Постпенитенциарная реабилитация наркозависимых

дипломная работа

1.1 Анализ нормативных материалов регламентирующих деятельность в сфере постпенитенциарной реабилитации осужденных

Основными нормативными документами регламентирующими деятельность в сфере постпенитенциарной реабилитации осужденных являются:

- Конституция РФ (Ст.72 Конституции - Защита прав человека и гражданина, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства отцовства и детства, социальная защита и социальное обеспечение; ст.39 Создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности).

Конституция является юридической базой на которой основываются все нормативные правовые акты о социальном обеспечении как федеральных органов государственной власти так и органов государственной власти субъектов федерации.

- Основные нормативно-правовые акты федеральных органов государственной власти:

- Закон о государственных пенсиях от 20.11.1990г.

- Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам имеющих детей, утвержденный постановлением правительства РФ от 04.09.1995 г.

- Закон «О социальном обслуживании населения в РФ от 10.12.1995 г.

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 г.

- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 21.06.1999 г.

- Международные (Всеобщая декларация прав человека 1948 г.)

- Региональные (Свердловская область):

- Областной закон «О реализации государственной молодёжной политики в Свердловской области »от 27.07.1995 г.

В последние годы (начиная с 1995 г.) появилось достаточно много нормативных правовых актов, регулирующих отношения по предоставлению гражданам социального обслуживания в различных видах и организацию деятельности соответствующих служб. Основополагающие из них -- федеральные законы: от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В порядке реализации этих федеральных законов принят ряд подзаконных актов органами исполнительной власти Российской Федерации, а в субъектах РФ -- законов. Совокупность всех этих актов составляет правовую базу -- законодательство о социальной реабилитации бывших осужденных; оно включает, следовательно, как законы и подзаконные акты федерального уровня, так и законы и подзаконные акты уровня субъектов РФ.

Массив правовых предписаний, регулирующих общественные отношения в сфере социального обслуживания, достаточно велик и интенсивно пополняется в результате активного процесса правотворчества.

Следует отметить две существенные особенности. Во-первых, эти нормы пока еще не всегда выполняются обязанными органами и организациями, в связи с чем зачастую носят декларативный характер, и, во-вторых, их содержание недостаточно конкретно, оно аморфно, а возможность реализации норм обусловлена не так уж редко усмотренческим решением органа, предоставляющего соответствующее обслуживание. Причины те же -- недостаточное бюджетное финансирование на всех уровнях, т. е. ограниченные возможности. Следствие всего этого -- отсутствие реальной возможности беспрепятственно осуществить субъективное право на предоставление соответствующей социальной услуги: получить без задержки, например, место в стационарном учреждении социального обслуживания и т.д. В связи с этим для некоторых категорий граждан предусматривается предоставление ряда социальных услуг в первую очередь. Дефицитны пока еще все услуги.

В последние годы принят также ряд программных документов, касающихся намерений Правительства РФ в сфере социального обслуживания, -- комплексная программа о социальной поддержке инвалидов, бывших заключенных и т.д. Воплощение их в жизнь -- сравнительно отдаленная перспектива, связанная прежде всего с преодолением затянувшейся кризисной социально-экономической ситуации в стране.

Социальная реабилитация бывших осужденных неразрывно связана с общей системой материального обеспечения нуждающихся в социальной помощи, которое осуществляется в денежной форме, т. е. в виде различных социальных выплат -- пенсий и пособий. Социальное обслуживание является существенным дополнением к таким выплатам, но не может заменить их. В этом смысле оно является вспомогательным звеном в системе социального обеспечения. Без развитой системы денежных выплат, за счет которых удовлетворяются основные потребности человека -- в пище, одежде, обычных платных услугах (за наем жилого помещения, пользование различными жилищно-коммунальными услугами и т.д.), такое обслуживание не может достичь своей цели -- обеспечить достойную жизнь человека, содействовать его адаптации в обществе. В то же время социальное обслуживание, благодаря которому удовлетворяются специфические потребности наркозависимых - бывших осужденных в определенных услугах, которые зачастую нельзя купить на рынке обычных услуг, делает всю систему материального обеспечения в денежной форме более эффективной и рациональной.

