Отношение студентов к проблеме суицида

курсовая работа

1.1 Основные социологические понятия и подходы к проблеме суицида

Самоубийство, суицид, суицидальное поведение (от лат.Sui -- себя, caedere -- убивать) -- намеренное лишение себя жизни. В русском языке словом "самоубийство" обозначается и индивидуальное и относительно массовое, статистически устойчивое явление. Классическое определение суициду дал Э. Дюркгейм [7]. По его трактовке самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах. Суицидальное поведение включает завершенное самоубийство, суицидальные попытки (покушения на свою жизнь) и намерения (идеи).

Суицид - самодеструктивное поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. Приходится различать проведение двух типов расследования причин суицида. Выяснение причин и обстоятельств данного конкретного случая и исследование некоторых общих оснований, которые приводят человека к мысли о необходимости безвременно уйти из жизни. Если нет за фактом самоубийства явных криминальных обстоятельств, то нет необходимости ворошить недавнее прошлое. Ненавязчивое любопытство здесь просто неуместно и бестактно. Еще менее уместны упреки, обращенные к человеку, который уже исполнил роковое решение. Другое дело - анализ социальных ситуаций, которые провоцируют людей, толкая их на фатальный шаг. Понять причины, осмыслить их - во многом означает сделать первый шаг к их устранению.

При достаточно поверхностном анализе суицида можно сделать следующий вывод, что самоубийство -- очень сложный многогранный феномен, аккумулирующий проблемы философские (утрата смысла жизни) и психологические (психологическая дезадаптация, фрустрация), социальные (социальная неустроенность, неудовлетворенность, утрата статуса, престижа и т. п.) и нравственные, правовые и медицинские (тяжелая болезнь, психическое расстройство). Вопрос о том, что считать самоубийством, на первый взгляд вполне очевиден: намеренное лишение себя жизни. Тем не менее при анализе данного социального отклонения выясняется, что не так все очевидно. Дело в том, что самоубийство часто граничит с несчастным случаем или убийством. Все эти три вида лишения человека жизни имеют сходные признаки и являются насильственной смертью. К самоубийству нельзя отнести причинение себе смерти в состоянии невменяемости. Не является самоубийством причинение себе смерти по неосторожности.

Для выяснения сущности самоубийства важную роль играет его оценка в обществе. Рассматривая самоубийство с позиций морали, следует признать, что такой способ ухода из жизни не отвечает идеалам совершенной личности. Однако, цитируя Э. Дюркгейма [7], можно отметить, что "место самоубийства в общей моральной жизни человека показывает, что самоубийство не составляет совершенно обособленной группы факторов, оно не есть какой-то исключительный класс чудовищных явлений, стоящих вне всякой связи с другими видами поведения. Наоборот, самоубийство соединено с ними непрерывным рядом промежуточных ступеней и оказывается только преувеличенной формой повседневных поступков".

Самоубийства свидетельствуют о наличии в обществе, в межличностных отношениях проблем, которые человек не может или не считает необходимым разрешить обычным, общепринятым путем, о переживаниях, связанных с личным горем, разочарованиями и пессимизмом. Покушение на самоубийство нередко влечет за собой длительную болезнь, а иногда и инвалидность. [1, 156] Самоубийство в истории общества было одним из способов выражения гнева, протеста против оскорбления, средством восстановления своей чести, доказательства верности другому человеку.

Христианская церковь, отказывая самоубийцам в церковном отпевании и погребении, много веков считала их более тяжкими грешниками, чем убийцы. Ведь последние могли раскаяться в своем злодеянии; тот же, кто наложил на себя руки, такой возможности был лишен. В цивилизованной Британии вплоть до 1823 года самоубийц хоронили на перекрестке дорог, причем предварительно полагалось протащить их тела по улицам, а сердце проткнуть осиновым колом. Не более гуманными были датчане. В их стране был наложен запрет на вынос самоубийцы из дома через дверь -- для этого годилось только окно. Тело же бросали в огонь, который символизировал адское пламя, ожидавшее грешника на том свете. Может, так и родилась идея крематория?

В языческие античные времена самоубийц тоже не жаловали, но нравы были помягче. В Афинах, например, довольствовались тем, что у такого мертвеца отсекали руку и хоронили ее отдельно.

