PR-деятельность территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара

курсовая работа

1.2.2 Методы исследования

При составлении программы исследования немаловажную роль играет изучение и обоснование методик исследования. Поэтому следующим этапом нашей курсовой работы будет изучение некоторых методов исследования, которые помогут нам собрать необходимую информацию по выделенной проблеме. Под методом исследования в науке понимается способ построения и обоснования научного знания (теоретического или прикладного) для достижения поставленной цели. Различные методы позволяют нам подробнее изучить какую-либо проблему, ее аспекты и параметры.

В нашей работе мы рассмотрим следующие методы:

1. Наблюдение (англ. observation) - преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. [11, с.98]

Для того чтобы использовать этот метод исследования, необходимо первоначально выделить основные этапы:

- определение цели и задачи проводимого исследования;

- выбор объекта, предмета и ситуации;

- выбор способа наблюдения;

- обработка результатов.

Опираясь на концепцию В.А. Ядова наблюдения бывают следующих видов [21]:

1) В зависимости от положения наблюдателя:

- Включенное - аналитик-наблюдатель включен в наблюдаемый объект и анализирует процессы изнутри.

- Не включенное - аналитик наблюдает за объектом исследования со стороны, не включаясь в процесс.

2) По степени формализации:

- Неконтролируемое (неформализованное, нестандартное, бесструктурное, простое) - процесс наблюдения происходит без заранее подготовленного плана, данные фиксируются в свободной форме и воспроизводятся по памяти.

- Контролируемое (формализованное, стандартизованное, структурированное) - предварительно оговаривается ход наблюдения, четко фиксируются конкретные данные.

3) По длительности проведения:

- Кратковременное - наблюдение, проведенное за короткий промежуток времени, обычно используется для формулировки гипотез, контроля и корректировки данных, полученных другими методами.

- Долговременное - наблюдение, которое занимает большой промежуток времени, необходим для проверки полученных результатов.

Предварительно мы составляем карточку наблюдателя, чтобы зафиксировать время и дату проведения нашего исследования.

Карточка наблюдателя

ФИО:

Дата:

Время начала наблюдения:

Время завершения наблюдения:

Общая продолжительность наблюдения:

Место наблюдения:

Кроме того для наибольшей эффективности метода необходимо предварительно составить карточку наблюдения. Она позволяет точно зафиксировать полученные данные и сформировать первые итоги. Обычно карточка наблюдения составляется следующим образом:

Карточка наблюдения

Наблюдаемые характеристики, объекты

Формализованные показатели

Неформализованные показатели

Подготовка помещения к проведению выборов (все оборудование и сотрудники на месте не менее, чем за пол часа до начала).

Освещение помещения.

Установка камер (охват всего помещения).

Уровень шума в помещении.

Подготовка развлекательной части программы.

Работа наблюдателей.

Работа членов ТИК, как контроль проводимого мероприятия.

Работа с возражениями и возникающими по ходу проведения мероприятия проблемами.

Подготовка помещения к проведению выборов (все оборудование и сотрудники на месте не менее, чем за пол часа до начала).

Освещение помещения.

Инструкция

Формализованные показатели фиксируются по 5-бальной школе:

«0» - бал, означающий отсутствие наблюдаемых параметров.

«1» - бал, означающий низкое качество наблюдаемых параметров.

«2» - слабо, наблюдаемые параметры ниже среднего.

«3» - недостаточно хорошо, параметры находятся на среднем уровне.

«4» - хорошо, наблюдаемые параметры выше среднего.

«5» - отлично, наблюдаемые параметры высокого качества, удовлетворяют в полной мере потребности клиентов, и при посещении объекта исследования создается положительное впечатление.

Неформализованные показатели фиксируются в свободной форме.

Основное достоинство метода: наблюдение проводят в естественной ситуации; оно не изменяет обычного поведения наблюдаемых лиц. Наблюдение можно вести как за одним человеком, так и за группой лиц. Недостатком метода наблюдения является его значительная трудоемкость.

2. Методы опроса -- беседа, экспертное интервью, анкетирование.

Метод беседы -- один из основных методов, который предполагает получение информации об изучаемом на основе вербальной коммуникации, как от исследуемой личности, членов изучаемого коллектива, группы, так и от окружающих их людей. [4, с.106]

Как и в методе наблюдения, так и в методе беседы предварительно необходимо составить план. Этот план поможет выдерживать тему беседы с начала и до конца и получить всю необходимую информацию. Метод применяется на разных стадиях исследования, как для проведения первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных другими методами, особенно методами наблюдения. Умелое применение метода дает весьма ценные результаты.

Как и метод беседы, экспертное интервью относится к методам опроса. Такой подход годится только на первой стадии исследования, для первичной ориентировки в проблеме.

