Практика формирования системы социальной защиты в Тюменской области

дипломная работа

Введение

Актуальность исследования системы социальной защиты региона определяется целым рядом обстоятельств. Несмотря на активное развитие теории и практики социальной политики в советской России, она имела четко выраженный общегосударственный характер, что объяснялось спецификой общественного устройства и плановым характером регулирования системы экономических и социальных отношений. В условиях тотальной власти Центра и управления региональными социальными подсистемами сверху не могло быть и речи о возможности проведения собственной областной региональной социальной политики. Она повсеместно осуществлялась практически единообразно. Отличия если и встречались, то, все равно, диктовались сверху, а не формировались изнутри региона.

Формирование социальных политик регионов происходит на стыке двух процессов. С одной стороны, в ходе демократических преобразований изменился характер взаимоотношений федеративного и регионального уровней управления, обществом, происходит перераспределение полномочий между ними и, таким образом, появились объективные предпосылки формирования и развития региональной социальной политики. С другой стороны, разрушение старых централизованных механизмов регулирования социальных отношений, ослабление экономической роли государства, хронические финансовые трудности, трансформации устоявшихся форм жизнедеятельности населения привели объективно к стремительному и сравнительно областному зарождению и развитию региональных социальных политик.

Нуждается в научной рефлексии диалектика социальных интересов субъектов социальной политики и взаимодействие разных уровней управления в сфере социальной защиты. Кардинальной проблемой социальной политики в переходный период является разделение полномочий, определение границ взаимной ответственности, особенно в сфере социальной защиты, между федеральными органами и регионами. Ограниченность средств, наличие значительного числа регионов, пользующихся федеральными субвенциями, усиливает остроту этой проблемы.

Проблема заключается и в отсутствии в настоящее время научно обоснованных и апробированных моделей региональной системы социальной защиты населения.

Состояние современной социологической мысли в России характеризуется отсутствием целостной концепции социальной политики, еще не сложилось единого представления о характере и принципах социальной политики, соответствующей переживаемому периоду. Существовавшие ранее и высказываемые сегодня теоретические взгляды и концепции являются предметом острой дискуссии, в которой, в основном, принимают участие политики и экономисты. Предлагаемые концепции отличаются неполнотой, они «экономически», а не «социально» ориентированы.

Происшедшие крупные перемены в сфере социальной политики и социальной защиты недостаточно теоретически осмыслены с точки зрения социологического подхода: фиксируется смешение понятий, теоретически и практически не подкрепленное их отождествление. Назрела необходимость пересмотра многих социальных категорий, расширения и углубления их разработок, переориентации проводимых исследований на решение проблем в новых социальных условиях.

Наименее изученным является региональный аспект социального развития. Большинство исследователей рассматривают проблемы социального развития либо общества в целом, либо социально-территориальных общностей на уровне города. Недостаточное внимание к региональному аспекту проблем социальной политики и социальной защиты привело к тому, что вне поля зрения остались такие факторы социального развития, как социально-демографическая структура населения регионов, тенденции развития социальных отношений и процессов в регионе, межрегиональные и внутрирегиональные социальные различия, другие специфические региональные факторы. Представляется, что исследование этих проблем актуально для формирования социальной политики и системы социальной защиты населения, как на уровне региона, так и в масштабе государства.

В России в разработку проблем социальной политики и социальной защиты традиционно в большей степени вовлечены политики и экономисты, социологи же рассматривают социальную политику скорее как сферу своих прикладных исследований (об этом можно судить по характеру публикаций в социологических периодических изданиях). До сих пор преобладает мнение, что социолог должен ограничиться анализом социальных процессов, а применение результатов -- прерогатива политиков. Однако именно социология вырабатывает особое профессиональное знание, касающееся социальной организации, социальной структуры общества, социального изменения, исключительно значимое для решения вопросов устойчивого развития, являющегося конечной целью социальной политики. Поэтому социологи должны участвовать в формировании философии и политики развития общества, целей и процедур его индуцирования, определяя содержание социальной политики и программ, направляя и контролируя внедрение тех или иных проектов. Социологи способны обеспечить эффективную критику привычной для государственных органов экономократической модели развития. Необходимо восстановить баланс социальной и экономической компонент развития.

Новый этап в исследовании проблем формирования современной российской модели социальной работы приходится на начало 90-х годов. Этот период характеризуется появлением целого ряда теоретико-методологических и прикладных работ по проблемам социальной политики и социальной зашиты. Надо отметить, что большинство работ по исследуемой проблеме принадлежит перу экономистов.

В публикациях анализируется российский опыт в организации системы социальной политики и защиты населения. Сформулирован целый ряд концепций социальной политики (Бурджалов Ф.Э., Гусов К.Н., Карелова Г., Ковалев В.Н., Осадчая Г.И., Павленок П.Д., Потапов Л., Сулейманова Г.В.). Предложена концепция социальной политики и защиты граждан, основанная на положении о необходимости автономии и суверенитета личности и семьи в противоположность патернализму, этатизму и протекционизму, выстраиваются ее основные направления. Также рассмотрены проблемы и перспективы развития системы социальной защиты населения в Тюменской области (Бужница Л.Е., Великопольская Т.А., Исин Р.Х., Остроух М.П., Пискулина М.В., Скок Н.И., Сондыков В.Ф., Терехова Л.В.).

Цель дипломной работы заключается в том, чтобы анализировать практику формирования системы социальной защиты в Тюменской области.

С учетом степени разработанности отдельных вопросов для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

Делись добром ;)