Поддержка многодетных семей в РФ

контрольная работа

2. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации

В настоящей Программе под многодетной семьей понимается:

для субъектов Российской Федерации с отрицательным естественным приростом населения - семья с тремя и более детьми (в том числе усыновленными), включая[ Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать критерии определения многодетной семьи.]: детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, до достижения ими 18 лет; детей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования дневной формы обучения любых организационно-правовых форм, до окончания обучения, до достижения ими 22 лет;

для субъектов Российской Федерации с положительным естественным приростом населения - семья с четырьмя и более детьми (включая вышеуказанные категории лиц).

Серьезные демографические проблемы России, и, прежде всего, проблемы воспроизводства населения обуславливают необходимость особого внимания со стороны общества и государства к положению семей с детьми.

Разработка и проведение эффективной демографической и социальной политики, направленной на поддержку семьи, требует анализа их проблем, с учетом региональных особенностей.

Многодетная семья должна рассматриваться в общем контексте формирования и реализации государственной социальной политики, поскольку ее проблемы являются частью проблем современного российского общества, а положение многодетных семей - одним из показателей, характеризующих все виды социального неблагополучия.

Основные характеристики многодетности в Российской Федерации:

* доля многодетных семей в России незначительна и составляет 2,6 % от общего числа домохозяйств (включая домохозяйства с одним родителем) и 6,6 % от числа семей с детьми (по данным Всероссийской переписи 2002 г.);

* численность многодетных семей сокращалась в последние десятилетия и стабилизировалось на минимально низком уровне;

* распространенность многодетных семей в России носит отчетливый региональный характер. В отличие от большинства регионов России, ряд субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, характеризуется традиционно высоким уровнем многодетности;

* преобладание многодетных семей с тремя детьми - 75% от общего количества многодетных семей в Российской Федерации; семьи с пятью и более детьми составляют 7,7 % от общего количества многодетных семей.

В настоящее время появление ребенка в семье, как правило, существенно снижает уровень ее жизни, а наличие трех и более детей делает семью в подавляющем числе случаев бедной. Уровень семейной бедности в России в основном определяется вкладом многодетных семей в общую картину. Доля семей с 3 и более детей с уровнем ежемесячного среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума в общем числе семей, имеющих детей, в четвертом квартале 2005 года (по материалам выборочных исследований бюджетов домашних хозяйств) составляла 65,2%.

При этом многодетные семьи, особенно неполные семьи с тремя и более детьми, отличаются максимальными риском и степенью бедности. В силу более высокой иждивенческой нагрузки и меньшего относительного числа занятых членов семьи они выделяются по сравнению с другими категориями семей по всем социально-экономическим показателям уровня жизни.

Подавляющее большинство многодетных семей попадает в категорию бедных, имеют неполноценное и несбалансированное питание, обременены существенными жилищными проблемами:

* почти 40 % многодетных семей испытывает значительные проблемы с обеспечением детей сезонной одеждой и обувью;

* почти половина многодетных семей не могут приобрести назначенные врачом лекарства в полном объеме;

* треть многодетных семей вынуждены ограничивать себя в продуктах;

* в 25 % многодетных семей дети не могут закончить полную среднюю школу, т.к. нужно зарабатывать.

Особая проблема многодетных семей - жилье. Уровень благоустройства жилищ многодетных семей является крайне низким, не приспособленным для проживания семей с большим количеством детей. Почти половина многодетных семей испытывает значительные проблемы с жильем (не отвечающее установленным нормам жилья, либо аварийное, требующее срочного ремонта). Около 60% многодетных семей проживают в жилье «без удобств», в котором отсутствуют центральное отопление или водопровод, канализация и горячее водоснабжение. В сельской местности доля такого жилья достигает 80%.

Основными причинами бедности многодетных семей являются относительно низкая конкурентоспособность трудоспособных членов таких семей на рынке труда, отчасти обусловленная занятостью в воспитании детей, низкая привлекательность для работодателей принятия на работу граждан с высокой иждивенческой нагрузкой и существенными семейными обязанностями, а также неадекватно низкий уровень социальной помощи, оказываемой государственными и муниципальными органами социальной защиты.

