§ 2. Занятость и трудоустройство молодежи Российской Федерации
Молодежь является уязвимой частью населения, она нуждается в особенной поддержке государства. Связано это с тем, что молодые люди находятся переходе от юношества к социальной зрелости, когда человек только начинает заботиться о своем будущем. Именно поэтому трудовое законодательство РФ, а именно Закон РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" закрепляет также права молодых людей в области занятости и трудоустройства. Например, что касается студенчества, то "обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения" [3] признаны занятыми гражданами РФ.
Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого гражданина на защиту от безработицы. А Закон о занятости населения РФ определяет правовые, экономические и организационные меры государственной политики в сфере содействия занятости населения [41].
Одним из приоритетных направлений молодежной политики в Российской Федерации является содействие трудоустройству молодежи. Данное направление заключается в том, что разрабатываются федеральные и региональные программы помощи в трудоустройстве молодым людям.
Для поддержки трудоустройства молодежи в данных условиях рынка труда государством разрабатываются различные программы социальной адаптации. Такие программы составляются и утверждаются такими структурами как служба занятости населения, отдел по делам молодежи, биржа труда и прочие. Также в ВУЗах проводится профориентационная работа со студентами.
"Содействие трудоустройству молодых кадров рассматривается как один из важнейших ресурсов повышения конкурентоспособности российской экономики. Основываясь на анализе практики содействия трудоустройству выпускников в ряде стран СНГ и Европы, а также в отдельных субъектах РФ В.Н. Фомин выделяет восемь основных типов такого содействия:
директивное распределение;
гарантия предоставления первого рабочего места;
налоговые льготы и иная помощь работодателям;
налоговые льготы для выпускников;
профориентация в вузах, непрерывное образование;
финансирование вузов в зависимости от уровня трудоустройства их выпускников;
организация молодежных бирж труда, служб по трудоустройству в вузах и т.п.;
квотирование рабочих мест для молодежи" [20].
Итак, содействие трудоустройству молодежи заключатся в финансовой помощи как молодежи (выпускникам ВУЗов), так и работодателям, которые трудоустроили молодых специалистов. Государство определяет для выпускников налоговые льготы и гарантирует трудоустроенность выпускников по полученным профессиям. Данные программы защищают работодателей и право молодых специалистов на трудоустройство.
Социальная ценность труда среди молодежи снижается и следствием этого падения является социальный пессимизм. Молодые люди не верят в себя и свои силы, а также не верят в то, что в будущем смогут устроиться на интересную работу, которая будет оплачиваться в соответствии с мерой своего труда [Динамика и факторы формирования ценностных трудовых ориентаций современной молодежи]. Также молодые люди сталкиваются с трудностью планирования своей жизни. Они, чаще всего, рассуждают о поступлении в ВУЗ или о карьере, однако будущая профессия уходит на второй план [37].
За последнее время разнообразился российский рынок труда и появилось множество новых профессий. Запросы тоже изменились: отдается предпочтение молодым людям до 35 лет. Молодежь 2000-х годов оптимистично видят свое профессиональное будущее. Они считают, что не важно кем можно устроиться, главное, чтобы работа была высокооплачиваема. Они всегда могут трудоустроиться дизайнером, официантом, продавцом-консультантом, менеджером, мерчендайзером и т.д. [37]. Это, соответственно, снижает мотивацию получать профессию.
В эпоху сети Интернет менталитет молодежи меняется. Оно становится "клиповым", что говорит о неподготовленности получать информацию иными способами [47].
Что касается школьников, то в 2006 году в г. Москва было проведено социологическое исследование. Цель исследования: выявление профессиональных предпочтений учащихся и их социально-трудовые установки. Большее число респондентов, а именно 87,9% опрошенных, предполагают, что будут продолжать обучение после школы. 8,5% респондентов после окончания школы собираются сразу же приступить к работе и около 2% не определились [старшеклассники перед выбором].
Старшеклассники ставят на первое место уровень заработной платы, затем возможность профессионального роста, и наконец, меньшее количество голосуют за интересную и содержательную работу [17].
С точки зрения школьников, высшее образование позволит им в будущем работать в комфортных условиях и получать хорошую оплату труда, а физический труд ассоциируется с низкооплачиваемым видом деятельности и тем самым представляется непривлекательным [17].