Социальное обслуживание определяется в Законе от 10 декабря 1995 г. как деятельность социальных служб по поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации (восстановление физических и духовных сил) граждан, находящихся в трудной ситуации. Значит, право на социальное обслуживание имеют граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

В законе расшифровывается также понятие «трудная жизненная ситуация»: это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью и рядом других обстоятельств (сиротством, безработицей, отсутствием определенного места жительства, малообеспеченностью, одиночеством и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно. Социальная реабилитация бывших осужденных заключается в деятельности специально созданных служб и организаций по их обслуживанию, принадлежащих федеральным, региональным и муниципальным органам и находящихся в их ведении. Такая деятельность может осуществляться также организациями иных форм собственности (в том числе частными) и гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица.

Социальную реабилитацию бывших осужденных можно определить и иначе -- как деятельность соответствующих служб и организаций по предоставлению гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, социальных услуг.

Закон раскрывает также понятие «социальных услуг». Ими считаются действия по оказанию помощи клиенту социальной службы, т. е. гражданину, находящемуся в трудной жизненной ситуации. Социальная услуга -- это, таким образом, помощь указанным гражданам, оказываемая соответствующими социальными службами.

Социальное обслуживание осуществляется, как указано в законе, специальными службами бесплатно и за плату. Однако социальной услугой можно признать лишь такую услугу, которая предоставляется бесплатно или за неполную ее рыночную стоимость, т. е. полностью либо хотя бы частично за счет средств общества. В этом суть ее названия -- «социальная» услуга. Услуга, которая продается как товар (вспомним: товары -- это материальные потребительские блага или потребительские услуги), не является социальной услугой, даже если ею пользуются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Так, бесплатный ремонт полученного инвалидом автомобиля с ручным управлением является социальной услугой, а ремонт того же автомобиля за плату такой услугой не является.

Закон от 10 декабря 1995 г. определяет критерии для бесплатного социального обслуживания в государственной системе социальных служб. Они различны. Для граждан, не способных к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющих родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, -- это низкий среднедушевой доход, ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают.

Для тех, кто находится в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадали в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, критерии малообеспеченности не установлены, им бесплатное социальное обслуживание должно предоставляться независимо от указанного выше условия (низкий среднедушевой доход). Также независимо от критерия малообеспеченное предоставляется социальное обслуживание несовершеннолетним детям.

Что касается платных социальных услуг в государственной системе социального обслуживания, то они оказываются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Это является его компетенцией.

Условия и порядок оплаты социальных услуг в социальных службах иных форм собственности, в том числе муниципальной, устанавливаются этими службами самостоятельно.

Социальные услуги предоставляются обычно в натуральной форме -- путем предоставления конкретных видов социального обслуживания. В виде денежных средств может оказываться лишь единовременная материальная помощь.

В Законе от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» несколько иначе очерчен круг граждан, имеющих право на социальное обслуживание. Это граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

Государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, которые определены федеральным законом. В законах по-разному перечислены основные виды социального обслуживания, указано также, что социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам. Они определяют основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Утверждаются стандарты Правительством РФ, их требования обязательны для всех социальных служб, действующих на всей территории России, независимо от форм собственности.

Как видим, компетенция Правительства в данной сфере чрезвычайно велика, оно практически вправе определять уровень обслуживания, т. е. его качество, а также условия предоставления. В этой части компетенция Правительства значительно шире, чем в регулировании отношений по предоставлению пенсий и социальных пособий.

Отметим, что хотя гарантия государства в отношении права граждан на социальное обслуживание и провозглашена в законе, полная практическая реализация ее пока еще не достигнута по причине ограниченного бюджетного финансирования на всех уровнях -- федеральном, региональном, местном.