При этом, ошибочно рассматривать многодетные семьи как иждивенцев общества и государства. Среди отцов многодетных семейств ниже уровень безработицы, алкоголизма (в семьях с 1 ребенком расходы на алкоголь составляют 2,1% бюджета, в семьях с 4 и более - 0,6%), они более, чем мужское населении в целом, склонны повышать свой уровень образования, брать ипотечные кредиты, более законопослушны, у них более крепкие семьи.

Таким образом, следует признать государственную поддержку многодетных семей одним из основных приоритетных направлений государственной семейной политики.

В условиях депопуляции для достижения уровня простого воспроизводства населения через 10 лет необходимо увеличение доли семей с пятью и более детьми до 10-15 % в общей семейной структуре российского общества.

Во многих субъектах Российской Федерации приняты специальные законы, направленные на социальную поддержку многодетных семей, повышение их статуса в обществе и улучшение положения в них детей.

При этом в настоящее время в субъектах Российской Федерации существует ряд общих проблем в сфере законодательного и практического обеспечения прав и интересов членов многодетных семей:

* отсутствие в большинстве субъектов Российской Федерации специальных правовых документов, определяющих стратегию и приоритеты региональной политики в отношении многодетных семей;

* недостатки существующего нормативно-правового регулирования на уровне субъектов Российской Федерации (отсутствие в ряде субъектов нормативных правовых актов, объединяющих основания, условия и порядок предоставления социальной поддержки многодетным семьям; действующие правовые акты не всегда адекватно отражают реальные потребности многодетных семей);

* недостаточная открытость и прозрачность системы финансирования мер государственной поддержки многодетных семей на региональном уровне;

* недостаточная информированность многодетных семей о существующих мерах государственной поддержки;

* недостатки в правовой регламентации и практической организации выявления многодетных семей, нуждающихся в поддержке, влекущие неполный охват многодетных семей, нуждающихся в помощи.

Таким образом, в целом по Российской Федерации эффективность социальной поддержки многодетных семей является недостаточной.

Среди направлений государственной поддержки многодетных семей наименее разработанным и обеспеченным адекватными мерами реализации, является информационное обеспечение государственной демографической политики в части пропаганды семейных ценностей в средствах массовой информации.

Эффективная государственная поддержка многодетных семей позволяет повысить не только демографический потенциал, но и экономический потенциал Российской Федерации. Обеспечение поддержки многодетных семей в сельской местности в перспективе является одним из условий решения проблем социально-экономического развития аграрных регионов.

Важным направлением государственной демографической политики в Российской Федерации должно стать наряду с предоставлением материальной поддержки оказание моральной поддержки многодетным семьям. Поддержка многодетных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, требует разработки и реализации комплекса мероприятий по поощрению сознательного и ответственного материнства и отцовства на основе индивидуализированного подхода, учитывающего все факторы неблагополучия многодетных семей.

Реализация настоящей Программы, помимо достижения основных ожидаемых результатов, произведет целый ряд долговременных положительных эффектов на социально-экономическое развитие страны, морально-психологическую обстановку в обществе.

Цель Программы - стимулирование увеличения числа многодетных семей и, вследствие этого, повышения рождаемости в Российской Федерации, защита прав и законных интересов, обеспечение достойного качества жизни и повышение социального престижа многодетных семей в России.

Задачи Программы.

Цель Программы обусловливает следующие ее задачи:

*обеспечение условий для улучшения материального положения многодетных семей, в том числе адресного увеличения помощи таким семьям с учетом уровня их доходов, уменьшение бедности многодетных семей;

* улучшение качества жизни и охраны здоровья многодетных семей;

* создание условий социальной комфортности для многодетных семей;

* повышение конкурентоспособности трудоспособных членов многодетных семей на рынке труда;

* обеспечение работникам, имеющим 3 и более детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

* усиление помощи многодетным семьям в воспитании детей, повышение доступности образования для детей из многодетных семей;

* повышение социальной привлекательности и престижа многодетной семьи.

Основные показатели Программы.

Основные показатели, свидетельствующие о достижении цели и выполнении задач настоящей Программы к 2015 году:

* повышение доли многодетных семей в общем числе семей с детьми с 6-7 % до 12-15 %;

* снижение к 2010 году до 25 % доли многодетных семей, имеющих ежемесячный среднедушевой доход ниже 1 прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; до 10 % к 2015 году, ниже половины прожиточного минимума - до 5 % к 2010 году, до 1 % к 2012 году.

