Осуществление социальных прав детей-инвалидов России на федеральном и региональном уровне

дипломная работа

1.1 Специфика детей с ограниченными возможностями как социальной группы

По тому, как общество относится к детям-инвалидам, как организована система социальной защиты этой общественной группы, считает Э.Р. Калимуллина, можно судить о состоянии и социальном здоровье общества в целом [22, с. 68]. Инвалидность у детей - это социальная проблема, вызванная значительным ограничением жизнедеятельности, приводящим к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю своего поведения, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем [15, с. 110]. Эта проблема приводящая в итоге к социальной дезадаптации или замедленной социализации детей с ограниченными возможностями.

Дети-инвалиды - это особая социальная группа и субкультура, специфическая социальная общность. Она является большой социальной общностью, так как она многочисленна и разбросана на обширной территории, пространстве. Каждый ребенок, член данного общества, могут не иметь непосредственных контактов друг с другом, могут не взаимодействовать между собой, но их объединяют качества, признаки, которые присущи каждому ребенку.

В ракурсе медицинской модели, благотворительной модели и модели личной трагедии, дети-инвалиды представлялись в той или иной мере «неполноценными» и обреченными на мучения жертвами трагических обстоятельств, а медицинская и реабилитационная коррекция - единственно возможным способом обеспечения их участия в обществе. Медицинская модель позиционирует инвалидность, т.е. неспособность полноправно участвовать во всех сферах экономической и общественной жизни, как следствие наличия у индивида органической патологии. Такой подход автоматически исключает участие инвалидов во всеобщей деятельности, ограничивает возможность работать и учиться наравне с остальным населением, получать услуги, предназначенные для общего пользования; задача преобразования и адаптации всеобщей среды с учетом потребностей инвалидов в рамках медицинской модели не рассматривается.

Традиционные модели инвалидности, как правило, исходят из представления о том, что источником всех проблем, связанных с инвалидностью, является наличие у человека не соответствующих норме тела или психики.

Социальная модель инвалидности и концепция защиты гражданских прав определяет инвалидность как социально продуцируемую конструкцию, а следовательно, обуславливает необходимость адаптации общества. Социальная модель понимания инвалидности переносит акцент с коррекции «недостатков» и «отклонений» у людей с инвалидностью на более широкую проблему равенства и определения барьеров, препятствующих участию детей-инвалидов в общественной жизни и их личностному развитию. В соответствии с этой точкой зрения, для усиления степени участия инвалидов в обществе и в формировании своей судьбы необходимо, чтобы сами инвалиды начали воспринимать себя как полноценных членов социума, вносящих свой вклад в общественное развитие и участвующих в процессе принятия политических решений. Позитивная самоидентификация, в свою очередь, будет способствовать изменению идеологических установок остального населения. Таким образом, адресная медицинская и физическая реабилитация представляет собой лишь малую часть мер, необходимых для полной реализации принципов социальной модели инвалидности. Эту позицию в полной мере разделяют многие организации и специалисты, занятые в области оказания социальных и реабилитационных услуг.

Социальная концепция инвалидности дает адекватный методологический базис для описания и объяснения социальных явлений, обуславливающих положение инвалидов. Так, социальное исключение и сегрегация людей с ограниченными возможностями определяются не как следствие наличия у индивида заболевания или недуга, а как результат решений, исключающих участие человека с ограничениями здоровья из всеобщей деятельности, таких как решения о строительстве труднодоступных архитектурных объектов, ограничения на виды занятости инвалидов и т.п.

В среде медицинского и социального обслуживания дети с отклонениями в умственном или физическом развитии на протяжении многих десятков лет описывались терминами, маркирующими человеческую непохожесть как недостаток, неполноценность. Из сугубо профессионального контекста эти понятия (даун, слабоумный, слепой, глухонемой, увечный, эпилептик, паралитик, дебил, имбецил, олигофрен, идиот) перешли в повседневную речь и со временем приобрели вторичное уничижительное значение, став социально неприемлемыми. Такая лексика отображает медицинский ракурс понимания инвалидности и закрепляет в сознании общества негативные стереотипы в отношении детей-инвалидов.

За последние годы во многих странах система понятий, описывающих проблемы и своеобразие детей с ограниченными возможностями, претерпела серьезные изменения, обусловленные переходом к социальной модели восприятия инвалидности и концепции обеспечения гражданских прав. Этот переход, в свою очередь, свидетельствует о глубоких переменах в отношении общества и государства к людям, отличающимся от большинства.

К категории детей-инвалидов относятся дети до 16 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем. Больницы различного уровня (республиканские, краевые, центральные, районные, в т.ч. детские); специализированные больницы и отделения (неврологические, психиатрические, туберкулезные и др.); консультативно-диагностические центры после обследования и лечения могут рекомендовать установление ребенку инвалидности. Рекомендация фиксируется в "Истории развития ребенка" (форма № 112/у) и в "Медицинской карте амбулаторного, стационарного больного". Эти рекомендации учитываются при установлении ребенку инвалидности. Медицинская карта направляется в лечебное учреждение по месту постоянного проживания ребенка. Врачи-специалисты врачебно-консультативной комиссии лечебного учреждения по месту постоянного проживания ребенка оформляют Медико-социальное заключение на ребенка-инвалида. Медико-социальное заключение оформляется при наличии у ребенка нарушений в состоянии здоровья и возникающем в результате этого ограничении его жизнедеятельности [8].