Судя по Закону от 24 ноября 1995 г., сквозным видом социального обслуживания является материальная помощь. Она предоставляется, как указано в Законе, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива. К ней относится также выдача специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе, т. е. обеспечение, в частности, «малыми» (не моторными) средствами передвижения (вело (кресло)-коляски) и моторными средствами передвижения (мотоколяски, автомобили), а также протезно-ортопедическими изделиями. Далее указывается, что основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливается органами исполнительной власти. Следует иметь в виду, что порядок обеспечения специальными транспортными средствами, техническими средствами до сих пор устанавливается на уровне Российской Федерации и регулируется в централизованном порядке нормативными актами РФ. Данный вид обслуживания не может относиться к материальной помощи, он, как и разовая материальная помощь, считается социальным обслуживанием.

Рассмотрим теперь наиболее значимые виды социального обслуживания.

Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 9 декабря 1971 г., закрепляет право инвалидов на медицинское, психическое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции и реинтеграции.

На современном этапе развития общества, как указывается в Федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2000--2005 годы», проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество является одним из приоритетных направлений социальной политики государства Постановление Правительства РФ от 14 января 2000 г. «О Федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2000--2005 годы» // Бюлл. Минтруда. 2000. №2..

Обеспечение социального благополучия бывших осужденных может быть достигнуто путем их реабилитации. Реабилитация наркозависимых - бывших осужденных -- система медицинских, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Основная цель реабилитации -- восстановление социального статуса бывшего осужденного, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Реабилитация включает медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию.

Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) разрабатывается учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы в случае согласия на проведение реабилитационных мероприятий Примерное Положение об Индивидуальной программе реабилитации инвалида. Утв. Пост. Минтруда от 14 декабря 1996 г. // Бюлл. Минтруда. 1996. №12.. Она включает в себя комплекс мероприятий, состоящий из медицинских, профессиональных и иных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. ИПР обязательна для исполнения соответствующими органами государственной власти, местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм их собственности. Отказ от ИПР в целом или от отдельных ее частей освобождает указанные органы от ответственности за ее исполнение и не дает права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

В соответствии с ИПР образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование; получение среднего общего и профессионального образования.

Конвенция МОТ №159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов», ратифицированная РФ 3 июня 1988 г., закрепляет принципы профессиональной реабилитации инвалидов и политику в отношении их занятости. К числу таких принципов относится обязанность государства в соответствии с национальными условиями, практикой и возможностями разрабатывать национальную политику в области профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, направленную на то, чтобы соответствующие меры по профессиональной реабилитации распространялись на все категории инвалидов, а также на содействие возможностям занятости инвалидов на свободном рынке труда. В основу такой политики положен принцип равенства возможностей инвалидов и трудящихся в целом; соблюдение равенства обращения и возможностей для трудящихся мужчин и женщин, являющихся инвалидами; принятие специальных мер, направленных на обеспечение подлинного равенства обращения и возможностей для инвалидов, которые не должны считаться дискриминированными по отношению к другим трудящимся.

Конвенция предусматривает также, что компетентные органы должны принимать меры с целью организации и оценки службы профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства, занятости, а также других связанных с ними служб, чтобы инвалиды имели возможность получать, сохранять работу и продвигаться по службе; существующие службы для трудящихся в целом используются там, где это возможно и целесообразно, с необходимой адаптацией.

Закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Согласно законодательству РФ, профессиональное образование инвалидов осуществляется в образовательных учреждениях различных типов и уровней. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных учреждениях для инвалидов осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

В Законе РФ «Об образовании» закреплено, что в целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования, а гражданам с отклонениями в развитии создает условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (ст. 5 Закона).

