Пенсионная система Российской Федерации и процессы ее реформирования

дипломная работа

2.2 Анализ деятельности Пенсионного Фонда России

Основная форма социального обеспечения -- социальное страхование, которое представляет собой систему материального обеспечения населения страны, основанную на принципах страхования. Главную роль в процессе государственного социального страхования в России играет Пенсионный фонд России (ПФР), который управляет финансами пенсионного обеспечения в стране и осуществляет деятельность по обязательному пенсионному страхованию.

  • ПФ РФ образуется как и любой другой внебюджетный фонд в основном за счет следующих целевых доходных источников:
  • - страховых взносов;

    - межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы;

    - безвозмездных поступлений от юридических лиц и иных источников.

    В соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ, обязательное пенсионное страхование -- система правовых, экономических и организационных мер, создаваемых государством, которые направлены на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения [3].

    Пенсионный фонд Российской Федерации был учрежден 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для осуществления управления финансами пенсионного обеспечения в государстве [4]. Соответственно возникла необходимость выделить данные финансы в самостоятельный внебюджетный фонд. С момента создания Пенсионного фонда в России зародился совершенно иной -- новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали образовываться за счет обязательных страховых взносов организаций, предприятий и индивидуальных предпринимателей.

    В структуре ПФ РФ на сегодняшний день находится в Федеральных округах Российской Федерации -- 8 Управлений, в субъектах РФ -- 81 Отделение ПФ, а также ОПФР в Казахстане, во всех регионах страны около 2500 территориальных управлений. Более 133000 специалистов трудится в системе ПФР.

    Необходимо отметить, что с 1 января 2010 года вместо единого социального налога (ЕСН) были введены страховые взносы в ПФ РФ, Фонде социального страхования (ФСС) РФ и фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), а функция администрирования взносов в ПФР и ФОМС была передана ПФ РФ от налоговых органов, что означает важнейший шаг к переходу российской пенсионной системы на страховые принципы. 2010 год являлся переходным периодом, в течение которого сохранялась действующая 20 % ставка взносов в ПФ РФ, в ФСС -- 2,9 %, в ФОМС -- 3,1 %. В 2012 году ставка страхового взноса составила 30 %, в том числе 22 % (16 % страховая часть, 6 % накопительная) в ПФ РФ, 2,9 % в ФСС, 5,1 % в ФОМС (рисунок 5).

    Рисунок 5 - Структура отчислений в страховые фонды, %

    Страховая природа пенсионных выплат кардинально изменила природу многих сторон деятельности пенсионной системы в России. Вместо ранее используемых методов учета трудового стажа в ПФ РФ с 1997 года практически введена система индивидуального учета, где фиксируются все платежи, произведенные работодателями в пользу своих работников.

    В настоящее время ПФР выполняет следующие функции:

    - Установление и выплата пенсий;

    - Ведение индивидуального (персонифицированного) учета пенсионных прав участников системы обязательного пенсионного страхования;

    - Формирование и инвестирование средств пенсионных накоплений;

    - Назначение и реализация социальных выплат;

    - Назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе;

    - Выдача государственных сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата средств материнского (семейного) капитала;

    - Оказание совместно с региональными органами власти адресной помощи пенсионерам и развитие социальной инфраструктуры;

    - Реализация программы государственного софинансирования пенсии;

    - Сбор и администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование [1].

    Для того, чтобы ПФР эффективно реализовывал свои функции и правильно определял стратегию своего развития необходимо целесообразно вести учет доходов и расходов и на основе полученных показателей проводить необходимый анализ.

    Основные показатели, которые характеризуют деятельность ПФ РФ в 2010--2011 гг. можно представить в виде таблицы (таблица 2).

    Бюджет Пенсионного фонда РФ в 2010 году по доходам превысил 4600 млрд. рублей, что составляет 10,4 % ВВП страны. Что касается 2011 года, то бюджет превысил 5255 млрд. рублей, что соответствует 9,9 % ВВП.

    Таблица 2 - Основные показатели, характеризующие деятельность ПФ РФ в 2010--2011 гг.

    Показатели

    Млрд. руб.

    2010 г.

    2011 г.

