В.О. Ключевский и историческая социология в России

реферат

Введение

Современный этап развития отечественной социологии характеризуется повышенным интересом к наиболее ценным результатам деятельности ученых конца XIX - начала XX века. Идет активное изучение разработанных ими методологии эмпирических исследований, интерпретации социальных фактов, построения социологических теорий и парадигм. Все это имеет положительное значение для становления и укрепления методологических позиций современной российской социологии. В этом контексте не следует забывать о наследии ученых, труды которых были забыты, либо искажены и значение творчества которых осознается только в последнее время. В частности, на рубеже XIX и XX веков в России возникло новое научное направление, именуемое государственной школой, представленной такими именами, как В.О. Ключевский, Б.Н. Чичерин, С.М. Соловьев, А.Д. Градовский. Именно это научное направление составляет тот реальный научный базис, без которого трудно представить дальнейшее развитие социологии. Государственная школа - центральное научное течение русской исторической мысли второй половины XIX века. Она имела ярко выраженные признаки самостоятельного научного направления: специфический предмет и метод исследования, наличие длительной традиции. Предметом её изучения являлся, главным образом, русский исторический процесс, методом - философия немецкого идеализма, а традиция представлена рядом поколений историков, философов и юристов.

В.О. Ключевский, выдающийся русский историк, одним из первых отечественных учёных поставил вопрос о социологическом методе в истории. У него нет работ непосредственно по социологии, но всё его творчество пронизано социологическим методом исследования истории. Василий Осипович Ключевский (1841-1911) вошел в нашу историю как выдающийся ученый и талантливый педагог. Автор "Курса русской истории", "Сказания иностранцев о Московском государстве", "Древнерусские жития святых как исторический источник", "Боярская дума древней Руси", статей по истории, филологии и педагогике. Научные труды великого историка и гражданина внесли огромный вклад в развитие исторической науки и не потеряли своего значения и новизны в наше время. "Меня отпевают и даже готов мне памятник. Но я еще не умер и даже не собрался умирать. Напротив, я жить хочу или, по крайней мере, долго умирать, но не скоро умереть". Более столетия это имя имеет свою историю. При жизни ученого оно было широко известно и пользовалось огромной популярностью. Современник В.О. Ключевского, академик Императорской Российской Академии наук А.С. Лаппо-Данилевский писал в статье, посвящённой памяти учёного: «В лице В.О.Ключевского Россия лишилась человека с ярко выраженной индивидуальностью и крупным талантом: своеобразный творческий ум и научная пытливость соединялись в нём с глубоким чутьём исторической действительности и с редким даром художественного её воспроизведения. Русская историческая наука многим обязана Ключевскому и, конечно, не замедлит надлежащим образом оценить его заслуги и разобраться в той массе мыслей, наблюдений и выводов, которые он с таким мастерством расточал на своих лекциях и в своих научных трудах, всегда возбуждая умственную деятельность слушателей или читателей, часто очаровывая их яркостью образов и оживлённостью своей речи» (8. С. 50). В 1920-1940-х годах в общей критике всего культурного и научного наследства, оставшегося нам, творчество В.О. Ключевского оценивалось очень по-разному, часто двойственно, но для всех критиков было очевидным его научное значение. С 1950-х годов, когда началось глубокое изучение его творчества, вновь возрос интерес к имени историка среди широкой массы читателей, и в настоящее время оно стоит в ряду крупнейших деятелей русской и мировой культуры (1. С.5). Будущий историк родился в 1841 году в семье рано умершего сельского священника. Детство его прошло в жестокой нужде. Преодолев свое заикание, трудности учения, с отличием окончил в 1856 году Пензенское духовное училище и поступил в духовную семинарию. Семейные бедствия сильно отразились на физическом состоянии мальчика, но уже при окончании уездного училища и, особенно в семинарии он стал резко выделяться среди своих сверстников и со второго года семинарского обучения сам стал давать уроки. В 1861 году Ключевский, не желая стать священником, оставил семинарию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета, который окончил в 1865 со степенью кандидата и был оставлен на кафедре для подготовки к профессорскому званию и написанию магистерской диссертации на тему “Жития святых как исторический источник”. Под пером Ключевского эта, казалось бы, узко источниковедческая и связанная с богословием тема получила неожиданную интерпретацию. Автор, демонстрируя свое умение работать над источниками, основное внимание сосредоточил на истории хозяйственного освоения земель связи с историей монастырей, а не на жизнеописании их основателей. В своём исследовании автор впервые задался мыслью исследовать историю колонизации на Восточноевропейской равнине и сделал первый шаг к созданию своего концепционного взгляда на основу исторического процесса в России (1. С. 8). Изучение рукописей Соловецкой библиотеки дало историку материал для небольшого специального исследования «Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае». В.О. Ключевский изучил деятельность этого монастыря в тесной связи с проблемой колонизации Поморья. Разбросанность поселений обусловливалась главным образом особенностями Поморского края, обилием рек и в первую очередь близостью моря, свойствами почвы. Народ, а не государство является творцом колонизации, а сам процесс обусловливался, по мысли историка, природными условиями и ростом народонаселения (7. С. 41-42).

