Особенности управления социальной защиты населения и определение направления ее совершенствования

дипломная работа

2.1 Особенности социальной работы в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Кировского района города Астрахани» с населением

На проспекте Губернатора Анатолия Гужвина, выходящего на живописную волжскую набережную с памятником Петру Великому, находится «Центр социальной поддержки населения Кировского района города Астрахани». Сегодня Центр поддержки населения - это современный офис, где созданы все условия для приема и обслуживания граждан, нуждающихся в социальной защите и поддержке.

Центр социальной поддержки населения осуществляет на территории Кировского района следующие полномочия:

1. Реализует федеральные и региональные целевые программы в сфере социального развития и труда;

2. Обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности на территории Кировского района.

В 2012 году структура Центра состоит из 4-х отделов и 3-х подведомственных секторов:

отдел приема граждан по модели «Одно окно»;

отдел назначения мер социальной поддержки;

правовой сектор;

сектор формирования баз данных;

отдел организационно-правовой работы и развития трудовых ресурсов;

сектор автоматизации и информационных технологий;

отдел по работе с семьей, опеки и попечительства.

Структура управления учреждения представлена в приложении 1.

В таблице 1 сгруппированы данные по смете расходов на содержание

ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Кировского района города Астрахани» за 2010- 2012 гг.

Таблица 1 - Смета расходов на содержание ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Кировского района города Астрахани» на 2010- 2012 гг.

Наименование статей расходов

2010 год

2011 год

2012 год

Оплата труда служащих, руб.

200440

369132

542588

Начисления на заработную плату руб.

77168

142116

208897

Приобретение предметов снабжения, руб.

5041

8700

36660

Командировки и служебные разъезды, руб.

1721

2000

7860

Оплата транспортных услуг, руб.

4007

9000

18528

Оплата услуг по связи, руб.

10188

20916

30816

Оплата коммунальных услуг, руб.

16627

16644

35340

Оплата прочих услуг и прочие текущие расходы на закупки, руб.

23826

49716

221840

Приобретение оборудования и предметов длит. пользования, руб.

1890

112000

181500

ИТОГО

340908

730224

1284029

Расходы, заложенные в смете расходов на содержание отделения в 2011 и 2012 годах, увеличились по сравнению с 2010 годом. Это вызвано тем, что:

- в предоставленных договорах на оплату отопления, освещения, водоснабжения и охрану был увеличен планово-расчетный тариф, что

привело к увеличению цен на коммунальные услуги и охрану здания;

- в договоре на аренду канала предоставлено увеличение цены на услуги связи;

- увеличение пробега и нормы расхода на 1 км привело к увеличению транспортных услуг;

- в связи с увеличением численности работающих и увеличением заработной платы, привело к увеличению ст. «Оплата труда государственных служащих» и ст. «Начисления на заработную плату»;

- увеличение функций и объема работы работников муниципального казначейства требует большего количества канцелярских товаров, мягкого инвентаря и оборудования, компьютерной техники и т.д., что ведет к увеличению расходов на приобретение предметов снабжения и расходов на приобретение предметов длительного пользования;

- частые направления работников отделения на курсы повышения квалификации в различные города, многочисленные выезды работников на совещания и учебу ведут к - увеличению затрат на командировки и служебные разъезды.

Анализ исполнения сметы расходов ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Кировского района города Астрахани» за 2010 год представлен в таблице 2.

Таблица 2 - Анализ исполнения сметы расходов ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Кировского района города Астрахани» за 2010 год

Статья расходов

Утверждено по смете, руб.

Профинансировано из бюджета, руб.

Кассовый расход, руб.

% к общему итогу расходов

Оплата труда служащих, руб.

200440

200440

200440

59,0

Начисления на заработную плату руб.

77168

77168

77168

22,0

Приобретение предметов снабжения, руб.

5041

5041

5041

1,0

Командировки и служебные разъезды, руб.

1721

1721

1721

1,0

Оплата транспортных услуг, руб.

4007

4007

4007

1,0

Оплата услуг по связи, руб.

10188

10188

10188

3,0

Оплата коммунальных услуг, руб.

16627

16627

16627

5,0

Оплата прочих услуг и прочие текущие расходы на закупки, руб.

23826

23826

23826

7,0

Приобретение оборудования и предметов длит. пользования, руб.

1890

1890

1890

1,0

Итого расходов

340908

340908

340908

100,0

Аналогичный анализ исполнения расходов ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Кировского района города Астрахани» за 2011 год представлен в таблице 3.

Таблица 3 - Анализ исполнения сметы расходов ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Кировского района города Астрахани» за 2011 год

Статья расходов

Утверждено по смете, руб.

Профинансировано из бюджета, руб.

Кассовый расход, руб.

% к общему итогу расходов

Оплата труда служащих, руб.

369132

369132

369132

51,0

Статья расходов

Утверждено по смете, руб.

Профинансировано из бюджета, руб.

Кассовый расход, руб.

% к общему итогу расходов

Начисления на заработную плату руб.