Наибольшую терпимость в этом вопросе неожиданно проявила кровавая Французская революция, которая первой вычеркнула самоубийство из перечня уголовных преступлений. Наверное, потому, что по своей направленности она была богоборческой и совершила этот акт в пику церкви, с которой у революционных вождей были свои счеты.

Светские законы тоже были суровы к людям, прибегавшим к суициду. Это проявлялось, в частности, в том, что завещание, оставленное самоубийцей, после его смерти признавалось недействительным. Что создавало много проблем для наследников.

Единственная страна в мире, в которой добровольный уход из жизни не только не преследовался, а был окружен романтическим ореолом, -- Япония. Достаточно вспомнить берущий начало в древности и сохранившийся в неизменном виде до новейших времен ритуал харакири -- вспарывания собственного живота самурайским мечом. В глазах японцев это смерть, достойная настоящего мужчины. Она воспета во множестве стихов, а в прозе запечатлена так подробно, что книга этого профиля могут служить самоучителем по харакири.

Не меньшего мужества требовало сознательное обрывание жизни стариками, которые покидали дом, чтобы не быть обузой для детей. Этот обычай существовал и в XX веке в бедных горных селениях Японии, откуда старики и старухи неверным шагом, на слабеющих ногах старались добрести до мест, куда никто не заглядывал. Там они и угасали без воды и пищи. Григорий Чхартишвили, не только знаменитый автор детективов, подписанных именем Бориса Акунина, но и авторитетный японист, пишет, что в этой стране есть гора Обасутэяма. В переводе это означает: "Гора, где оставляют бабушек". Милое название, хотя и жутковатое.

Как бы там ни было, статистика самоубийства в Японии, где его долго поэтизировали, все же ниже, чем в России, в которой основной причиной суицида во все времена было пьянство, кстати, тоже достойно отраженное в литературе. Как в жанре критического реализма, видевшего в нем страшное социальное зло, так и социалистического, исходившего из того, что советские люди вообще не пьют. Отчасти поэтому статистика суицида в СССР была тайной, охраняемой строже, чем ядерные секреты. [6, 43]

В наше время интенсивность суицида нарастает, что обнаруживает не только существование индивидуально-личностных корней этого феномена, но и ставит проблему изучения усугубляющих явление массового самоубийства условий. При этом необходимо учитывать преобладание урбанистической культуры, нарастание экологического дискомфорта, подмену традиционных религиозных форм поведения человека нетрадиционными, а также "гипнотизм" масс-медиа во всех возможных формах проявления.

На протяжении почти уже двух веков интерес у философов и социологов вызывает ряд загадочных суицидальных констант, в числе которых преимущественно сознательный характер самонасилия, а также стабильность сопровождающих самоубийство асоциальных факторов, к которым относят время дня, пол, возраст и сезон совершения насильственного деяния. С того момента как измерение интенсивности суицида стало частью демографического знания, суицидологи различного толка вынуждены констатировать, что разные эпохи существования человечества имеют почти постоянный процент лишающих себя жизни. Э. Дюркгейм [7] объясняет это тем, что каждое общество в известный исторический момент имеет определенную склонность к суициду. Интенсивность этой склонности измеряют обыкновенно отношением общей цифры добровольных смертей к населению без различия пола и возраста. Этот процент не только постоянен для долгого периода времени, но неизменность его оказывается еще большей чем та, которой обладают главные демографические явления. Таким образом, можно констатировать предрасположенность каждого общества к известному количеству добровольных смертей. Для многих философов вопрос присутствия смысла в жизни человека является важным, ключевым. В свою очередь, русский религиозный мыслитель Н. Бердяев справедливо заметил: «Нужно чтобы было куда восходить, чтобы были «горы», лишь в связи с этим жизнь приобретает смысл» [2, 65] Для В. Розанова смысл жизни и намеренное убиение человеком себя рассматриваются как корреляты единого целого. Более того, соотношение утраты смысла жизни и суицид приобретают у русского религиозного мыслителя своеобразную индивидуальную окраску. По характеру мотива такого рода самоубийства, В. Розанов именует как «беспредельные». В этом смысле предел (наличие явно выраженного, конкретного мотива самоубийства) отсутствует. В сущности своей такого типа суицид является, в какой-то мере, метафизическим, поскольку сам вопрос о наличии смысла в жизни является таковым. В. Розанов приводит пример, когда определенно мотивом суицида представляется смыслоутрата, согласно предсмертным запискам, оставленными суицидентами. В свою очередь, мыслитель замечает, что запись «смысла в жизни не нахожу - и потому умираю» скорее является описанием состояния самоубийцы, а вовсе не мотивом суицида. В. Розанов замечает, что в вышеуказанном состоянии суицидент находился не только непосредственно перед актом суицида, но и долгое время до принятия решения о смерти. Так, характер мотива - отсутствие смысла в жизни человека - является для В. Розанова «беспредельным» при этом обязательно «культурным самоубийством», поскольку (отмечает автор): «самоубийцы -- всегда образованные люди» [16].