В 2007 году также было проведено исследование учащихся общеобразовательных школ г. Саратов. В ходе исследования выяснилось, что 33% опрошенных уже имели на момент исследования опыт трудовой деятельности. На вопрос: "Что побудило вас принять решение найти работу?" большинство школьников ответили, что потребность в карманных деньгах на личные расходы. Следовательно, желание иметь денежные средства - основная причина трудоустройства молодежи во время обучения. Основная задача исследования состояла в выяснении отношения молодежи к труду [21].
Исследование показало, что школьники активно вовлечены в трудовую сферу, а некоторые уже имеют опыт работы в нескольких отраслях деятельности. Большая часть опрошенных трудятся в частном секторе, хотя государственные организации тоже трудоустраивают молодых людей. Благодаря работе во время учебы, учащиеся имеют некоторые представления о современном рынке труда, и ориентированы на получение профессионального образования. А трудовой опыт оценивается положительно, потому что, как считают школьники, это поможет им в будущем устроиться на желаемую профессию [21].
Любому выпускнику школы предстоит выбрать конкретную сферу деятельности и профессию, с которой он свяжет свою жизнь. В связи с этим выделяются следующие обстоятельства, которые влияют на этот выбор: родители, друзья, отдельные личности и их авторитет, склонность к тому или иному виду деятельности и т.д. [27].
Что касается студентов, то рынок труда страны формируется благодаря этой категории. В большинстве случаев, студент выбирает то направление подготовки, которое отвечает его личным требованиям, а уже оставшееся меньшинство поступает по тем специальностям, на которые попали случайно, либо которые достаточно востребованы на рынке труда.
Т.В. Ищенко акцентирует внимание на том факте, что студенчество является составной частью такой общественной группы, как молодежь: "Студенчество - особая общественная группа общества, резерв интеллигенции - объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня - представителей всех классов, социальных слоев и групп населения. Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению - молодежи" [29]
Таким образом, студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции, не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество, тем не менее, частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в обществе возрастает [32]. Студенческая молодежь - особая категория молодежи, которая находится в том состоянии, когда уже не школьник, который получает только теоретические знания, и не выпускник ВУЗа, который уже использует полученные знания на практике. Студент получает теоретические знания о будущей профессии, анализирует и систематизирует эти знания, а затем на практике (например, производственная практика) использует теоретический опыт.
Студенты - с одной стороны, самостоятельная, обособившееся от родителей группа молодежи, но с другой стороны, как показывает действительность, некоторые продолжают жить с родителями. Если говорить о студентах, которые обособились от родителей, то большинство из них вынуждено трудоустраиваться на работу во время обучения в ВУЗе. Причины бывают разнообразными: нехватка денег (родители не помогают, материально не обеспеченные), наработка опыта работы, трудового стажа (если данная деятельность связана с будущей профессией), определение с будущим местом работы (длительное трудоустройство) и другие.
Психолог Ю.А. Самарин отметил противоречия, которые присуще студенческой молодежи: социально-психологическое противоречие, которое характеризуется тем, что период студенчества это расцвет интеллектуальных возможностей студента, однако у студента существует определенное ограничение материальных возможностей для удовлетворения своих личных потребностей; второе противоречие состоит в том, что стремление к самостоятельности в отборе знаний ограничено жесткими методами подготовки студента к будущей профессии; последнее противоречие - расширенная информация о предмете дает студенту знания, однако огромный поток информации в настоящее время приводит к тому, что студент не всегда может переработать материал, и в итоге, он получает поверхностные знания.
Что касается студентов, как особой категории молодежи, то трудовая занятость студенчества основана на том, что молодой человек, не имеющий профессионального опыта пытается самостоятельно себя обеспечить. Далеко не во всех случаях занятость студентов во время обучения в ВУЗе может помочь при трудоустройстве студентов после окончания ВУЗа по полученной специальности.
По мнению И.Г. Гуровой: "Распространенность и устойчивость вторичной занятости студентов в России находится подтверждается многочисленными социологическими исследованиями. Необходимость совмещения работы с учебой обусловлена рядом факторов:
расширение рынка труда студентов;
рост предложений в коммерческой сфере;
увеличение числа обучающихся в ВУЗах на платной основе;
нежелание молодого человека оставаться в статусе студента;
необходимость накапливать стаж;
обеспечение себя материально" [22].
Исходя их перечисленных факторов совмещения учебы и работы следует вывод, что основной причиной занятости студентов является их финансовое положение. Сокращение бюджетных мест в ВУЗах привело к тому, что некоторые студенты сами оплачивают свое обучение.
