Особенности социальных прав человека

курсовая работа

1. Правовое развитие социальных прав граждан в РФ

Социальные права человека и гражданина рассматриваются как совокупность его конституционных прав, предоставляющих возможность и право законно претендовать на получение от государства, при удовлетворении каких-либо условий, некоторых материальных благ.

Право в современной науке рассматривается как система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой закона и государственного принуждения, обеспечивающего юридическую закрепленность общественных отношений в обществе в целом. Такое определение права необходимо отличать от юридического права, важно понимать, что право дифференцировано по отраслям, каждая из которых имеет свою область регулирования и свои специфические черты, например, Гражданское право, Конституционное право. Семейное право. Трудовое право. Уголовное право.

Столь же важным является и деление права на внутреннее национальное, находящееся в ведении конкретного государства, и международное, создаваемое совместным решением двух или более стран.

Право как совокупности юридических норм рассматривается учеными в качестве императива, стоящего над законом и государством, защищающего справедливый порядок государства как формы самоорганизации общества.

В современной российской науке преобладает точка зрения о том, что появление права было обусловлено взаимодействием ряда причин: это и объективная необходимость в появлении регулятора усложнившейся хозяйственной жизни общества, и подчинение одних социальных групп другими в процессе взаимодействия и формирования общества.

Таким образом, право изначально выражало интересы как общества в целом, так и частные интересы его господствующих (экономических или военно-политических) слоев.

В процессе развития права в каждом государстве складывалась собственная правовая система, отражающая исторические и национальные особенности и традиции.

С помощью норм права закреплялся их статус, определялись границы их деятельности, устанавливались их элементы, структура, порядок деятельности и взаимоотношений, соподчиненность.

Право, таким образом, выступает по отношению к обществу и государству в качестве регулятора общественных отношений. Оно регулирует сложившиеся в обществе политические, экономические, и иные отношения, закрепляет существующий государственный и общественный порядок. В этом заключается основное назначение права и одна из его функций.

Устанавливая определенные права и обязанности сторон (гражданин, должностное лицо, организация, учреждение) по отношению друг к другу, право вносит четкий порядок в жизнь и деятельность общества и государства, соответственно. По этой причине каждое государство стремится к созданию отвечающих его интересам законодательных актов и других правовых документов (постановлений, декретов, распоряжений и т.п.), и к их полному осуществлению на своей территории.

Термин «социальное государство» рассматривается с точки зрения права, как институциональная характеристика, определяющая конституционно-правовой статус государства и его реальные признаки, заключенные в практическом обеспечении социальных прав человека и гражданина с помощью законодательно закрепленных и соблюдаемых в обществе и самим государством базовых гарантий жизнедеятельности граждан.

Иными словами, государство будет считаться социальным при соблюдении некоторых условий:

· если в нем законодательно определены и закреплены социальные права человека на уровне не ниже международно-признанных норм и стандартов;

· если в стране обеспечены приемлемые уровни социальной поддержки, помощи и защиты всех слоев населения;

· если государственная социальная политика направлена на динамичное повышение качества жизни всего населения, на принятие мер по выравниванию возможностей населения в основных сферах жизнедеятельности.

Социальные права человека - это совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность при определенных условиях претендовать на получение от государства определенных материальных благ.

Социальные права человека закреплены на конституционном уровне далеко не во всех странах мира. В некоторых развитых демократических, а также развивающихся странах социальные права человека стали провозглашаться на конституционном уровне в период после второй мировой войны, однако, как правило, без признания возможности их судебной защиты. В Российской Федерации социальные права человека закрепляются в Конституции РФ Конституция РФ, ст.ст. 38-41 и ст. 43..

История развития социальных прав в России началась не сегодня. Социальные права человека закреплялись законодательно в нашей стране и ранее.

В СССР, например, существовала единая система государственного социального обеспечения. Она гарантировала общую занятость российского населения, бесплатное медицинское обслуживание, охрану материнства и детства, предоставляла широкий спектр соцвыплат: различного вида пособия, пенсии, социальные услуги по обслуживанию инвалидов и людей преклонного возраста.

Однако социальное страхование было формальным. Так, трудящиеся в СССР были освобождены от платежей в соцстрах, и это считалось огромным достижением социальной системы эпохи развитого социализма. При этом скрывалось, что средства на социальные выплаты складывались из издержек, включенных в цену товаров народного потребления.

Социальное страхование существовало в Советсткой России только в годы новой экономической политики (НЭП). Действительно, в 1919 году и с конца 20-х годов XX в. в нашей стране существовала весьма своеобразная, но действенная система государственного социального обеспечения. Мы думаем, её можно сравнить с моделью Бевериджа, но она не сопровождалась индивидуальным, профессиональным страхованиями. Как мы видим, речь идет о совершенно оригинальной модели советского социального страхования - «страховании без взносов».

