logo search
Елена Игоревна Зритнева

3. Основные концепции социологии семьи XIX – начала XX века

Большой вклад в развитие взглядов на семейно-брачные отношения внесли ученые-социологи, философы, демографы разных стран: Льюис Морган, Фридрих Энгельс, Максим Ковалевский, Фредерик Ле Пле, Бронислав Малиновский, Питирим Сорокин.

Наибольший вклад в становление исторического подхода к исследованию института семьи принадлежит швейцарскому историку И. Я. Бахофену – автору «Материнского права» (1861 г.), а также шотландскому юристу Мак-Леннану, написавшему книгу «Первобытный брак» (1865 г.).

И. Я. Бахофен разработал концепцию гетеризма как состояния, через которое прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье, основанной на высоком положении женщин в обществе (материнское право). В продолжение данной теории Мак-Леннан ввел понятие «экзогамия».

Главная идея ученых состоит в том, что в ходе истории формы брака и семьи изменялись от матриархата к патриархату.

Л. Морган, американский юрист и этнолог, занимался изучением проблемы семьи в полевых условиях, исследуя быт индейских племен. В своих основных трудах – «Древнее общество» и «Дома и домашняя жизнь американских туземцев» – он разработал идею прогрессивного развития человечества. Как утверждает ученый, первобытное общество было родовым и трансформировалось от низших форм к высшим. Род – это совокупность родственников, происходящих от одного общего предка, отличающихся особым тотемом (животное, от которого, считалось, произошел данный род) и связанных узами крови. Роду свойственна коллективная собственность на землю, средства производства, первобытно-коммунистическая организация хозяйства, отсутствие эксплуатации и равенство всех членов племени.

По мнению Л. Моргана, род в своем развитии прошел последовательные стадии:

1. Кровнородственная семья основана на групповом браке между братьями и сестрами, родными и коллатеральными (дословно с лат. – боковой, т. е. двоюродные).

2. Пуналуальная семья (гавайское слово, дословно – интимные друзья) – группа женщин и группа мужчин (происхождение ведется по материнской линии).

3. Синдиасмическая, или парная, семья возникает на основе брака отдельных пар, но без сожительства. Продолжительность союза зависела от воли сторон.

4. Патриархальная семья – брак одного мужчины с несколькими женщинами, которые, как правило, вели затворнический образ жизни. Главная цель создания такого вида семьи – установление отцовской власти над группой лиц для обработки земли и охраны домашних животных.

5. Моногамная семья. В брак вступает отдельная пара один раз и на всю жизнь. История такой формы семьи насчитывает около трех тысячелетий. Она постепенно будет усовершенствоваться и существовать до тех пор, пока не наступит равенство полов и равноправие брачных отношений.

Смена одной формы брака другой происходит плавно, почти незаметно. Три из описанных типов – 1, 2 и 5 (кровнородственная, пуналуальная и моногамная) являются основными и универсальны для всех народов.

Л. Морган четко отграничил род от семьи, показав, что он является экзогамной группой, между членами которой невозможны брачные отношения. Значит, первобытный род не мог состоять из семей. Исходя из этого, первой формой рода оказывается материнский род, основанный на коллективном хозяйстве и на экзогамных-эндогамных брачных отношениях при наблюдавшихся парных союзах. Также Л. Морган отличал моногамную семью от брачных пар, легко распадавшихся в родовом обществе, так как они не имели хозяйственной самостоятельности, частной собственности и наследования.

Наиболее известный труд, посвященный развитию института семьи, принадлежит Ф. Энгельсу – автору «Происхождения семьи, частной собственности и государства».

Изучая архивы К. Маркса, Ф. Энгельс обнаружил конспект книги Л. Моргана «Древнее общество». Используя критические замечания К. Маркса к данному сочинению, философ создал свой трактат.

Ф. Энгельс считает, что периоду дикости соответствовал групповой брак. Это значит, что происходило непрерывное сужение лиц, имевших право на сексуальные контакты. Таким образом, варварству – парный брак; цивилизации – моногамия.

Моногамия отличается от парного брака большей прочностью брачных уз, поскольку они не могут быть расторгнуты по желанию одной из сторон. Теперь право расторгнуть союз имеет только мужчина.

Моногамия, по мнению Ф. Энгельса, первый тип семьи, в основе которого лежали не естественные, а экономические факторы. Господство мужа в семье, рождение детей от достоверно известного отца и передача им наследства – такова единственная цель пожизненного единобрачия. Моногамия – это порабощение одного пола другим, провозглашение противоречия между мужчиной и женщиной.

Французский социолог Ф. Ле Пле, используя собственную методику, сконструировал три базовых типа семьи. В основу классификации был положен принцип передачи имущества по наследству молодому поколению:

– патриархальный: живут расширенной семьей, включая детей, имеющих собственные семьи, вся власть безраздельно принадлежит отцу, которая после его смерти переходит к сыну согласно завещанию (русские, южные славяне, башкиры и др.);

– неустойчивый: дети обосновываются вне родительского дома, при этом каждый получает равную долю наследства; по мнению исследователей, такой порядок приводил к социальной неустойчивости (Западная Европа, преимущественно Франция);

– устойчивый, или коренной: наследство переходит к одному из сыновей, который наследует профессию отца (англичане, американцы, скандинавы).

Основав традицию изучения семьи как малой первичной группы, имеющей свою особую историю возникновения, функционирования и распада, Ле Пле испытал влияние О. Конта о семьях как о «мельчайших обществах», устойчивых при смене поколений, благодаря склонности к солидарности.

Суть теории Ле Пле заключена в следующем: «чтобы понять общество, необходимо понять семью». Внешняя среда определяет экономическую жизнь людей, а значит, и формирует тип семьи, который в свою очередь влияет на общественные процессы.

