logo
Особенности семейной социализации старших подростков с различными типами реагирования в конфликтных ситуациях

3.2 Изучение тактики реагирования старших подростков на конфликтных ситуациях

Тест К. Томаса можно выявить тактику, которую используют старшеклассники в конфликтных ситуациях.

По результатам исследования получилось, что 40% старшеклассников в конфликтных ситуациях принимают тактику соперничества. К. Томас охарактеризовал ее как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Человек, использующий этот стиль, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта своим собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Или, согласно описанию динамики процесса Томасом и Килменном, старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать его решение проблемы.

43% испытуемых на конфликтную ситуацию реагировали бы приспособлением, что означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. Большенство старшеклассников придерживающиеся данной стратегии, стремится уйти от конфликта. Направленность на личные интересы низкая, а оценка интересов соперника высокая.

При анализе данной стратегии следует учитывать некоторые моменты.

* Иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу. Приспособление здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели.

* Приспособление может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта.

При всех выделенных особенностях стратегии приспособления важно иметь в виду, что она оправдана в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. И в этом случае она ведет к временному «перемирию», является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

17% испытуемых в конфликтных ситуациях реагируют компромиссом. Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Этот стиль наиболее эффективен, когда обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение для работы. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: "Мы не можем полностью выполнить свои желания, следовательно, необходимо придти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться".

Следует отметить, что избегание - для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей реализуется обычно тогда, когда затрагиваемая проблема не столь важна для избегающего, он не отстаивает свои права, не сотрудничает ни с кем для выработки решения и не хочет тратить время и силы на ее решение (Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов), а так же сотрудничество, (стиль сотрудничества можно использовать, если отстаивая собственные интересы, необходимо принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, так как он требует более продолжительной работы. Цель ею применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желаниям выслушивать друг друга, сдерживать свои эмоции) получили 0%.

К. Томас писал, что ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и ни один из рассмотренных стилей разрешения конфликта не может быть выделен как самый лучший. Так как для эффективности необходимо использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства [30].

С помощью диаграммы, которая представлена на рисунке 3.2., можно увидеть процентное соотношение способов регулирования конфликтов.

Рисунок 3.2.

Таблица 3.1. дает возможность наглядно видеть сравнение теста-опросника родительского отношения к детям и теста К. Томаса.

Таблица 3.1.

Сравнительная таблица теста ОРО и К. Томаса

тактика поведения в конфликтах

родительское отношение

испытуемые

1

приспособление

симбиоз

7

2

соперничество

симбиоз

5

3

приспособление

авторитарная гиперсоциализация

4

4

соперничество

авторитарная гиперсоциализация

3

5

компромис

образ социальной желательности

2

приспособление

образ социальной желательности

2

приспособление

маленький неудачник

2

6

соперничество

образ социальной желательности

2

соперничество

маленький неудачник

1

компромис

авторитарная гиперсоциализация

1

компромис

симбиоз

1

компромис

маленький неудачник

1

Из таблицы 3.1. видно, что набольшее количество испытуемых выбрали тактику поведения в конфликтных ситуациях как приспособление, в то время как набольшее количество родителей выбирают такой стиль воспитания как симбиоз. Можно предположить, что если между родителями и их детьми существует межличностная дистанция в общении, то в конфликтных ситуациях старшеклассник будет соперничать.

Для проверки этого используется коэффициент корреляции Пирсона.

Таблица 3.2.

Корреляции теста-опросника ОРО и теста К. Томаса

П.-О.

ОСЖ

Симбиоз

А.Г.

М.Н.

Присп.

Сотр.

Сопер.

Изб.

Компр.

П.-О.

1

0,509**

0,566**

ОСЖ

1

0,452*

Симбиоз

1

А.Г.

0,509**

0,452*

1

М.Н.

0,566**

1

Присп.

1

0,727**

0,397*

Сотр.

1

Сопер.

0,727**

1

0,525**

Изб.

0,397*

0,525**

1

Компр.

1

Примечание:

П. - О - принятие-отвержение.,

ОСЖ - образ социальной желательности.,

А.Г - авторитарная гиперсоциализация.,

М.Н- маленький неудачник.,

Присп.- приспособление.,

Сотр.- сотрудничество.,

Сопер. - соперничество.,

Изб. -избегание.,

Компр.- компромис.

В таблице помечены значимые корреляции: от 0,01 до 0,05 (*), а от 0 до 0,01(**)

С помощью таблицы 3.2. можно отметить следующее: значимая положительная корреляция наблюдается между переменными принятие-отвержение, маленький неудачник и авторитарная гиперсоциализация. Это означает, что чем больше родители склоняются к такому стилю воспитания как принятие-отвержение, тем больше у них появляется к нему отношение как к неудачнику и требуют безоговорочного послушания и дисциплины. Так же положительна корреляция наблюдается между переменными образ социальной желательности и авторитарная гиперсоциализация, что может означать следующее - чем больше родитель поощряет своего ребенка, старается быть с ним на равных, тем больше он требует от него социального успеха.

В тесте К. Томаса положительная корреляция существует между приспособлением, избеганием и отрицательная корреляция с соперничеством. Можно предположить, что чем больше старшеклассник в конфликтных ситуациях использует стиль приспособления, тем больше у него отсутствует тенденции к достижению собственных целей и меньше стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.