3.2 Изучение тактики реагирования старших подростков на конфликтных ситуациях
Тест К. Томаса можно выявить тактику, которую используют старшеклассники в конфликтных ситуациях.
По результатам исследования получилось, что 40% старшеклассников в конфликтных ситуациях принимают тактику соперничества. К. Томас охарактеризовал ее как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Человек, использующий этот стиль, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Или, согласно описанию динамики процесса Томасом и Килменном, старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать его решение проблемы.
43% испытуемых на конфликтную ситуацию реагировали бы приспособлением, что означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. Большенство старшеклассников придерживающиеся данной стратегии, стремится уйти от конфликта. Направленность на личные интересы низкая, а оценка интересов соперника высокая.
При анализе данной стратегии следует учитывать некоторые моменты.
* Иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу. Приспособление здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели.
* Приспособление может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта.
При всех выделенных особенностях стратегии приспособления важно иметь в виду, что она оправдана в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. И в этом случае она ведет к временному «перемирию», является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.
17% испытуемых в конфликтных ситуациях реагируют компромиссом. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен, когда обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение для работы. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: "Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо придти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться".
Следует отметить, что избегание - для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей реализуется обычно тогда, когда затрагиваемая проблема не столь важна для избегающего, он не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для выработки решения и не хочет тратить время и силы на ее решение (Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов), а так же сотрудничество, (стиль сотрудничества можно использовать, если отстаивая собственные интересы, необходимо принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель ею применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желаниям выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции) получили 0%.
К. Томас писал, что ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Так как для эффективности необходимо использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства [30].
С помощью диаграммы, которая представлена на рисунке 3.2., можно увидеть процентное соотношение способов регулирования конфликтов.
Рисунок 3.2.
Таблица 3.1. дает возможность наглядно видеть сравнение теста-опросника родительского отношения к детям и теста К. Томаса.
Таблица 3.1.
Сравнительная таблица теста ОРО и К. Томаса
№ |
тактика поведения в конфликтах |
родительское отношение |
испытуемые |
|
1 |
приспособление |
симбиоз |
7 |
|
2 |
соперничество |
симбиоз |
5 |
|
3 |
приспособление |
авторитарная гиперсоциализация |
4 |
|
4 |
соперничество |
авторитарная гиперсоциализация |
3 |
|
5 |
компромис |
образ социальной желательности |
2 |
|
приспособление |
образ социальной желательности |
2 |
||
приспособление |
маленький неудачник |
2 |
||
6 |
соперничество |
образ социальной желательности |
2 |
|
соперничество |
маленький неудачник |
1 |
||
компромис |
авторитарная гиперсоциализация |
1 |
||
компромис |
симбиоз |
1 |
||
компромис |
маленький неудачник |
1 |
Из таблицы 3.1. видно, что набольшее количество испытуемых выбрали тактику поведения в конфликтных ситуациях как приспособление, в то время как набольшее количество родителей выбирают такой стиль воспитания как симбиоз. Можно предположить, что если между родителями и их детьми существует межличностная дистанция в общении, то в конфликтных ситуациях старшеклассник будет соперничать.
Для проверки этого используется коэффициент корреляции Пирсона.
Таблица 3.2.
Корреляции теста-опросника ОРО и теста К. Томаса
П.-О. |
ОСЖ |
Симбиоз |
А.Г. |
М.Н. |
Присп. |
Сотр. |
Сопер. |
Изб. |
Компр. |
||
П.-О. |
1 |
0,509** |
0,566** |
||||||||
ОСЖ |
1 |
0,452* |
|||||||||
Симбиоз |
1 |
||||||||||
А.Г. |
0,509** |
0,452* |
1 |
||||||||
М.Н. |
0,566** |
1 |
|||||||||
Присп. |
1 |
0,727** |
0,397* |
||||||||
Сотр. |
1 |
||||||||||
Сопер. |
0,727** |
1 |
0,525** |
||||||||
Изб. |
0,397* |
0,525** |
1 |
||||||||
Компр. |
1 |
Примечание:
П. - О - принятие-отвержение.,
ОСЖ - образ социальной желательности.,
А.Г - авторитарная гиперсоциализация.,
М.Н- маленький неудачник.,
Присп.- приспособление.,
Сотр.- сотрудничество.,
Сопер. - соперничество.,
Изб. -избегание.,
Компр.- компромис.
В таблице помечены значимые корреляции: от 0,01 до 0,05 (*), а от 0 до 0,01(**)
С помощью таблицы 3.2. можно отметить следующее: значимая положительная корреляция наблюдается между переменными принятие-отвержение, маленький неудачник и авторитарная гиперсоциализация. Это означает, что чем больше родители склоняются к такому стилю воспитания как принятие-отвержение, тем больше у них появляется к нему отношение как к неудачнику и требуют безоговорочного послушания и дисциплины. Так же положительна корреляция наблюдается между переменными образ социальной желательности и авторитарная гиперсоциализация, что может означать следующее - чем больше родитель поощряет своего ребенка, старается быть с ним на равных, тем больше он требует от него социального успеха.
В тесте К. Томаса положительная корреляция существует между приспособлением, избеганием и отрицательная корреляция с соперничеством. Можно предположить, что чем больше старшеклассник в конфликтных ситуациях использует стиль приспособления, тем больше у него отсутствует тенденции к достижению собственных целей и меньше стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
- ВВЕДЕНИЕ
- РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
- 1.1 Особенности и новообразования старшего подросткового возраста
- 1.2 Особенности семейной социализации старшеклассника
- 1.3 Особенности межличностных конфликтов
- РАЗДЕЛ 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2.1 Описание выборки и процедуры исследования
- 2.2 Методы исследования
- РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕОВАНИЯ СЕМЕЙНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКА
- 3.1 Изучение стилей родительского отношения к детям
- 3.2 Изучение тактики реагирования старших подростков на конфликтных ситуациях
- 3.3 Изучение самооценки старшеклассника и его отношения к семье
- Глава 2. Влияние адаптации на процесс социализации подростков.
- № 13 МикрофактоРы социализации семейное воспитание
- 2.2.Семейная ситуация развития девиантных подростков.
- Особенности социализации в различных типах семей
- 1.2.2. Формирование девиантного поведения подростков как следствие семейных дисфункций
- Особенности поведения в конфликтных ситуациях подростков с нарушением слуха
- Глава II. Особенности старшего
- Тема 15. Семейное воспитание, роль в физической социализации подростка.