142116

142116

142116

19,0

Приобретение предметов снабжения, руб.

8700

8700

8700

1,0

Командировки и служебные разъезды, руб.

2000

2000

2000

1,0

Оплата транспортных услуг, руб.

9000

9000

9000

1,0

Оплата услуг по связи, руб.

20916

20916

20916

3,0

Оплата коммунальных услуг, руб.

16644

16644

16644

2,0

Оплата прочих услуг и прочие текущие расходы на закупки, руб.

49716

49716

49716

7,0

Приобретение оборудования и предметов длит. пользования, руб.

112000

112000

112000

15,0

Итого расходов

730224

730224

730224

100,0

Анализ исполнения сметы расходов ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Кировского района города Астрахани» за 2010 год представлен в таблице 4.

Таблица 4 - Анализ исполнения сметы расходов ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Кировского района города Астрахани» за 2012 год

Статья расходов

Утверждено по смете, руб.

Профинансировано из бюджета, руб.

Кассовый расход, руб.

% к общему итогу расходов

Оплата труда служащих, руб.

542588

542588

542588

42,0

Начисления на заработную плату руб.

208897

208897

208897

16,0

Приобретение предметов снабжения, руб.

36660

36660

36660

3,0

Командировки и служебные разъезды, руб.

7860

7860

7860

1,0

Оплата транспортных услуг, руб.

18528

18528

18528

2,0

Оплата услуг по связи, руб.

30816

30816

30816

2,0

Оплата коммунальных услуг, руб.

35340

35340

35340

3,0

Оплата прочих услуг и прочие текущие расходы на закупки, руб.

221840

221840

221840

17,0

Приобретение оборудования и предметов длит. пользования, руб.

181500

181500

181500

14,0

Итого расходов

1284029

1284029

1284029

100,0

Из таблиц 2,3,4 видно, что финансирование отделения производилось в полном объеме; денежные средства, поступившие из бюджета, использовались по целевому назначению - это видно из графы «Кассовый расход».

Анализируя структуру расходов, можно сделать вывод, что значительное увеличение удельного веса в 2012 году по сравнению с предыдущими годами образовалось по ст. «Оплата прочих услуг и прочие текущие расходы» и по ст. «Приобретение оборудования и предметов длительного пользования». Увеличение затрат по этим статьям образовалось за счет проведения отделением текущего ремонта здания в 2012 году и приобретением компьютерной техники в 2010-2011 году. Удельный вес по остальным статьям изменялся не существенно, однако в денежном выражении наблюдается значительный рост затрат по всем статьям в 2012 году по сравнению с предыдущими годами.

Из баланса исполнения сметы доходов и расходов ниже приведем данные об имуществе отделения и проанализируем по годам (табл. 5).

Таблица 5 - Данные об имуществе ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Кировского района города Астрахани» на 1.01.2010г., на 1.01.2011 г. и на 1.01.2012г.

Имущество отделения, руб.

01.01.2010г.

01.01.2011 г.

01.01.2012 г.

Основные средства, руб.

Износ основных средств, руб.

Фонд в основных средствах, руб.

589000

98000

491000

630000

105000

525000

739000

140000

599000

Нематериальные активы, руб. Фонд в нематер. активах, руб.

8000

8000

Материалы и прод. питания, руб.

25000

37000

40000

Малоценные предметы на складе и в эксплуатации, руб.

Фонд в малоцен. предметах, руб.

12000

12000

20000

20000

33000

33000

ИТОГО

528000

582000

680000

Данные таблицы 5, свидетельствуют о том, что в 2012 году по сравнению с 2010, 2011 годами наблюдается увеличение имущества, а именно:

- увеличение по основным средствам на 108000 руб. по сравнению с 2010 годом, на 74000 руб. по сравнению с 2011 годом. Это вызвано тем, что в 2012 году был приобретен новый автомобиль ВАЗ-21074,

- появились вложения в нематериальные активы, так как в 2012 году приобретаются ценные бумаги на сумму 8000 рублей;

- увеличение материалов и малоценных предметов за счет приобретения необходимых для работы столов, стульев, канцелярских товаров и прочих предметов.

Отсюда, можно сделать вывод, что отделение своевременно финансируется на осуществление расходов по приобретению имущества. Это положительно влияет на работу отделения и позволяет увеличивать штаты сотрудников.

Центр социальной поддержки населения Кировского района осуществляет координацию деятельности всех социальных учреждений, расположенных на территории Кировского района, а именно: Комплексного центра социального обслуживания населения Кировского района, Социального центра кризисной реабилитации женщин, Комплексного центра социального обслуживания населения «Семья», Центра для несовершеннолетних девочек «Улитка», а также Центра развития социальной сферы (рис. 1).

