Приёмы адаптации личности к другой культурной среде

курсовая работа

1.1 Понятие, сущность, функции, этапы социокультурной адаптации

Адаптация - понятие многозначное. Это и процесс приспособления к ситуации в связи с её изменениями, и результат данного процесса, т.е. приспособленность к изменившимся обстоятельствам жизни, и действия субъекта процесса адаптации, связанные с его работой над собой с целью приспособления, и, наконец, работа с объектом адаптации, которую осуществляют окружающие его люди.

Термин "адаптация" изначально был применен в биологии относительно процесса приспособления организмов к внешней среде. Позже он был позаимствован социологией и психологией, а также рядом других наук.

Работы по изучению межкультурной адаптации начали появляться в социальной антропологии в первой половине ХХ века, например, работы Роберта Редфилда, Ральфа Линтона, Мелвилла Херсковица. Первоначально феномен межкультурной адаптации рассматривался на групповом уровне в качестве аккультурации: "Аккультурация проявляется тогда, когда группы лиц, имеющие разные культуры, приходят в непрерывное общение с последующими изменениями в оригинальной модели культуры одной или обеих группах" Redfild R., Linton R., Herskovits M. Memorandum for the study of acculturation // American Anthropologist. V. 38. 1936. P. 245..

При этом под аккультурацией подразумевалось взаимное влияние культур с последующим поглощением более слабой культуры. Культура же, согласно американскому психологу Дэвиду Мацумото, есть "совокупность установок, ценностей, верований и поведения, разделяемых группой людей … каждым индивидом, и передаваемых от поколения к поколению". Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. -- СПб.: Питер, 2003. - 718 с.

Аккультурация имеет и такой важный аспект, как разрыв со старой этнической культурой и приспособление к новой. Это процесс обратный инкультурации - процессу вхождения индивида в культуру, овладения новым этнокультурным опытом.

Со второй половины ХХ века интерес к межкультурной адаптации переселенцев появился в психологии. Были проведены исследования приспособления к новой культурной среде индивидов с акцентом на патологические феномены, такие как невротические и психологические расстройства, девиантное поведение: Зигмунд Фрейд, Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и др.

В 60-х годах ХХ века в психологии наиболее известными в области аккультурации стали работы канадского психолога Джорджа Берри. Берри предложил так называемые аккультурационные стратегии, основанные на двух факторах. Первый фактор, влияющий на выбор аккультурационной стратегии - поддержание и развитие этнического своеобразия индивида в обществе. Другой фактор относится к желанию индивида контактировать с другими этносами. В классификации Берри выделяются четыре стратегии, которые являются и возможными последствиями межкультурных контактов для индивида. Такими стратегиями являются ассимиляция, интеграция, сепарация и маргинализация. Berry J. W., Kim U. Acculturation and mental health. In P. Dasen, J.W. Berry, N. Sartorius (Eds.), Health and cross-cultural psychology. London, 1988.

Развивая идеи Берри о стратегиях аккультурации, У. Серл и К. Уорд выделили два типа приспособления: психологическую и социокультурную адаптации.

Сегодня под социокультурной (межкультурной) адаптацией личности понимают приспособление индивида (адаптанта) или группы к условиям новой социокультурной среды, т.е. к новым ценностям, нормам поведения, традициям, ритуалам.

Успешность адаптации определяется верно выстроенными методами, приемами, помогающими достижению социальной и психологической интеграции с другой культурой без потери богатств собственной.

Само понятие успешности адаптации, говорит о её значимости для социокультурной жизни общества. Поэтому выделяют ряд значимых функций межкультурной адаптации:

праксиологическую (предполагающую творческое преобразование адаптанта и адаптивной среды в ходе их взаимодействия);

коммуникативную (общение, передача информации в пределах обществ);

аксиологическую (ценностно-ориентационную);

нормативно-регулятивную;

социализационную (социокультурная адаптация фактически способна привести к освоению новых атрибутов культуры, новых социальных ролей и поведенческого репертуара);

психокоррекционную функцию (преодоление психологического дискомфорта в новой среде, достижение позитивного психоэмоционального состояния адаптантов);

социально-перцептивную функцию (формирование образов восприятия чужого окружения и самоощущения в другой культуре);

функцию социальной мобильности (обеспечение той или иной меры продвижения адаптантов в системе социальной стратификации, обретение ими определенного социального статуса в новой среде). Самара Г.Н. Социокультурная адаптация в современном российском обществе // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2006. № 3. С. 56-62

Финские социальные педагоги М. Коксинен и В. Раутен выделили четыре стадии социокультурной адаптации переселенцев в новой стране:

фаза первой реакции;

фаза социальной адаптации;

контрастная фаза;

фаза реабилитации. В. Раутен, М. Коксинен. Деятельность социального педагога по социокультурной адаптации учащихся иностранцев. Методологические основы социальной работы - М.:, Просвещение, 1991. - 362 с.

Первая фаза, наступающая при первом контакте с чужой культурой, характеризуется снижением социальной активности личности на фоне психологического диссонанса, деперсонализации. Она длится обычно от одной - двух до трёх недель.

Вторая фаза - фаза социальной апатии. В этот период продолжает действовать защитный механизм одного из компонентов личности - "эго". Вторая фаза выражается особенностями, которые оказываются типичными для всех категорий иностранцев, - возрастает автоматизм в выполнении жизненно необходимых функций; избыток новой информации рождает притупление к всякого рода информации, в связи с чем, иностранцы часто перестают включать радио, телевизор, становятся инертными на учебных занятиях; рождается ощущение ирреальности происходящего; превалирующим становится желание поскорее прожить начавшийся день; резко ухудшается память - механизм регуляции поведения, а, следовательно, социальной адаптации; снижается потребность в сексуальных контактах.