Интервью (англ. interview - беседа с глазу на глаз) - особый вид исследовательского общения с индивидом, применяемый в качестве метода сбора информации. [13, с.39] При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование - одна из форм проведения опроса, заключающаяся в получении письменных ответов на поставленные вопросы. А. применяется для изучения тех элементов трудового процесса, которые не поддаются оценке с помощью объективных методов. [9, с.55]

Чтобы эффективность метода опроса была высокая, необходимо заранее продумать и хорошо подготовить вопросы, которые помогут получить необходимую информацию.

Перечисленные методы, как правило, используют во многих науках, потому что они позволяют собрать основные факты, которые требуются для того или иного исследования. Их называют методами эмпирического познания.

Следующий метод, который понадобится в нашем исследовании - это анализ документов. Он может выступать либо как самостоятельный и главный или как дополнительный метод познания. Принято считать, что он прекрасно сочетается с уже описанными выше методами (наблюдение и опрос).

«Анализ документов - метод исследования в социологии, при котором источником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях». [7, с.562] Он позволяет получить сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение либо опрос участников которых уже невозможны.

Существует два вида анализа документов:

1. Качественный (традиционный) анализ.

Этот вид анализа включает в себя различные операции, такие как отбор документов, оценивание их качества и интерпретация полученных данных. Он основан на интуитивном понимании, анализе, обобщении и обработке содержания документов, а также на логическом обосновании выводов. [19, с.18] Такой вид анализа является достаточно распространенным среди социологов, так как он простой в проведении и эффективен.

2. Количественный анализ (контент-анализ).

Термин content-analysis впервые начал применятся в конце XIX - начале XX в. в американской журналистике. У истоков контент - анализа находились американский социолог Г. Лассуэл и французский журналист Ж. Кайзер. [3]

Контент - анализ - это количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. [13, с.86] В переведенной книге Дж. Мангейма и Р. Рича сказано: контент - анализ - это систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника.[11]

Контент-анализ - систематическая оценка и обработка, интерпретация формы и содержания различных текстовых документов.

Основные этапы технологий контент-анализа при проведении исследования [19]:

1) определение цели и отбор документов по трём основаниям:

а) временной промежуток - 2008-2014 года

б) определение изданий, материалов, которые подлежат отбору - печатные материалы СМИ (Выбор, Салауат, Нефтехимик, Акция)

в) тип анализируемых материалов: печатные материалы СМИ

2) обоснование и отбор единиц контент-анализа (единицы счёта, анализа и смысла);

3) подготовка бланка контент-анализа;

4) кодировка документального массива;

5) интерпретация полученных данных;

6) подготовка отчёта.

Для правильности проведения контент - анализа необходимо подготовить следующую таблицу:

Единицы счета Единицы анализа

Упоминание

Упоминание как о 1 лице

Упоминание как о 2 лице

Эмоциональный тон

Тема

Единицы счета Единицы анализа

Объем материалов

В том числе на 1-ой полосе

Эмоциональный тон

Упоминаемые персоналии

Тема

Таким образом, контент-анализ представляет собой перевод качественных данных в количественные, с последующей статистической ее обработкой. Идея этого метода проста: необходимо определить, какая информация наиболее часто встречается в прессе, Интернете или каких-то других источниках, замерить количество этих повторений, в связи с чем сделать определенные выводы.

По сравнению с другими методами, анализ документов является наиболее глубоким и полным. Полученная информация проходит стадию тщательной обработки, для понимания важности ее сравнивают с другими полученными суждениями. Вследствие чего, происходит синтез огромного количества информации. А значит, полученные выводы будут основаны на достаточно большой базе, что позволяет нам говорить об их достоверности.

Четвертым и последним методом нашей курсовой работы будет являться методика OCAI Камерона и Куинна.

Эта методика представляет собой одну из самых простых и наглядных форм обработки полученных результатов по сравнению с другими вопросниками. К. Камерона и Р. Куинн опубликовали книгу «Диагностика и изменение организационной культуры» [9, с.320], основанную на результатах исследований с помощью методики OCAI.

Авторы базировались на теоретической модели, называемой ими «Рамочная конструкция конкурирующих ценностей». В ее основе лежат две шкалы, отражающие континуум критериев эффективности организации (стабильность и целостность/гибкость и дискретность, а также внутренняя ориентация/внешняя направленность). На основании диагностики степени доминирования тех или иных осознаваемых ценностей сотрудников компании в отношении различных аспектов рабочей среды определяется и изображается графически профиль организационной культуры. Это позволяет исследователям наглядно фиксировать вариативные предпочтения опрашиваемых по каждому из четырех основных типов культуры (квадрантов профиля), выделяемых авторами концепции (рис. 1) [21]:

1. Клан - очень дружественное место работы, где у людей масса общего. Организации похожи на большие семьи. Лидеры или главы организаций воспринимаются как воспитатели и, возможно, даже как родители.

2. Адхократия - динамичное предпринимательское и творческое место работы. Люди готовы подставлять собственные шеи и идти на риск. Лидеры считаются новаторами и людьми, готовыми рисковать.