Рис. 1 - Структура осуществления координационной деятельности в районе

ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Кировского района города Астрахани» проводит следующую работу с населением:

3. В области оказания и реализации мер социальной поддержки, социальной помощи и организации социальных выплат населению:

формирует и ведет районный банк данных получателей мер социальной поддержки по отдельным категориям граждан, социальной помощи, социальных услуг, субсидий и других социальных выплат;

выдает документы, подтверждающие право на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством, в том числе:

гражданам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике, а также непосредственно участвовавшим в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики;

лицам, имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, почетные грамоты, благодарности, звание «Ударник коммунистического труда» или другие виды поощрений в соответствии с действующим законодательством;

формирует список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года и имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета;

выдает справку, необходимую для получения талонов на проезд в пригородном пассажирском транспорте, осуществляющим перевозки по дачным маршрутам;

обеспечивает проведение реабилитационных мероприятий инвалидам (в том числе детям-инвалидам) за счет средств областного бюджета;

осуществляет подготовку документов для направления в областные социально-реабилитационные центры граждан отдельных категорий в соответствии с действующим законодательством;

осуществляет подготовку документов для назначения выплаты компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности инвалидам, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения;

оказывает единовременную материальную помощь отдельным категориям граждан на газификацию домовладений;

оказывает государственную социальную помощь малоимущим гражданам, гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;

выдает справки, подтверждающие право на получение государственной социальной стипендии учащимся и студентам государственных образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования Астраханской области;

выдает справки, подтверждающие право на предоставление мер социальной поддержки в виде полноценного бесплатного питания беременным женщинам, кормящим матерям и детям до трех лет из семей, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного на территории Астраханской области;

организует проведение праздничных благотворительных мероприятий для инвалидов, пенсионеров, малообеспеченных граждан, детей с ограниченными возможностями, детей из малоимущих семей, ветеранов;

принимает решение о назначении:

денежных компенсаций отдельным категориям граждан;

государственных пособий гражданам, имеющим детей;

субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;

социальных пособий, материальной и иную помощи на погребение;

ежемесячных пособий детям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы по призыву, в том числе признанных в установленном порядке безвестно отсутствующими или объявленных умершими;

компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в том числе при прохождении военной службы по призыву (действительной срочной военной службы); членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более; членам семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации и федеральных органов налоговой полиции, погибших (умерших) вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанных с исполнением служебных обязанностей компенсационные выплаты в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг;

денежных средств на проведение ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца;

ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», «Почетный донор СССР»;

государственное единовременное пособие и ежемесячную денежную компенсацию гражданам при возникновении у них поствакцинальных осложнений;

ежемесячной, единовременной и ежегодной денежной компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации;

ежемесячной денежной выплаты лицам, участвующим в обеспечении правопорядка и общественной безопасности;

жемесячного дополнительного социального пособия членам семей погибших (умерших) участников боевых действий, а также лиц, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

4. В области социальной поддержки семьи, женщин и детей:

разрабатывает предложения по созданию социально-экономических, организационных, правовых условий и гарантий для социального становления семьи;

осуществляет меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, организации индивидуальной профилактической работы в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

организует отдых и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

предоставляет меры социальной поддержки многодетным семьям в соответствии с действующим законодательством;

формирует заявки о фактической потребности в санаторно-курортном оздоровлении, осуществляет учет заявителей на предоставление путевок и предоставляет путевки в детские санатории и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия.

5. В области управления и обеспечения деятельности учреждений социальной защиты:

осуществляет координацию деятельности учреждений социальной поддержки населения на территории Кировского района;

разрабатывает предложения по развитию сети учреждений социальной поддержки;

осуществляет подготовку документов для выдачи путевок гражданам пожилого возраста и инвалидам в стационарные учреждения социальной защиты.

6. Взаимодействует с общественными объединениями инвалидов и ветеранов.

7. В области осуществления деятельности органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних и совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, проживающих на территории Кировского района, в том числе:

организует выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также совершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

обращается в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным кии об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

обеспечивает временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних, а также сохранность их имущества;

обеспечивает устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, а при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на полное государственное обеспечение;

осуществляет функции опекуна, попечителя в порядке и в случаях, установленных законодательством;

осуществляет подбор, учет и подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

устанавливает опеку и попечительство; заключает договоры об осуществлении опеки или попечительства, договоры о приемной семье, освобождает или отстраняет опекуна, попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей;

осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, в том числе приемных родителей, оказывает содействие опекунам и попечителям, проверяет условия жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей;

осуществляет подготовку документов для рассмотрения вопросов о выдаче разрешений на совершение сделок по отчуждению имущества, в том числе по обмену или дарению имущества гражданина, в отношении которого установлена опека (попечительство), сдаче его в наем (аренду), безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих гражданину, в отношении которого установлена опека (попечительство), прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества гражданина, в отношении которого установлена опека (попечительство);

дает предварительное разрешение опекунам совершать, а попечителям давать согласие на совершение сделок с имуществом несовершеннолетних, заключает договоры доверительного управления имуществом подопечных;

выдает разрешения о распоряжении денежными средствами граждан, в отношении которых установлена опека (попечительство);

Делись добром ;)