ решения личностью внутреннего и внешнего конфликта путем отхода от системы общепринятых норм и ценностей и выработку собственных. Девиантное поведение — совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе.

  • Культурные и психические отклонения: сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания.

  • Индивидуальные и групповые отклонения.

  • Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе.  Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

  • Культурно одобряемые отклонения: сверхинтеллектуальность, особые склонности, сверхмотивация).

  • Культурно осуждаемые отклонения (нарушение нравственных норм и законов).

  • причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;

  • причины, связанные с социальными и психологическими проблемами.

  • причины, связанные с возрастными кризисами.

Делинквентное

Асоциальное противоправное поведение человека, проявляемое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным людям, так и обществу в целом.

  • Административные правонарушения (нарушение правил дорожного движения, мелкое хулиганство, сквернословие, нецензурная брань в общественных местах и т.д.).

  • Дисциплинарный проступок (прогул без уважительных причин, прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков и т.д.).

  • Преступление.

  • Социальные условия (слабость власти и несовершенство законодательства, социальные катаклизмы и низкий уровень жизни).

  • Общественные ярлыки (принципу порочного круга).

  • Микросоциальная ситуация (асоциальное и антисоциальное окружение).

  • Влияние психопатологии.

Аддиктивное

Аддиктивное поведение возникает на фоне физической или психологической зависимости и является частным случаем девиантного поведения. Это стремление к уходу от реальности путем изменения психического состояния с помощью приема веществ или деятельности, активности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций.

Аддикция формирует дефект межличностных отношений.

1) употребление алкоголя, никотина.

2) употребление веществ, изменяющих психическое состояние, включая наркотики, лекарства, различные яды;

3) участие в азартных играх, включая компьютерные;

4) сексуальное аддиктивное поведение;

5) переедание или голодание;

6) «работоголизм»;

7) телевизор, длительные прослушивания музыки, главным образом основанной на низкочастотных ритмах.

8) политика, религия, сектантство, большой спорт.

9) манипулирование со своей психикой.

10)                       Нездоровое увлечение литературой в стиле «фентэзи» и «дамские романы».

Страдания, которые аддикты пытаются облегчить или продлить с помощью алкоголя,  наркотиков и т.д. Попытка человека уйти от жизненных реалий в свой обособленный мир. Путём реализации этой задачи является трансформация сознания, его состояния.

Используемая литература:

  1. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1985

  2. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2001

  3. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. - М., 1999