    Доходы

    4600

    5 255,60

    Расходы

    4200

    4 922,10

    Доходы по накопительной составляющей бюджета ПФР

    361,2

    418,1

    Объем поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

    1900

    2 815,30

    Поступления дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках Программы государственного софинансирования пенсий

    3,6

    4,10

    Расходы на выплату пенсий

    3700

    4 081,20

    Расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан

    293,6

    311,9

    Расходы на предоставление материнского (семейного) капитала

    97,1

    171,3

    Изменение доходов и расходов ПФ РФ в период с 2010--2011 гг. можно наглядно увидеть, если их сравнить, составив график (рисунок 6). На основании данных рисунка 6 видно, что доходы и расходы увеличиваются в рассматриваемый период, при этом превышение доходов над расходами довольно значительно.

    Рисунок 6 - Доходы и расходы Пенсионного фонда Российской Федерации в 2010--2011 годах

    Превышение доходов над расходами в 2010 году -- 400 млрд. руб. В 2011 году данное превышение составило 333,5 млрд. руб.

    В общем виде состав доходов и расходов можно представить в виде рисунка (рисунок 7).

    Рисунок 7 - Состав доходов и расходов ПФР в 2010--2011 гг.

    Основное направление расходования Фонда -- расходы на выплату пенсий и пособий. Проанализируем изменение структуры выплаты пенсий и пособий за 2011 г. по отношению к 2010 г. Этот показатель в 2011 г. по сравнению с 2010 г. уменьшился на 5,2 %.

    Расходы на ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан в 2011 г. возросли на 18,3 млрд. руб., данные расходы составляет 6,33 % от общего объема расходов, в 2010 г. данный показатель 7 %.

    Растущее место в расходах ПФР занимает предоставление материнского капитала. По сравнению с 2010 г. в 2011 г. данные выплаты увеличились на 74,2 млрд. руб., что составляет 3,48 %.

    Основное место в доходах занимают поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые в 2010 г. составили 1900 млрд. руб., а в 2011 -- 2815,3 млрд. руб. В структуре доходов это составило 41,3% и 53,6% соответственно. Абсолютный прирост составил 915,3 млрд. руб.

    Что касается доходов по накопительной составляющей бюджета ПФР, то в 2011 г. они возросли по сравнению с предыдущим годом на 56,9 млрд. руб., что составило 7,95 % всех доходов.

    Важное значение имеет увеличение поступлений дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование в рамках Программы государственного софинансирования пенсий, которые в 2011 году возросли на 0,5 млрд. руб.

    В конечном итоге можно сделать вывод, что имеет место быть тенденция к увеличению по всем статьям как доходов, так и расходов, что положительно сказывается на социальной защищенности.

    Главной целью Пенсионного фонда России является обеспечение уровнем заработанным человеком жизненных благ с помощью накопления и перераспределения денежных средств, поэтому данный фонд оказывает несомненное влияние на экономику страны.

    Перспективы развития негосударственного пенсионного страхования в России неоднозначны. Граждане полностью перекладывают эту проблему на государство и в настоящее время не готовы активно участвовать в пенсионном страховании, а также приближающийся дефицит рабочей силы может стать причиной того, что социальные пакеты, включая пенсионное страхование, которые могут стать значительным средством борьбы за квалифицированных работников.

    В 2009 году средний размер пенсии в России превысил прожиточный минимум для всего населения, а не только порог выживания для пенсионеров, который составляет 80% от первого. В этом году средняя пенсия будет примерно 330 долларов (10,4 тыс. рублей), или 33,9% от заработной платы. Одна из целей реформы - обеспечить коэффициент замещения трудовой пенсии по старости на уровне 40% (рисунок 8). Представителям среднего класса выйти на этот показатель возможно только за счет участия в корпоративных и частных пенсионных программах.

    В странах ОЭСР граждане, работающие смолоду, при выходе на пенсию могут рассчитывать на государственное пособие в размере половины своей зарплаты. А в тех 13 странах, где вовлечение в частные пенсионные программы носит обязательный характер, коэффициент замещения достигает 60%.

    Рисунок 8 - Динамика средней начисленной пенсии и величины прожиточного минимума, руб.

