Основы социальной работы с пожилыми гражданами и инвалидами

курсовая работа

Введение

В России пожилые граждане составляют 20,5% населения, а в 35 регионах доля лиц старших возрастов достигает 26,6%. Согласно принятой международной классификации, уже с 2004 г. возрастная структура населения России соответствует типу населения в стадии демографической старости, когда доля детей и подростков будет лишь незначительно превышать долю лиц старше 65 лет. Демографическое старение населения в будущем окажет сильное влияние на индивидуальную, общественную и международную жизнь, преобразит все аспекты жизни человека и общества: социальные, экономические, политические, культурные, психологические и духовные [5].

Взаимосвязь между социальной работой и старением стала объединяться понятиями "старение и социальная работа", "социальная работа с пожилыми людьми" и все чаще встречающейся дефиницией "геронтосоциальная работа". Геронтосоциальная работа наряду с традиционным социальным обслуживанием лиц пожилого возраста, как часть современной работы с пожилыми людьми, стала утверждаться в мировом сообществе, начиная с 1970-х гг. Старение людей стало рассматриваться как поле деятельности представителей многих специальностей, которое предполагает кроме знаний, навыков и умений в своей области наличие знаний в области старения и старости людей. Наряду с профессиональной работой с лицами пожилого возраста говорится также о прикладной или интервенционной геронтологии.

С принятием термина "геронтосоциальная работа" в полном соответствии с резолюциями ООН определились принципы геронтосоциальной работы: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство пожилого человека, которые определяют профессиональную компетентность, высокую внутреннюю культуру специалистов в работе с пожилыми людьми.

Работа с пожилыми людьми основана на понимании того, что работа со стареющим и престарелым человеком отличается от работы с лицами молодого возраста. Несмотря на то что в трудных жизненных ситуациях у пожилого человека много проблем общих с молодыми клиентами социальных агентств, но встреча с пожилыми требует от социального работника особых знаний, навыков, умений. Кроме того, в настоящее время работе наблюдается повсеместная тенденция: лица, посвящающие себя уходу за старыми людьми и работе с ними, это молодые люди. С этих позиций особенностью геронтосоциальной работы является встреча разных поколений. Возрастная разница в пятьдесят лет вносит в отношения с клиентом свою особую специфику [2]. Нередко некоторые аспекты поведения старых людей вызывают неприятие и удивление молодых, кажутся им необычными или аморальными, на самом деле находятся в рамках культурной нормы прошлого поколения и не свидетельствуют об ухудшении умственных способностей человека. В старом человеке мы видим сегодняшний облик и практически не можем представить его себе ребенком, красивым, сильным, самоуверенным человеком в расцвете лет, устремленным в будущее. Тогда как очень важно, видя перед собой старого и больного, воссоздать его облик и помнить, что он несет в себе прошлый опыт: детство и юность, молодость и зрелость. Пожилые клиенты имеют более богатый жизненный опыт, чем молодые клиенты социального работника и большинство самих социальных работников, что составляет особенную специфику работы с пожилыми клиентами. Временное измерение приобретает особый вес в работе с пожилыми клиентами. Долгий жизненный путь и близость смерти являются для них большей реальностью, чем для молодых клиентов. Работая с очень старыми людьми, социальные работники и другие профессионалы явственно ощущают конечность жизни [8]. С этих позиций уход за старыми людьми -- это внимательное и заботливое восприятие старых людей такими, какие они есть, умение войти в мир их переживаний.

Овладение навыками успешного взаимодействия со старыми людьми требуют понимания психофизиологических особенностей старого человека и старости как процесса. Старение понимается в настоящее время в виде биологических и физических, психических и социальных процессов. Старость -- это результат данных процессов. В первую очередь, старение -- это биологический процесс, но в повседневной жизни он проявляется в социальной форме, во взаимоотношениях между людьми. Процесс старения имеет Разные последствия для жизни человека. Старение как явление -- Двулико, порождая как позитивные, так и негативные последствия, большой жизненный опыт и мудрость, социальные навыки, продолжение традиции, а также новые свободы и возможности представляются часто как сильные стороны и потенциал пожилых людей. Негативными последствиями старения, его утратами, являются, ослабление физической дееспособности, ухудшение физического и психического здоровья, развитие немощности и утрата социального статуса и социальных связей. Однако необходимо помнить, что у многих людей вышеупомянутые функции сохраняются и в преклонном возрасте, и на них можно воздействовать с помощью профилактических и реабилитационных мер. Зачастую для пожилых людей старение означает, что в некоторых областях жизнедеятельности наблюдаются потери, а в других -- новые возможности [11]. С точки зрения социальной работы с пожилыми людьми важно, чтобы социальный работник кроме понимания различных процессов старения хотя бы в общих чертах имел представление о процессах адаптации, с помощью которых человек в пожилом возрасте индивидуально приспосабливается к изменениям, связанным со старением, и справляется с ними. В адаптации речь идет о предпосылках, содействующих повышению качества жизни в старости. Работа с пожилыми клиентами строится на основе понимания старости как уникального этапа жизни со своими задачами развития и психосоциальными кризисами.

Важными задачами развития в старости является адаптация к возрастным изменениям и формирование своей психоисторической перспективы. Пожилые люди пытаются по-разному оценивать и анализировать свою жизнь. Здесь речь идет зачастую о восстановлении целостности собственной жизни и о понимании своего «я». Пожилые люди имеют свой взгляд на жизнь, в котором отражаются прошлое, настоящее и будущее. Общим для многих пожилых людей является желание оставить какой-то след после себя. Характерными проявлениями этого можно назвать мемуары и изучение истории своего рода. Важным потенциалом пожилых людей являются воспоминания и предания. Каждый престарелый человек реализует эти собственные задачи развития без заранее определенной схемы, исходя из своих отправных моментов [15].

Специфика взаимодействия с пожилыми клиентами проявляется и в том, что социальная работа ведется зачастую в условиях возрастно-ориентированной политики, затрагивающей благосостояние пожилых людей. Дом старого человека -- это одновременно и рабочая среда специалиста по работе с пожилыми людьми и специалиста по геронтосоциальной работе. Социальные работники работают с пожилыми людьми, зачастую очень немощными, в стационарах поликлиник, домах-интернатах для престарелых, гериатрических и психогериатрических отделениях, медико-реабилитационных центрах и больницах, домах-интернатах для клиентов, страдающих деменцией, и домах со специальным обслуживанием для пожилых людей. Единство амбулаторного и стационарного ухода имеет большое значение в социальной работе, так как задачи адаптации пожилых людей после больничного и стационарного лечения являются повседневными задачами социальной работы с пожилыми людьми [5].

Объектом нашего исследования является социальная работа с населением.

Предмет исследования - основы социальной работы с пожилыми гражданами и инвалидами.

Цель исследования - изучить основы социальной работы с пожилыми гражданами и инвалидами.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Изучить проблемы пожилых людей.

3. Проанализировать формы и методы работы с пожилыми людьми.

4. Изучить основные проблемы и потребности лиц с ограниченными возможностями (инвалидов).

5. Выявить особенности социальной работы с инвалидами

Делись добром ;)