Особенности современного этапа формирования этико-аксиологических оснований социальной работы
1 Научная парадигма новой реальности и проблемы социальной работы
Последняя треть XX в. знаменуется рождением новой пост-неклассической науки. Причиной тому стали революционные открытия в разных отраслях научного знания, значительно изменившие научную картину мира в целом.
Базисные принципы современного миропонимания:
Новое понимание категорий времени и пространства: согласно теории относительности Эйнштейна, пространство и время не абсолютны (могут претерпевать изменения) и не существуют как независимые реальности, а образуют четырехмерный континуум «пространство -- время».
Принципы целостной картины мира не подчинены логике линейности и иерархии. Простое и сложное могут сосуществовать, не будучи связаны между собой иерархически, развитие сложной системы многоальтернативно (человек имеет дело с «созвездиями возможностей»).
Эволюция -- система закономерных и случайных факторов. Возрос интерес к неустойчивым (неравновесным) динамическим системам, конструктивной роли случая, процессам самоорганизации и самодезорганизации.
Хаос может выступать в качестве самоорганизующего начала системы.
Необратимость и вероятность -- объективные свойства реальности.
В контексте нового миропонимания интенсивно развивается гуманитарное знание: переосмысливаются проблемы индивидуального и социального бытия, характер социальных отношений, в том числе -- отношений по поводу помощи и взаимопомощи, социальной защите и поддержке тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Эту тенденция принципиальных изменений проявляет себя при сравнительном анализе структурных сценариев социальной работы.
В процессе становления общенаучной парадигмы новой реальности видоизменяется и парадигма научного знания в области социальной работы.
Ее существенные характеристики:
сосуществование, «диалог» различных методологических подходов в теории социальной работы (холизм -- индивидуалистский подход);
новое проблемное поле социальной работы -- «пандемическая среда», общности и система поддержки, помощи в этих обстоятельствах;
формы помощи носят не локализованный (социоэкономический, социально-психологический), а макроэкологический характер;
приоритетное развитие комплексно-ориентированных теоретико-практических моделей социальной работы;
- базовое понятие -- «жизненный сценарий личности».