    В 2013 году с инициативой сделать нулевой накопительную часть пенсии для «молчунов» (тех, кто не определился со своей будущей пенсией) выступил Минфин. «Принято решение делать не 4-2%, а 6-0%. То есть или ты принимаешь решение 6% в накопительную, или ты принимаешь решение 0% в накопительную», -- заявила замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

    К середине 2013-го до 65% снизилась доля Внешэкономбанка (ВЭБ) как держателя пенсионных накоплений. В декабре 2011 года она составляла 76%. Одной из новаций пенсионной реформы было введение накопительной части пенсии. Она существует только для лиц, родившихся после 1967 года, и на нее направляются страховые взносы в размере 6% от фонда оплаты труда. Гражданин может выбрать, кому доверить эти средства, чтобы получать инвестиционный доход. Население без энтузиазма отнеслось к идее государства: к началу 2013-го накопительные пенсионные счета имели 77 млн. россиян. Из них 56,5 млн., или 73,4%, были «молчунами», чьи накопления автоматом поступали к государственной управляющей компании - ВЭБу. И лишь решение снизить для «молчунов» тариф взноса на накопительную часть до 2% (а теперь вообще до 0) заставило часть из них «заговорить». За первое полугодие накопления, размещенные в негосударственных пенсионных фондах (НПФ), выросли на треть. Доля НПФ на этом рынке увеличилась до 33,6%, тогда как на конец 2011-го равнялась 22,4%.

    По оценке ведомства, сокращение до нуля отчислений в накопительную часть пенсии для «молчунов» позволит сэкономить до 350 млрд. бюджетных рублей за три года (102 млрд. рублей в 2014 году, 115 млрд. рублей -- в 2015-м и 132 млрд. рублей -- в 2016 году).

    В соответствии с законодательством, на накопительный компонент пенсии могут рассчитывать граждане России, рождённые не раньше 1967 года, будущая пенсия которых будет состоять из двух частей. Одна из них -- страховая, которую обеспечивает государство и ежегодно индексирует с учётом инфляции, другая -- накопительная, составляющая 6 % от общего тарифа в размере 22%. Накопительную часть ежемесячно перечисляет работодатель, но не в ПФР, а в пенсионный фонд Внешэкономбанка (ВЭБ) или негосударственный пенсионный фонд. Накопительный компонент отличается от страхового тем, что деньги, поступившие от работодателя в ВЭБ или НПФ, не идут на выплату пенсий сегодняшним пенсионерам, а накапливаются для того, чтобы впоследствии быть выплаченными работнику по достижении им пенсионного возраста. Доходность по накопительной части обеспечивается за счёт инвестирования негосударственным пенсионным фондом или ВЭБом этих денег в фондовый рынок.

    По изначальной задумке властей, со следующего года накопительная часть пенсий должна быть сокращена с 6% до 2%. Будущим пенсионерам был отведён год на принятие решения -- сохранить накопительную часть пенсии в размере 6% или оставить 2%, для этого до 1 января 2014 года необходимо подать заявление в Пенсионный фонд, в противном случае накопительный компонент пенсии со следующего года будет составлять 2%, а остальные деньги (4%) будут направляться в страховую часть.

    Теперь, как предлагает Минфин, с 2014 года те россияне, которые не перевели свои пенсионные накопления в негосударственные пенсионные фонды или управляющие компании, останутся без отчислений со стороны государства, отмечает первый вице-президент общероссийской общественной организации «Российский союз инженеров» Иван Андриевский. «Те же, кто сделал перевод своих средств из государственного пенсионного фонда, будут получать от государства ежегодно 6 % от накопленной суммы», -- объясняет эксперт.

    Таким образом, новый порядок уменьшает роль государства в пенсионном вопросе.

    По данным статистики, за последнее время число людей, решивших передать свои средства из государственной пенсионной системы в негосударственную, серьёзно выросло и в настоящее время составляет 3 млн человек. Это говорит о том, что срок, который был установлен до конца 2013 года, подтолкнул людей к определённости.

    По мнению экспертов, изменение законодательства в пользу обнуления накопительного компонента для тех, кто не определился, предполагает участие гражданина в формировании большего трудового стажа, а также служит мотивацией для более высокого заработка и, что примечательно, заработка «белого».

    Делись добром ;)