Особенности брачного выбора среди студентов (на примере НФИ КемГУ)

курсовая работа

1.3 Характеристика студентов как особой социальной группы

Разногласия мнений при определении понятия молодежи, критериев выделения ее в самостоятельную группу, а также возрастных границ ведутся очень давно. Ученых разделяют разные подходы - это и с позиций социологии, психологии, демографии и т.д. Соответственно, как часть общества молодежь является предметом изучения многих социальных наук. Философия, психология, педагогика, социология, демография, политика, право, история--вот основной перечень наук, где «молодежь» входит в понятийный и терминологический аппарат. Важнейшими признаками молодежи, которые позволяют выделять ее в особую группу, являются возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а также обусловленные теми и другими социально-психологические свойства.

Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: «Молодежь--поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: «Молодежь--социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или иными социально-психологическими свойствами. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».Социология молодежи: Учебник/Под ред. проф. В.Т. Лисовского. - СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. - С. 25 - 33.

Рассмотрение молодости как социологической категории, определяемой не только возрастными границами, но и специфическим социальным статусом, особенностями сознания и поведения молодых людей способствовало дифференцированному подходу к молодежи как внутренне неоднородной и вместе с тем специфически особой общественной группе. Социологическому изучению подверглись не только формы и методы воспитательной работы, но и процесс социализации молодежи в целом, а также такие основные ее категории, как молодые рабочие, учащиеся, студенты, молодая интеллигенция. В данной работе мы сделаем акцент именно на студентах как особой категории молодежи. Период обучения в высшем учебном заведении для молодого человека означает смену возрастного статуса в рамках довзрослого состояния и эту смену можно осуществить по своему выбору, можно отменить или изменить. В целом студенческий период ведет к росту человеческой свободы в социальном измерении. В связи с этим можно отметить, что период обучения в высшем учебном заведении для молодого человека означает смену возрастного статуса в рамках довзрослого состояния и эту смену можно осуществить по своему выбору, можно отменить или изменить. В целом студенческий период ведет к росту человеческой свободы в социальном измерении. На студенчество как группу в социологическом понимании большое влияние оказывают институционально определенные параметры: количество вузов, численность студентов по формам обучения и профилю, получаемого образования.Лясников Н. Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи/ Н.Лясников, Ю.Ляникова [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog.

Термин «студент» в переводе с латинского языка означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями. Студент может характеризоваться с трех различных сторон: с психологической, социологической и биологической. Психологическая сторона представляет собой совокупность психических процессов, состояний и свойств личности (темперамент, характер, настойчивость и т.д.). Если рассматривать с социальной стороны, то внимание необходимо обратить на общественные отношения и качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д. Биологическая сторона включает в себя тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение и т.д. Эта сторона определенна в большей мере наследственностью и врожденными задатками, но могут и изменяться в процессе жизнедеятельности. В студенческом возрасте человек достигает наивысших результатов, базирующихся на всех предыдущих процессах психологического, социального и биологического развития. «Возраст 18-20 лет - это период активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.»Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие /под. ред. М. В. Булановой-Топорковой. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с. - Режим доступа: www.p-lib.ru/pedagogika/pedagogika_vyshey_shkoly. Кроме того именно с этим периодом связано начало экономической активности, т. е. включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии, созданий собственной семьи. В период студенчества заметно укрепляются качества, которых не хватало в школьные годы - это целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение овладеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам - цели, образу жизни, любви, верности и т.д.

Студент как личность развивается, и на каждом курсе имеет некоторые особые черты. Первый курс приобщает абитуриента к студенческим формам коллективной жизни, в поведении преобладает конформизм, отсутствует дифференцированный подход к своим ролям. Второй курс - это период, связанный с напряженной деятельностью студентов. Студенты получают общую подготовку, формируются их культурные запросы и потребности, процесс адаптации к студенческой среде завершается. На третьем курсе начинает специализация, укрепляется интерес к научной работе для развития и углубления профессиональных интересов студентов. На четвертом курсе происходит знакомство с учебной практикой, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры. Пятый курс связан непосредственно с перспективой окончания вуза, у студентов формируются четкие установки на дальнейшую трудовую деятельность, студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.

На III-IV курсах большую роль играет поиск второй половинки, что оказывает значительное влияние успеваемость и на общественную деятельность студентов. Интерес к противоположному полу занимает довольно значительное место в мыслях и действиях студента.

Существуют две категории факторов, определяющих социально-психологический портрет студента: те, c которыми студент поступил в вуз, - их можно только принимать во внимание, и те, которые проявляются в процессе обучения, - ими можно управлять. К первой категории относятся: уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о профессиональном будущем. Эти факторы определяются общей атмосферой в стране, бытовые знания, влиять на них можно лишь косвенно. Постепенно влияние факторов первой категории ослабевают и на первый план выходят факторы второго второй группы. Это организация учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.д.

Студенты делятся на два вида: «коммерческие», т.е. те, которые учатся на коммерческой основе, и «бюджетные». Всю студенческую молодежь можно разделить на три группы: 1) студенты, ориентированные на образование как на профессию (самое главное для студентов - интерес к будущей работе, желание реализовать себя). К этой группе относятся около трети студентов; 2) студенты, ориентированные на бизнес (образование для них выступает в качестве инструмента для создания в дальнейшем собственного дела); 3) студенты, которых с одной стороны можно назвать «неопределившимися», а с другой - задавленными личными, бытовыми проблемами. Кроме этого современные студенты могут быть трех типов: предприниматель, эмигрант и традиционалист. Предприниматель предпочитает достижение успеха в сфере бизнеса, быстро продвигаются по службе, занимаются руководящей, организаторской деятельностью, уверен в правильности выбора специальности, обучения, соответствии ему своих способностей, более критичен к своему учебному заведению, лучше знает специфику профессии, не опасается безработицы, более развиты индивидуализм, профессионализм, предприимчивость, самостоятельность, способность менять взгляды при смене обстоятельств, быстрая адаптация, легкая вживаемость в новые условия. Второй тип - эмигрант: получают высшее образования для того, чтобы свободно владеть иностранными языками, получить возможность обучения и работы за границей, они уверены в правильности своего выбора, а также в возможности вуза дать им подготовки на должном уровне, развиты индивидуализм, жизненный оптимизм, легкая вживаемость в новые условия. Традиционалист - ценит хорошее образование, профессиональную подготовку, получает высшее образование для того, чтобы получить диплом, вести научные исследования, менее критичен по отношению к вузу, хуже знает реалии будущей профессиональной деятельности, больше опасаются безработицы, сильно развиты профессионализм и работоспособность, менее - предприимчивость, способность рисковать, менять взгляды при смене обстоятельств, вживаться в новые условия, жизненный оптимизм.Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие /под. ред. М. В. Булановой-Топорковой. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с. - Режим доступа: www.p-lib.ru/pedagogika/pedagogika_vyshey_shkoly. Помимо этого была разработана еще одна типология студентов, автором которой стал В.Т. Лисовский.См. там же.

Студенческая молодежь является основной группой, участники которой в большей мере ищут потенциального партнера и вступают в официальный брак. Это можно объяснить следующими причинами. Во-первых, на студенческое время приходится возраст, когда большинство людей находят своего будущего брачного партнера и происходит оценка брачного выбора и формирование семейных установок. Во-вторых, студенческая молодежь более образованная, знающая чего она хочет от жизни. Студенты больше тяготеют к заключению официального брака, нежели неучащаяся молодежь. Таким образом, для изучения особенностей брачного выбора наилучшим образом подходят студенты как особая социальная группа.

семья брак студент мотив

Делись добром ;)