Студенты не всегда учитывают реальные перспективы своего трудоустройства, так как рынок труда в настоящее время достаточно изменчив. Необходимость определенной специальности сейчас, может резко измениться через два года. И данная специальность не будет приоритетна на рынке труда. Современность не может уверить студентов в том, что они будут успешно трудоустроены по полученным специальностям.
Однако, учебные заведения не призваны заниматься подготовкой студенческой молодежи к проблемам, которые могут возникнуть при устройстве на работу. Но, все-таки большинство ВУЗов занимаются профориентационной деятельностью. А также существуют профориентационные отделы, которые сотрудничают с ВУЗом.
Социологические исследования, проведенные в Москве, демонстрируют влияние изменения на рынке труда на трудовую активность дипломированных специалистов. Многие выпускники ВУЗов находят работу, однако доля занятых среди молодых специалистов сокращается. Бесспорно, что престижное образование дает выпускнику шанс попасть в поле зрения работодателя, однако, как показывает опыт, им приходится прибегать к неформальным связям при трудоустройстве. Такие связи могут устанавливаться, если выпускники работали во время учебы [11].
В настоящее время в условиях рыночной экономики работодатель предъявляет высокие требования, для желающих трудоустроиться на вакантную должность. Для того, чтобы успешно найти желаемую работу и трудоустроиться необходимо обладать различными качествами. Например такими как, настойчивость, конкурентоспособность, упорство, и, конечно, обладать необходимыми навыками по данной специальности. Такими качествами обладает в первую очередь человек, который, по все видимости, уже сталкивался с настоящими реалиями рынка рабочей силы, однако молодежь в этом плане, является слабо защищенной группой населения.
В большинстве случаев, работодатели хотят трудоустроить высококвалифицированных специалистов, которые на момент поиска работы уже имеют опыт работы в данной области. Новоиспеченные выпускники учебных заведений, характеризуется тем, что им не хватает профессионального опыта, стажа работы по данной специальности, что чаще всего является решающим фактором при трудоустройстве на определенную должность. Работодатель понимает, что молодые специалисты нуждаются в дополнительном практическом обучении. Именно поэтому они не желают иметь дело с молодыми специалистами. Даже наличие красного диплома - не гарантия при трудоустройстве.
Существует объективный ряд причин, которые определяют низкую конкурентоспособность молодых людей на рынке труда. Это отсутствие какого-либо опыта работы по данной специальности; в условиях нынешнего образования - это недостаточная осведомленность молодых людей в сфере трудоустройства; также молодежь имеет завышенные требования к заработной плате и условиям труда, что обусловлено незнанием реалий рынка труда и другие причины.
Перечисленные причины заставляют работодателя отказаться от услуг молодежи, так как работодатель ищет рабочую силу, которая будет отвечать интересам работодателя. И, следовательно, чтобы трудоустроиться молодому человеку необходимо отвечать запросам работодателя. Несмотря на то, что молодежь имеет ряд таких проблем по трудоустройству, она является самой работоспособной частью населения. "В целях расширения возможности трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений, приобретения трудовых навыков и адаптации на рынке труда реализуется услуга по организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений профессионального образования" [4].
- Введение
- Глава 1. Общественные отношения в сфере труда и занятости молодежи в Российской Федерации
- § 1. Труд: сущность и содержание понятия. Проблема трудовых отношений в Российской Федерации
- § 2. Занятость и трудоустройство молодежи Российской Федерации
- Глава 2. Занятость и трудоустройство молодежи в г. Комсомольске-на-Амуре. Рынок труда в г. Комсомольске-на-Амуре
- Заключение
- 3.2 Формирование проектной команды для открытия филиала ооо «Саммит Моторс (Хабаровск)» в г. Комсомольск-на-Амуре
- Россия, Комсомольск-на-Амуре
- «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»
- Комсомольск-на-Амуре 2013
- Организация научно-исследовательской работы студентов в комсомольском-на-амуре строительном колледже
- Иваненко Виктор Федорович, к.Т.Н., заведующий кафедрой теории и методики технологического образования фгбоу впо «АмГпгу», г.Комсомольск-на-Амуре.
- 14. Автомобильный транспорт Хабаровского края, современное состояние и перспективы развития
- 400 Кв. Км), заложенный в 1858 году при слиянии Амура и Уссури, на правом