В Медико-социальном заключении на ребенка-инвалида содержатся рекомендации для ребенка-инвалида:

- необходимость пребывания ребенка в специализированном детском учреждении;

- обучение на дому или в специальном учреждении;

- обеспечение необходимым оборудованием, вспомогательными средствами;

- необходимость санаторно-курортного лечения; профиль санатория, срок пребывания;

- комплекс основных реабилитационных мероприятий и т.д.

При установлении ВТЭК лицам старше 16-ти лет инвалидности с детства 1 или 2 группы они, как и дети-инвалиды в возрасте до 16-ти лет, приобретают право на получение социальной пенсии в размере минимальной пенсии по старости.

К категории детей с ограниченными возможностями здоровья относят: детей с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднеоглохшие); с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); с тяжелыми нарушениями речи (логопаты); с нарушением интеллектуального развития (умственно отсталые, дети с задержкой психического развития); с комплексным нарушением психического развития (слепоглухонемые, слепые умственно отсталые дети и др.); с нарушением функций опорно-двигательного аппарата; детей с психопатическими формами поведения и др. [15]

К числу детей с проблемами в развитии относят также и тех, у кого нарушены функции в познавательной сфере (внимание, память); детей с заторможенными, замедленными реакциями; детей с теми или иными Физическими дефектами, которые не вызывают стойких нарушений психических функций.

Согласно Международной номенклатуре нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности (МНН), «под ограничением жизнедеятельности понимается любое ограничение или отсутствие способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста». Ограничения жизнедеятельности различаются по степени их проявления, что определяется с помощью разработанной МНН так называемой «шкалы тяжести» (в виде количественного показателя) [19].

Большинство детей, имеющих стойкие функциональные нарушения, это дети-инвалиды. Инвалидность, в соответствии с принятой классификацией, трактуется как социальная недостаточность, происходящая вследствие нарушения здоровья, сопровождающегося стойким расстройством функций организма и приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Исходя из принятого законодательства, в месячный срок после признания ребенка инвалидом специалистами учреждения, проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа его комплексной реабилитации. Данная программа представляет собой перечень мероприятий, направленных на восстановление способностей ребенка-инвалида к бытовой, возрастно-средовой и учебной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, кругом интересов, уровнем притязаний и т. д. В ней намечаются объемы, сроки их проведения, исполнители. При составлении программы учитывается также прогнозируемый уровень соматического состояния, психофизиологической выносливости, социального статуса ребенка и реальные возможности семьи, в которой он находится.

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида реализуется в форме последовательной цепи реабилитационных циклов, каждый из которых включает в себя этап комплексной медико-социальной экспертизы и этап собственной реабилитации, т. е. набора мероприятий по поддержанию медицинской, психологической, педагогической и социальной реабилитации, определенного возрастными и личностными особенностями ребенка и текущим уровнем тяжести ограничений его жизнедеятельности. Названная программа считается выполненной, если достигнута полная социальная адаптация субъекта -- бывший ребенок-инвалид, став взрослым, создал свою семью и интегрировался в общество, или же специалистами государственной службы медико-социальной экспертизы установлено, что весь имеющийся у ребенка реабилитационный потенциал полностью исчерпан [22].

Комплексная реабилитация ребенка-инвалида, таким образом, понимается как «процесс и система медицинских, психологических, педагогических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма». Ее цель определяется как «восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация» [23].

Задачи реабилитации детей-инвалидов решаются в основном в системе специальных учебных заведений или реабилитационных учреждений, предназначенных для проведения медико-социальной реабилитации, где организация учебного процесса и процесса реабилитации определяются особенностями их аномального развития. К основным типам реабилитационных учреждений относятся: реабилитационно-экспертные, реабилитационно-образовательные, реабилитационно-производственные, реабилитационно-медицинские и реабилитационно-социальные учреждения.

Итак, в настоящее время в нашей стране происходит формирование особенной концептуальной модели социальной политики в области детской инвалидности, находящейся в условиях перехода к доктрине «равных возможностей», наиболее полная реализация которой сопряжена не только с экономическими трудностями, политическими проблемами, но и преградами социально-психологического плана.

Специфика детей-инвалидов как социальной группы заключается в том, что ограниченные возможности таких детей обуславливают комплекс серьезных социальных, экономических и морально-психологических проблем как для самого ребенка, так и для его семьи. Умственные нарушения здоровья, ограничения способности адекватно себя вести, уродующие нарушения и ограничения возможностей самообслуживания детей и подростков зачастую приводят к низкому уровню благосостояния и жилищно-бытовой неустроенности малодетности и нестабильности семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, к прогрессивному росту количества социальных сирот.

Делись добром ;)