По мнению английского социолога и антрополога Б. Малиновского, промискуитетных отношений в человеческом обществе быть не могло. Он отрицал любые формы группового брака, сравнивая два мира – природное и социальное. Культура, подчеркивал Б. Малиновский, сформировала новый тип человеческих связей – семью, институт, которому нет аналогов у животных. И культура же предопределила и серьезную опасность его разрушения – тенденцию к инцесту (половая связь между ближайшими родственниками) и восстанию против авторитета.

Большой вклад в социологию семьи внес Э. Дюркгейм – родоначальник «функционализма». Он рассматривал роль каждого члена семьи в семейной жизни и обратил внимание на то, что семья под влиянием урбанизации теряет ряд своих важных функций (добровольность брака, уменьшение хозяйственных дел, малодетность и т. д.)

В XIX в. возникает направление эмпирического изучения семьи – акцент делается на эмоциональную близость членов семьи, на их потребности и влечения.

Постепенно изложенные взгляды на эволюцию семейно-брачных отношений сложились в социологию семьи – направление в социологии, изучающее семью как социальный институт. Поначалу этот раздел социологии получил развитие только на Западе. До начала 60-х годов XIX в. об изучении истории института семьи не могло быть и речи. Историческая наука в этом вопросе целиком находилась под влиянием Пятикнижия Моисея (Ветхий Завет), где была описана патриархальная форма семьи, она отождествлялась с буржуазной семьей. Считалось, что институт семьи вообще не переживал никакого исторического развития.

Главные проблемы социологии семьи – исследование характера выполнения семьей своих основных функций, образа жизни семей различных типов, причин и последствий разводов и т. д.

Социология семьи имеет дело с групповым, а не с индивидуальным субъектом жизнедеятельности. Она пересекается с социологией личности, но исследует личность сквозь призму ее внутрисемейных социокультурных ролей. Таким образом, существует тесная связь с социальной антропологией, семейным правом (вопросы процесса распада, функционирования), психологией семьи, демографией, медициной и социологией здоровья.

Специфика социологического подхода к изучению семьи заключается в особом внимании к фундаментальному изучению посредничества семьи во взаимодействии личности и общества, к гармонизации взаимоотношений личности и государства через интересы семьи.

Развитие социологии семьи прошло ряд следующих основных этапов (классификация американского социолога Г. Кристенсена):

I. «Предысследовательский» период (до середины XIX столетия), главным образом, посвященный изучению семейных традиций, фольклора, философской и художественной литературы.

II. Период «социального дарвинизма» (конец XIX в.), для которого было характерно изучение прежде всего эволюции семейного института, появление работ, содержащих широкие теоретические обобщения в исторической и социокультурной перспективе.

III. Период так называемой спонтанной науки (первая половина XX в.), в котором, с одной стороны, появляется большое число спекулятивных работ о семье и ее роли в обществе, с другой – накапливаются эмпирические данные о различных типах брачно-семейных отношений и их отдельных стадиях (выбор супруга, развод и т. д.).

IV. Период планомерного построения теорий (с середины XX в. до настоящего времени), который можно описать как «период самосознания», основанный на систематизации результатов предшествующих исследований и анализе перспектив развития семьи.

В разных странах существуют свои исследовательские традиции. С точки зрения социологов Р. Хилла и Д. Хансена, основные подходы к исследованию понятия семьи можно объединить в следующие пять групп:

– интеракционистский подход, в рамках которого исследуется взаимодействие членов семьи, занимающих определенные позиции в ней, связанные с соответствующими ролями. В большинстве исследований институт семьи рассматривается как относительно закрытая система, имеющая слабую связь с окружающими организациями и даже группами. Для этого подхода базовыми являлись такие понятия, как статус и межстатусные отношения в процессе коммуникации, конфликт, принятие решений и т. д.;

– структурно-функциональный подход, для которого характерен анализ института семьи как социальной системы. С этой точки зрения семья состоит из индивидов, имеющих свои статусы и роли. Связь между семьей и обществом определяется через понятие функции. Семья анализируется с точки зрения ее приспособления к более широкой системе. Основой для данного подхода являются понятия «структура», «функция», «определение ситуации», «референтная группа» и т. д.;

– ситуационный подход, фиксирующий внимание не на взаимодействии между членами семьи, а на ценностях и нормах в сфере брачно-семейных отношений, рассматривающий их как социальную ситуацию, определяющую функционирование различных типов семей. Для последователей данного направления центральными являются понятия «социальная ситуация» и «роль»;

– институциональный подход, связанный с наиболее ранними исследованиями брака и семьи и поэтому близкий к культурно-историческому анализу брачно-семейных отношений. Институционалисты рассматривают семью как социальную систему, которая является одним из основных социальных институтов. При этом они отмечают, что многие важные функции семьи перешли обществу. В этих исследованиях центральными понятиями оказываются индивид и культурные ценности, которые он разделяет;

– эволюционный подход, представляющий собой попытку свести различные подходы социологии семьи в одну общую систему. «Стадии и циклы в семейной жизни», «эволюция потребностей и целей», «социальные роли» и «образцы поведения» – все эти понятия широко используются сторонниками данного направления.

По мере развития эмпирических исследований в течение 50-60-х гг. прошлого столетия все больше разработок в области социологии семьи было сделано в рамках групповой парадигмы. Более всего социологические исследования семьи распространены в США (И. Най, И. Рейс, В. Берр и др.), во Франции (А. Жирар, Л. Руссель, М. Бекомбо), в скандинавских странах (Э. Хаавио-Маннила – Финляндия).