Доступность получения инвалидами высшего профессионального образования гарантируется Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», предусматривающим, что вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний принимаются в высшие учебные заведения дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также инвалиды I и II групп, которым, согласно заключению органа медико-социальной экспертизы, не противопоказано обучение в высших учебных заведениях. Возможность продолжения образования в случае ухудшения состояния здоровья инвалида обеспечивается предоставлением студенту высшего учебного заведения академического отпуска по медицинским показаниям, в период которого выплачивается компенсация.

Профессиональное обучение в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов позволяет осуществлять подготовку по приоритетным профессиям, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Перечень таких профессий утвержден постановлением Минтруда РФ от 8 сентября 1993 г. №150. К числу этих профессий отнесены, например, такие, как налоговый инспектор, медицинская сестра по массажу, оператор заправочных станций, оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, операционист банка, программист, учитель, юрист и др.

Однако, как отмечается в Федеральной целевой программе «Социальная поддержка инвалидов на 2000--2005 годы», до настоящего времени в них не созданы необходимые условия для подготовки конкурентоспособных специалистов на рынке труда.

Гарантированность профессиональной подготовки и обучения бывших заключенных неразрывно связана с обеспечением их занятости. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» среди мер, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда, предусматривает: 1) осуществление льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных организаций, применяющих труд инвалидов, и организаций общественных объединений инвалидов; 2) установление для организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества рабочих мест для инвалидов; 3) резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; 4) стимулирование создания организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов; 5) создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов; 6) создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов; 7) организацию обучения инвалидов новым профессиям.

Квотирование рабочих мест производится на основании договоров, которые заключаются органами исполнительной власти с организациями. В договорах должны содержаться в числе прочих следующие обязательные сведения: наименование рабочего места; категория граждан, для которой созданы рабочие места; санитарно-гигиенические требования и рекомендации медико-социальной экспертизы по условиям и режимам труда; источник финансирования (или налоговые льготы и платежи), а также санкции по отношению к стороне, не выполнившей условия договора Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организация для лиц, особо нуждающихся в социальной защите. Утв. Пост. Минтруда от 6 февраля 1995 г. // Бюлл. Минтруда. 1995. №3..

Комплексная Программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996--2000 годы предусматривает целевую поддержку создания и сохранения рабочих мест для неконкурентоспособных граждан, к числу которых отнесены наркозависимые - бывшие осужденные.

В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», наркозависимые - бывшие осужденные, наряду с другими гражданами, не имеющими работы и нуждающимися в ее подыскании, могут быть зарегистрированы в органе службы занятости в качестве безработных. Статус безработного приобретают наркозависимые - бывшие осужденные, имеющие трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке, и представившие в орган службы занятости наряду с другими документами индивидуальную программу реабилитации. Трудоустройство наркозависимых - бывших осужденных органом службы занятости осуществляется в счет квоты рабочих мест, т. е. работодатель, к которому направлен клиент в порядке обязательного трудоустройства, не может отказать ему в заключении трудового договора (контракта).

Большое практическое значение для обеспечения занятости наркозависимых - бывших осужденных имеют трудовые договоры с условием о работе на дому и с неполным рабочим временем. Надомный труд в условиях всеобщей компьютеризации и интернета создает уникальные возможности для трудоустройства наркозависимых - бывших осужденных, как и работа с неполным рабочим временем, когда одно рабочее место может гарантировать работу нескольким бывшим осужденным. Однако широкого распространения такие формы привлечения к труду в России пока не получили, в отличие от развитых стран с рыночной экономикой.

Привлечение к труду лиц из числа наркозависимых - бывших осужденных, находящихся на стационарном социальном обслуживании, может быть осуществлено центрами социального обслуживания. Они вправе создавать цехи, мастерские, подсобные хозяйства, надомное производство и привлекать для работы в них бывших осужденных.

Наркозависимые - бывшие осужденные, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут участвовать и в лечебно-трудовой деятельности. Порядок такого участия утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. №128 СЗРФ. 1996. №2. Ст. 117..

Делись добром ;)