* повышение доли лиц с высшим образованием среди членов многодетных семей до среднероссийского значения;

*снижение уровня безработицы среди многодетных матерей до среднероссийских значений, многодетных отцов - до 50 % к 2010 году от среднероссийского уровня, до 20 % к 2015 году;

*снижение уровня безработицы среди многодетного родителя, воспитывающего детей без супруга (супруги), активно ищущего работу, до 20 % к 2010 году от среднероссийского уровня, до 5 % к 2015 году.

Социально-экономический эффект от реализации Программы.

Главным итогом реализации настоящей Программы станет значительное улучшение демографической обстановки[ Учитывая тот факт, что рожденные в многодетных семьях, как правило, несут установку на многодетность, и более склонны к многодетности при достижении совершеннолетия, улучшение демографической обстановки будет носить долгосрочный характер. ].

Рост доли многодетных семей приведет также к следующим положительным изменениям:

* снижение уровня смертности в результате сокращения алкоголизма и наркомании;

* сокращение числа разводов и абортов;

* снижение преступности;

* снижение безработицы;

* рост числа выданных ипотечных кредитов и рост строительной отрасли.

Повышение рождаемости, а также все вышеперечисленные положительные социально-экономические последствия приведут к росту ВВП и налоговых поступлений, которые, как показывает опыт развитых стран, осуществляющих активную семейную политику, в долгосрочной перспективе превысят расходы федерального, региональных и муниципальных бюджетов на реализацию Программы.

Принципы государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации.

1. Принцип учета региональных особенностей при разработке и реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.

2. Принцип приоритета мер по созданию условий для самообеспечения многодетной семьи в системе мер их социальной поддержки.

3. Принцип целеполагания в осуществлении государственных мер по поддержке многодетных семей, в частности по достижению ими среднестатистических по Российской Федерации показателей уровня обеспечения доступа к получению образования, медицинских услуг, иных гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами социальных прав.

4. Принцип объединения усилий и координации действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений в реализации мер социальной поддержки многодетным семьям.

5. Принцип сочетания заявительного порядка оказания социальной поддержки и активной деятельности социальных служб по выявлению многодетных семей, нуждающихся в социальной помощи, по определению их потребностей с целью эффективного оказания им социальной помощи (поддержки).

6. Принцип адресности мер государственной поддержки и социальной избирательности (объем государственной социальной помощи зависит от уровня доходов семьи и количества в ней детей).

Направления реализации Программы.

Программа реализуется по следующим направлениям:

* совершенствование системы учета многодетных семей и правового регулирования их государственной поддержки;

* государственная помощь многодетным семьям в решении жилищных проблем;

*содействие в трудоустройстве членов многодетных семей, стимулирование экономической активности и самозанятости многодетных семей;

* поддержка фермерских (крестьянских) и садово-огороднических хозяйств многодетных семей;

* повышение доступности образования для детей из многодетных семей;

* формирование и укрепление в общественном сознании нравственных, в том числе семейных, ценностей, представлений о социальной привлекательности и престиже многодетных семей;

* совершенствование системы государственных пособий и компенсаций для многодетных семей;

* обеспечение доступности медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения;

* содействие нормальному питанию детей из многодетных семей;

* обеспечение совместного досуга и отдыха многодетных семей;

* повышение доступности услуг учреждений культуры и спорта для многодетных семей;

* создание условий социальной комфортности для многодетных семей;

* повышение мобильности многодетных семей;

* привлечение институтов гражданского общества к поддержке многодетных семей;

* моральное поощрение родителей, ответственно и добросовестно воспитывающих (воспитавших) детей в многодетных семьях.

Источники финансирования.

Выполнение настоящей Программы обеспечивается за счет федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организационно-правовое обеспечение реализации Программы.

Правовые основы настоящей Программы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, участником которых является Российская Федерация.

Исполнители Программы:

* Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;

* Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию, Департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации;

* Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;

* Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;

* Министерство финансов Российской Федерации;

* Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия,

* Федеральное агентство по физической культуре и спорту;

другие федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, иные заинтересованные лица, осуществляющие свои полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Координацию реализации Программы осуществляет Правительство Российской Федерации.

К реализации настоящей Программы привлекаются также научные учреждения и организации, общественные объединения, средства массовой информации, религиозные организации традиционных религий России другие.

Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Российской Федерации.

Делись добром ;)