Суицид -- чисто мужское явление. Причем это характерно не только для России. Число молодых людей, окончивших жизнь самоубийством, указывает на перевес лиц мужского пола: приблизительно 3 мальчика и 1 девочка.

Здесь необходимо отметить, что французские исследователи К. Помро и М. Делом [14] объясняют это тем, что такое соотношение связано со способом самоубийства, к которому прибегают самоубийцы. Каждый мужчина независимо от возраста, предпочитает механические или сильно травматические средства (повешение, огнестрельное оружие, автомобильное столкновение); женщина чаще всего обращается к таким способам самоубийства после 55 лет. 7 из 10 случаев самоубийства осуществляются через повешение или с помощью огнестрельного оружия. В этом грустном списке за падением с высоты (каждый десятый случай) следуют отравление и утопление. Во Франции при отсутствии статистического учета на государственном уровне количество самоубийств оценивается по местным или региональным данным, экстраполированным на всю страну. Обычно считается, что попытки самоубийства у молодых людей в 30--40 раз чаще суицидов с фатальным исходом. У мальчиков соотношение суицид/попытка суицида равно 1/15. У девочек это соотношение равно 1/85. Таким образом, количество попыток самоубийства в год у лиц моложе 25 лет оценивают в 40 000 случаев. Частота случаев имеет тенденцию к росту среди очень молодых людей, в частности, в возрасте от 13--16 лет. Треть попыток самоубийства, однако, не требует госпитализации. Это указывает на то, что окружение не поняло, что попытка имела место, либо окружающие не придали ей значения (прием малых доз лекарств, поверхностное вскрытие вен). В последнем случае нередко бывает так, что даже не было обращения к врачам. Помимо того, что это ведет к снижению статистических данных этого явления, оно представляет определенный риск, так как способствует халатному отношению к суицидальному акту и может привести к рецидиву.

Самый частый способ попытки самоубийства -- отравление лекарствами. Чаще всего принимают слабые транквилизаторы. Производные парацетамола используются в трех случаях из четырех. В 20--30% случаев отравление лекарствами сочетается с приемом спиртного и/или со вскрытием вен. Количество случаев смерти зависит от способа самоубийства: повешение, огнестрельное оружие, выброс из окна, или отравление, когда смерть наступает не сразу и есть возможность спасти человека, если помощь пришла вовремя.

В последнее время суицид является первой среди причин смертности у лиц в возрасте 25--34 года, второй -- у 15--24-летних молодых людей. Из общего числа случаев смерти. Суициды со смертельным исходом отмечаются главным образом у лиц пожилого возраста.

Это, что касается Франции. В России наблюдается такая же тенденция. Наибольшее число суицидов совершается в возрасте 40--59 лет, на втором месте возрастная категория 25--39 лет, затем идет возрастная категория 20--24 года.

Одна из основных проблем суицидального поведения заключается в опасности повторения: около 40% молодых людей, пытающихся расстаться с жизнью, уже имели по меньшей мере одну попытку; чем моложе субъект, тем больше опасность рецидива в течение года после суицидальной попытки (этот срок не превышает года в 64% случаев); чем больше попыток, тем больше физический риск, так как каждая попытка может повлечь за собой нарушение здоровья (риск остаточных явлений, более длительная госпитализация); наконец, по некоторым данным, 1--2% людей, пытавшихся покончить с собой, умирают в результате суицида через 12 месяцев после их попытки независимо от предыдущего способа покончить с собой.

В большинстве стран неуклонно возрастает количество самоубийств среди людей старшего возраста. Кроме того, статистические данные свидетельствуют о том, что эта скрытая эпидемия носит глобальный характер.

Таким образом, проблема суицида является серьезной и актуальной в наше время. Еще Дюркгейм [7] отмечал, что процент самоубийств является следствием действующих на общество факторов.

Делись добром ;)