Первую и вторую фазы адаптации проходят, как правило, все иностранцы в чужой для них стране, но продолжительность этих фаз индивидуальна для каждого. Однако выходцы из стран Западной Европы, США, Канады, как правило, переживают первую фазу за несколько дней, а вот выходы их стран Восточной Европы, Африки - гораздо дольше.

Третья фаза - контрастная. Собственно, это продолжение второй, но адаптация в этот период может либо продолжаться в форме затянувшейся апатии, либо смениться агрессией. В некоторых случаях эта фаза отсутствует.

адаптация социология культурная среда

Во время третьей фазы преобладают в основном социобиологические потребности (в пище, сне, отдыхе), которые могут принять и агрессивный характер, если что-то мешает их удовлетворению. Это тоже один из механизмов защиты. Третья фаза характеризуется также нарушением целостности взаимосвязи индивида со средой: отсутствует полноценное общение, имеет место языковой барьер. Истоки появившейся агрессивности, конечно же, социальные. В это время идёт интенсивный поиск своего "я", своего места в жизни другой страны.

Третья фаза либо отсутствует, либо очень непродолжительна у представителей стран Западной Европы, США, Канады. У остальной группы иностранцев отмечается, как правило, как деструктивная агрессивность, так и затянувшаяся апатия.

Четвертая фаза - фаза реабилитации. В этот период происходит интенсивное удовлетворение социальных потребностей, возрождается социальная активность и способность к креативной деятельности, также происходит понимание и принятие обычаев, традиций и стереотипов новой культуры.

Таким образом, четвёртая стадия, стадия реабилитации является целью при адаптации личности к другой культурной среде. И достижение этой фазы должно быть не слишком растянутым во времени, с возможным пропуском третьей фазы. То есть индивиду необходимо пройти путь от подготовки к адаптации до наиболее успешного варианта адаптации - интеграции в новое общество, испытав на себе культурный шок, происходящий от несоответствия ранее освоенных форм культурной деятельности новым условиям социокультурной среды. Изменения личности при адаптации охватывают все уровни личностной сферы - когнитивную, эмоциональную, ценностную, поведенческую, и могут являться критериями адаптированности. Рассматривая процесс адаптации необходимо принимать во внимание факторы адаптации - условия, влияющие на значения показателей адаптации.

Согласно диспозиционной концепции личности профессора В.А. Ядова адаптация человека к новым социокультурным условиям происходит также в четыре этапа: сначала возникает эмпатия, затем - ситуативная адаптация, после - надситуативная адаптация, которая завершается полной адаптацией, аккультурацией.

Этот процесс обеспечивается благодаря тому, что иерархия или диспозиция личности включает три уровня: высший, средний и низший. На высшем уровне индивид усваивает общечеловеческие культурные и социальные нормы, ценности, на среднем - социокультурные установки поведения в типичных ситуациях. А на низшем - формирует конкретные модели поведения в тех или иных частных ситуациях. Когда индивид попадает в новую культурную среду, диспозиция личности нижнего уровня позволяет ему произвести начальное приспособление к новым условиям в процессе ситуативной адаптации. Постепенно происходят изменения в среднем, а также частично высшем диспоцизионном уровне личности, выражающиеся в надситуативной и полной адаптации личности.

Среди важных факторов социокультурной адаптации необходимо отметить:

факторы информированности мигранта, то есть количество информации о стране миграции, о ее культуре, доступность, полезность информации, соответствие информации цели миграции;

факторы социальных навыков - развитость у переселенца навыков восприятия и построения взаимоотношений с окружающими;

факторы "культурной дистанции" (отдаленности или близости культур) - общие характеристики новой культуры, быта, например, особенности пищи, одежды, жилища, экономики, транспортной системы, личных семейных и деловых взаимоотношений, в т. ч. с учетом половозрастной специфики, системы управления. Игнатова Ю.Е. Социальная адаптация трудовых мигрантов: понятие, сущность и стратегии // Труды Академии управления МВД России. 2009. № 4. С. 113-117

Также целесообразно упомянуть в числе факторов, определяющих темпы адаптации:

1) тип культуры (традиционный или инновационный). Носители традиционных культур медленно проходят адаптацию к новой среде или вовсе игнорируют адаптацию, осознавая преимущества своей культуры (например, представители исламских стран в Европе);

2) характер проживания (концентрический или рассеянный). В условиях концентрического диаспорного проживания темпы адаптации будут медленнее, поскольку сохраняется возможность поддерживать связи с прежней языковой и культурной традицией;

3) отношение к межэтническим бракам, как основным каналам адаптации.

Вывод: на сегодняшний день в социологии под адаптацией личности к другой культурной среде, межкультурной адаптацией понимается приспособление индивида к новой культуре с её традициями и ценностями, которое обладает рядом важных функций и происходит в четыре этапа. Первый этап - фаза контакта, второй этап - фаза социальной (ситуативной) адаптации, третий - контрастная фаза (надситуативная адаптация) и четвертый - реабилитация (аккультурация), которая и является целью межкультурной адаптации личности. Успешность последнего этапа и всего приспособления зависит от факторов, в которых оно протекает, а также от методов адаптации и может выражаться в изменении эмоциональной сферы, поведения индивида, что является критериями адаптации.

Делись добром ;)