Можно только удивляться огромной работоспособности Ключевского. В период своей научной деятельности ученый читал лекции в московском Александровском военном училище, в Московских Высших женских курсах, возглавлял кафедру в качестве приват-доцента (позже профессора) русской гражданской истории церковно-исторического отделения Московской духовной академии в Сергиевом Посаде. Позже Ключевский становится профессором Московского университета. Кроме того, в 1893 году он повелением Александра III преподавал историю сыну императора Георгию и возглавлял Общество истории и древностей российских при университете. Как преподаватель Ключевский пользовался необычайной популярностью среди студентов. Его лекции были событием для слушателей. Умение заворожить аудиторию, объяснялось не только лекционным даром, но и глубоким знанием материала. Он так красноречиво и остроумно повествовал о русской истории, что на его лекции в Московский университет сбегались москвички, переодетые мужчинами. В МГУ тогда девиц не пускали! По свидетельству коллег, Ключевский буквально "опустошал другие аудитории", читать лекции с ним в одно время было немыслимо. И это естественно, так как он следовал в педагогической работе важному правилу, которое сам и сформулировал: "Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь". В сущности, любой учитель в начале своей деятельности должен доказать ученикам нужность преподаваемого им предмета. Ключевский об истории отзывался: «Прошедшее надо знать не потому, что оно прошло, а потому что, уходя, оно не убрало своих последствий». Как человек трезво мыслящий, он замечал, что политики или вечно искажают историю или вообще её отрицают. Поэтому надо слушать не политиков, а документы. В каком объёме преподавать детям историю? В таком, чтобы научить их мыслить, опираясь на этот самый исторический «документ». Тогда они не станут ни «доморощенными философами», ни орудием в чужих руках. А вот если смотреть на «вещи свысока, с высших точек зрения», по верхам, то, выражаясь афоризмом Ключевского, увидишь лишь «геометрические очертания вещей» и не заметишь их самих. А историю надо видеть как бы изнутри самой истории. Василий Осипович никогда не садился перед учениками, играл своим голосом, не торопился, умел собственными афоризмами оживить приуставших слушателей. Но главный успех его лекций по русской истории заключался в том, что он в деталях видел то, о чём рассказывал, буквально чуял дух исторической эпохи. Поэтому Ключевский смог оставить нам и свои живописные «Исторические портреты», и строгий «Курс истории», то есть свой, личный и достаточно независимый взгляд на путь России. Ведущий лектор четырех высших учебных заведений Москвы, он еще принимал участие и в политической жизни империи. В 1905 году участвовал в работе комиссии по пересмотру законов о печати и по проекту учреждения Государственной думы и ее полномочий. Ключевский, разделяя либеральные взгляды, вступил в партию кадетов и неудачно участвовал в выборах в I Государственную думу. По своим политическим взглядам, как мы видим, он был либералом. Однако лидер кадетов П.Н. Милюков отмечал, что Ключевский был ближе к демократически-народническому течению. Вероятно, ученый был сторонником нейтралитета по отношению к политическим направлениям в общественном движении России того времени. Знакомство в студенческие годы с Н.А. Ишутиным и членами его кружка, сочувствие идеям Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова не мешало ему принимать участие в либеральном движении. Он видел недостатки политических сил, вступивших в борьбу между собой в начале века. От него доставалось всем. "Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее", - характеризовал он революционный лагерь. В либеральном движении отметил, что "...либеральные дураки... недовольны всем настоящим, а прошлое ругают за то, что не похоже на настоящее". О политических партиях начала XX века он отзывался почти в духе нашего времени: "У нас политические партии - не порядки убеждений или образы мыслей, а возрасты или экономические положения". Большой вклад внес ученый в педагогическую науку, сформулировав главное условие успешного воспитательного и образовательного процесса, которое не устарело и сейчас: "семья и школа - не сожительницы и не соперницы; это - соседки и сотрудницы". Формирование мировоззрения В.О. Ключевского происходило в переломную эпоху отечественной истории, в условиях пореформенной России конца XIX - начала XX века, когда обострилась идеологическая борьба между материалистическим пониманием истории и идеалистическим объяснением общественного развития. Однако Ключевский выступил как оригинальный мыслитель, который пошел своим путем и стал разрабатывать методологические принципы, отличающиеся от общепринятых.

В.О. Ключевскому удалось усвоить прогрессивные традиции отечественной науки. Не противопоставляя историю и социологию, он создал новую оригинальную концепцию, на основе которой было рождено новое направление в науке - историческая социология.

Делись добром ;)