3. Бюрократия - очень формальное и структурированное место работы. Тем, что делают люди, управляют процедуры. Лидеры гордятся тем, что они -- рационально мыслящие координаторы и организаторы. Критически важно поддержание плавного хода деятельности организации.

4. Рынок - организация, ориентированная на результаты, главной заботой которой является выполнение поставленной задачи. Люди целеустремленны и соперничают между собой. Лидеры -- твердые руководители и суровые конкуренты. Они неколебимы и требовательны.

В число значимых аспектов внутренней рабочей среды, изучаемых по названным шкалам, К. Камероном и Р. Куинном включены общие характеристики организации, стиль лидерства, управление наемными работниками, связующая сущность организации, стратегические цели, критерии успеха. Авторы методики предлагают прием «двойного замера» (вопросник заполняется каждым респондентом дважды). Это позволяет исследователям направлять внимание респондентов сначала на более или менее осознанное ими собственное восприятие актуальной для компании ситуации, а затем -- на предпочтения в отношении идеальной или желаемой культуры фирмы в будущем. [17, с.29-54]

Сам вопросник по методике OCAI приведем ниже:

Инструкция

На предложенные вопросы не существует ни правильных, ни неверных ответов, точно так же, как не существует правильной или неправильной культуры.

Чтобы ваша оценка организационной культуры была максимально точной, постарайтесь отвечать на вопросы внимательно и, по возможности, объективно.

Каждый из шести вопросов предполагает четыре варианта ответов. Распределите баллы 100-балльной оценки между этими четырьмя альтернативами в том весовом соотношении, которое в наибольшей степени соответствует вашей организации.

Сначала распределите баллы в колонке «Теперь», затем на те же вопросы, дайте ответы, но проставив баллы в колонке «Предпочтительно».

Опросник

1. Важнейшие характеристики

Теперь

Предпочтительно

A

Организация уникальна по своим особенностям. Она подобна большой семье. Люди выглядят имеющими много общего

B

Организация очень динамична и проникнута предпринимательством. Люди готовы жертвовать собой и идти на риск

C

Организация ориентирована на результат. Главная забота - добиться выполнения задания. Люди ориентированы на соперничество и достижение поставленной цели

D

Организация жестко структурирована и строго контролируется. Действия людей, как правило, определяются формальными процедурами

Всего:

100

100

2. Общий стиль лидерства в организации

A

Общий стиль лидерства в организации представляет собой пример мониторинга, стремления помочь или научить

B

Общий стиль лидерства в организации служит примером предпринимательства, новаторства и склонности к риску

C

Общий стиль лидерства в организации служит примером деловитости, наступательности, ориентации на результат

D

Общий стиль лидерства в организации являет собой пример координации, четкой организации или плавного ведения дел

Всего:

100

100

3. Управление работниками

A

Стиль руководства в организации характеризуется поощрением совместной деятельности, единодушия и участия коллектива в принятии решений

B

Стиль руководства в организации характеризуется поощрением индивидуального риска, новаторства, свободы и самобытности каждого.

C

Стиль руководства в организации характеризуется высокой требовательностью, жестким стремлением к конкурентоспособности и поощрением достижений.

D

Стиль руководства в организации характеризуется гарантией занятости, требованием подчинения, предсказуемости и стабильности в отношениях.

Всего:

100

100

4. Связующая сущность организации

A

Организацию связывают воедино преданность делу и взаимное доверие. Обязательность является главным качеством организации

B

Организацию связывают воедино приверженность новаторству и совершенствованию. Акцентируется необходимость быть на передовых рубежах

C

Организацию связывает воедино акцент на достижении цели и выполнении задачи. Общепринятые темы - наступательность и победа

D

Организацию связывают воедино формальные правила и официальная политика. Важно поддержание плавного хода деятельности организации

Всего:

100

100

5. Стратегические цели

A

Организация заостряет внимание на поддержании высокого доверия, открытости и соучастия

B

Организация акцентирует внимание на обретении новых ресурсов и решении новых проблем. Ценятся пробы нового и изыскания новых возможностей

C

Организация акцентирует внимание на конкурентных действиях и достижениях. Доминирует целевое напряжение сил и стремление к победе на рынке предоставления аналогичных услуг

D

Организация акцентирует внимание на неизменности и стабильности. Важнее всего контроль и плавность ведения дел

Всего:

100

100

6. Критерии успеха

A

Организация определяет успех на базе развития человеческих ресурсов, коллективной работы, увлеченности работников делом и заботой о людях

B

Организация определяет успех на базе обладания уникальной или новейшей технологией. Организация - лидер и новатор в данной профессионально-трудовой сфере

C

Организация определяет успех на базе конкурентного лидерства (опережение конкурентов)

D

Организация определяет успех на базе надежных, стабильных показателей, четких планов, низких производственных затрат

Всего:

100

100

Делись добром ;)