В зрелый период своего развития советская система социального обеспечения имела весьма сильные стороны:

- охват практически всего населения;

- покрытие всех социальных рисков;

- высокий процент замещения заработной платы при временной нетрудоспособности;

- бездифицитность страховых средств, потому как выплаты осуществлялись из государственного бюджета;

- гарантия бесплатной медицинской помощи всем гражданам.

Заметны и слабые стороны системы социального обеспечения в советский период. Они остро проявились уже в начале большевистской власти, и позднее, к концу 80-х гг. Это такие явления как: «уравниловка», незначительная зависимость страховых выплат от предшествующей пенсии трудовой деятельности. Кроме того, часто на размер этих выплат влияли такие факторы, как классовая и партийная принадлежность, место в номенклатуре или партийной иерархии и т.д.; в целом невысокий уровень именно социальных выплат и невозможность их увеличения, в том числе используя систему социального страхования; слабо выраженная роль страхования в связи с применением неразвитой модели формирования фондов социального страхования по принципу «единого котла» без учета социальных рисков; неучастие в уплате взносов самих застрахованных лиц, что понижало мотивацию работников в проведении мероприятий по недопущению страховых случаев; предприятия или организация, которые несли страховое бремя, никак не могли влиять на распределение средств страховыми фондами. Между тем, размер страховых выплат доходил до 38% фонда заработной платы.

В итоге, страховые выплаты превратились в разновидность налога, а само социальное страхование приняло форму государственного социального обеспечения посредством перераспределения ресурсов.

Не взирая на успехи и гарантированность социального обеспечения, СССР в последние годы существования находился примерно на 50-м месте в мире по уровню жизни.

Российские «реформаторы» 90-х годов XX в. не имели системного подхода к социальной политике в переходный период истории страны. И формирование новой социальной системы происходило неэффективно и непоследовательно. Выделяются три направления в процессе реформирования государственной социальной системы, сопровождавшиеся законотворческой деятельностью:

- возрождение обязательного и добровольного социального страхования;

- возрождение системы государственного вспомоществования (общественного призрения) бедных - государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам;

- реорганизация государственного социального обеспечения отдельных категорий граждан.

На первом этапе реформирования стали вновь появляться страховые формы социального обеспечения. В России появились самостоятельные кредитно-финансовые системы - четыре социально-страховых фонда: Пенсионный фонд РФ (ПФР) (1990 г.); Государственный фонд занятости населения (1991 г.) фонд социального страхования (1992 г.); фонд обязательного медицинского страхования (1993 г.). В это же время формируется нормативно-правовая база обязательного социального страхования, с учетом различных видов социальных рисков. Законом РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения» были введены пособия по безработице и определялись государственные меры по трудоустройству безработных. Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» предусмотрел как обязательные, так и добровольные (договорные) формы медицинского страхования населения.

В 1998 г. законодатель отказался от гражданско-правовых механизмов компенсации ущерба жизни и здоровью работников и принял специальный Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Практически до 2006 г. сохранялась советская нормативная база правового регулирования страхования на случай временной нетрудоспособности и зависимость размера назначаемых пособий от непрерывного трудового стажа.

Наконец, общие принципы обязательного социального страхования нашли закрепление в рамочном Федеральном законе от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», которые соответствуют международно-правовым стандартам. Между тем, они далеко не в полной мере реализованы в конкретных законах. Более того, специалисты отмечают тревожную негативную тенденцию развития современной системы обязательного социального страхования - это процесс ее огосударствления, сближения, а в перспективе, возможно даже объединения с системой государственного социального обеспечения. Вначале было ликвидировано обязательное социальное страхование по безработице. Выплата пособия по безработице стала финансироваться из государственного бюджета, и, как следствие, снизился уровень социальной защищенности безработных. Государство отказалось от применения в качестве социальных нормативов прожиточного минимума и минимального размера заработной платы, сократились периоды выплаты пособия по безработице и т.д. Затем социально-страховые взносы в государственные внебюджетные фонды социального страхования были замещены единым социальным налогом.

Сложившаяся в настоящее время система обязательного социального страхования является государственной не только в силу установленной законом его обязательности. Средства этих фондов признаются государственной собственностью. По порядку формирования источниковой базы этих фондов они также являются государственными в связи с заменой обязательных социально-страховых взносов единым социальным налогом.

Итак, развитие социальных прав в России имеет свою длительную историю. Это еще раз доказывает, что социальные права - не застывшая масса, а вопрос, имеющий поступательное движение в своем развитии.

Делись добром ;)