Особенности социальных представлений о жертве сексуального насилия

дипломная работа

3.1 Материал и методы исследования

Для проверки выдвинутых гипотез был избран опрос. Опросник состоял из двух частей. Для выявления представлений о жертве сексуального насилия использовалась методика свободных ассоциаций. Испытуемых просили назвать по пять ассоциаций (слова, фразы, словосочетания) с объектом «жертва сексуального насилия». Во второй части опросника испытуемым предлагалось заполнить модифицированную методику МиФ (объекты оценивания - жертва сексуального насилия, мужчина, женщина, я сам). Также респондентам предлагался ряд блок социально-демографических вопросов.

Полученная информация была проанализирована дважды с интервалом в 6 недель. Это позволило получить лист наиболее часто встречающихся ассоциаций для последующего анализа структуры представлений о жертве сексуального насилия.

Для обработки методики МиФ был использован U-критерий Манна-Уитни. Также была использована программа SPSS.

Модифицированная Н.В. Дворянчиковым методика МиФ базируется на перечне маскулинных и фемининных качеств, предложенных Т.Л. Бессоновой, которая основывалась в свою очередь на концепции андрогинии S.Bem.

В литературе неоднократно отмечалось, что тест BSRI (Bem Sex-Role Inventory) относится к наиболее эффективным методам исследования половой идентичности и предсказывает такие аспекты маскулинности/фемининности, как инструментальность и экспрессивность, особенности самоотношения и самоуважения

В качестве стимульного материала выступает недостаточно структурированный вербальный материал, включающий 21 прилагательное (7 из них отражают маскулинные качества, 7 - фемининные, 7 - нейтральные), каждым из которых необходимо закончить предложение и оценить получившееся высказывание по степени выраженности (по шкале «всегда», «обычно», «иногда», «никогда»).

Для описания структуры социальных представлений использовалась методика, предложенная П. Вержесом. В соответствии с его идей, полученные понятия предлагается подвергнуть прототипическому анализу, опираясь на два параметра: частота появления того или иного понятия в ответах респондентов и ранг появления понятия. Использование такого показателя, как частота появления понятия является эмпирическим критерием консенсуса, как принципа, лежащего в основе структурного подхода анализа социальных представлений. Для объяснения использования такого показателя, как ранг появления ассоциации, можно обращаться к закону К. Марба, согласно которому, существует прямая связь между частотой ассоциативного ответа и скоростью его появления. В исследовании по социальным представлениям не производится замер времени реакции, вместо него используется замер ранга ответа, что является эмпирическим критерием важности данного понятия для респондентов. Пересечение двух параметров - медианы частоты и среднего ранга понятий - образует четыре области

Ядро социального представления образуют элементы, попадающие в Область I, здесь располагаются стереотипы и прототипы, ассоциирующиеся с объектом. Эта область получила название зоны ядра. Остальные области образуют периферическую систему. Область II и Область III, объединяющие элементы, важные или по своему рангу, или по частоте упоминания, - обозначаются как первая периферическая система. Другое название этой части представления - потенциальная зона изменения, т.к. она является источником потенциального изменения и трансформации представления. Она объединяет элементы, высказанные меньшинством в первую очередь в отношении объекта представления (Область II). С другой стороны, эта потенциальная зона изменений включает элементы, которые ассоциируются с объектом значительным числом респондентов, но не в первую очередь, т.е. они менее важны.

Область IV, объединяющая ассоциации с высоким рангом и низкой частотой (наименее важными ассоциациями, разделяемые небольшим числом респондентов), ее обозначают как вторая периферическая система или собственно периферическая система представления.

Таким образом, учитывая количественные и качественные параметры ассоциаций, выработанных респондентами, представляется возможным получить гипотетическую структуру социального представления. В работе по представлениям о деньгах П.Вержес эмпирически показывает, что элементы, оказывающиеся в зоне ядра, имеют наибольшее число связей с другими элементами представления, т.е. выполняют функцию организации представления. Данному анализу подвергаются только те понятия, которые были высказаны более чем 5% испытуемых.

Делись добром ;)