Проблема социального сиротства в современной России

курсовая работа

2.2 Деятельность общественных организаций

Негосударственный путь решения проблемы социального сиротства включает в себя деятельность общественных организаций, а также отдельных граждан.

Так, например, проведя исследования, было выявлено три вида помощи, которую готовы оказать жители города беспризорникам См.: Бреева Е.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования // Социологические исследования. 2004, №4. С. 51.:

1. Единовременные акции:

· организация сбора вещей;

· кормление беспризорного ребенка;

· общение с ребенком;

· периодическое посещение приюта;

· перевод в приюты денежных средств.

2. Постоянная помощь - это либо усыновление ребенка, либо устройство на работу в приют.

3. Добровольная общественная помощь по месту проживания ребенка в профилактических целях - это помощь детям группы риска у себя в подъезде, доме, ДЭЗе, микрорайоне, а также создание группы добровольных помощников беспризорным детям у себя в районе.

Часто добровольные порывы граждан выливаются в общественные движения. Так возникло общественное движение неравнодушных родителей «Солнечный круг». Данное движение помогает пробуждать у людей желание действовать, а именно с него начинается участие в общественной жизни дома, двора, а потом уже и целой страны, оно же побуждает человека к гражданской активности, что способствует становлению гражданского общества См.: Хухлина В. Солнечный круг // Социальная работа. 2006, №3. С. 46..

Важной составляющей активной позиции неравнодушной родительской общественности, которая вовлечена в работу движения «Солнечный круг», является формирование безопасного реабилитационного пространства жизнедеятельности семьи.

В деятельность движения «Солнечный круг» входит:

· опека и координация решения проблем детства;

· профилактика раннего социального сиротства;

· создание условий для согласованного взаимодействия детей и взрослых, которое нацелено на формирование гражданственности, ответственности за судьбу того, кому была оказана помощь.

Целью движения является объединение усилий родительской общественности Москвы в содействии в помощи детям и семьям, которые попали в трудную жизненную ситуацию, по месту жительства при участии общественных, государственных организаций и учреждений, при содействии органов государственной власти и органов местного самоуправления См.: Там же. С. 47..

Помимо того, что движение объединяет общественные инициативы снизу, стимулирует людей к участию в гражданской жизни общества, оно также ищет и пробует новые технологии в работе с детьми и взрослыми. Среди которых проведение Акций («Дари детям тепло», «Ничейных детей не бывает», «Не спаивайте наших детей», «Здравствуй, Новый год», «Теплый дом», «Алло, бабушка» и т.д.), подготовка и реализация проектов, консультирование, организация деятельности «солнечных гостиных» и др.

Создание таких гостиных имеет огромное значение в работе с детьми. Так как они являются местом, где можно провести время в свое удовольствие. Ребенок не праздно гуляет по улицам, а занят интересующим его делом. Здесь можно отметить день рождения, поговорить по душам, попить чай, воспользоваться бесплатными услугами Интернета и просто получить поддержку и помощь. См.: Хухлина В. Солнечный круг // Социальная работа. 2006, №3. С. 47. В «солнечных гостиных» может быть оказана методическая, психологическая, юридическая, информационная поддержка всем тем, кто в ней нуждается.

Таким образом, гостиные являются особым центром, где все неравнодушные люди могут найти занятие, которое отвечает их интересам, потребностям, наклонностям.

Из всего вышесказанного видно, что социальный проект «Солнечный круг» выступает качественной социальной технологией. Он способствует созданию реабилитационного пространства жизнедеятельности людей. Это очень яркий пример того, как эффективно и равноправно могут сотрудничать государство и общество, и сотрудничество это приводит к действительным и хорошо заметным результатам. Движение действительно помогает людям, которые нуждаются в помощи, кроме того, оно пробуждает в людях активность и неравнодушие. А именно это неравнодушие людей в сотрудничестве с деятельностью правительства способно уменьшить масштабы социального сиротства в нашей стране.

Помимо небольших общественных региональных движений существуют крупные негосударственные программы, которые решают проблемы профилактики социального сиротства в нашей стране. Примером такой программы является программа «Помощь детям-сиротам в России» (АРО), она реализуется с 1999 года Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения, финансируется же Агентством США по международному развитию.

В деятельность Национального фонда защиты детей от жестокого обращения входит См.: Дубровская М. Профилактика социального сиротства // Социальная работа. 2006, №1. С.58.:

· вовлечение в решение проблемы социального сиротства все общественные сектора;

· поддержка реформы системы социальной защиты детства;

· инновационная работа на местном и на федеральном уровнях;

· оказание экспертных и консультационных программ;

· распространение информации и аналитических материалов;

· реализация образовательных программ.

Важным пунктом деятельности Национального фонда защиты детей от жестокого обращения является то, что фонд не только помогает государственным учреждениям и некоммерческим организациям в работе с детьми-сиротами, но и стремится поддержать проекты, которые препятствуют появлению новых сирот в России.

Начальным этапом работы Фонда является создание прочных механизмов для признания и распространения новых подходов в профилактике социального сиротства. Далее распространяется инновационный опыт через публикации в прессе, в местных средствах массовой информации, сайт Программы АРО, а также выпуск книг.

Работа по профилактике социального сиротства ведется по следующим направлениям См.: Дубровская М. Профилактика социального сиротства // Социальная работа. 2006, №1. С.58.:

· работа с неблагополучной семьей с целью предотвращения безнадзорности детей;

· организация досуга детей и подростковой занятости;

· помощь семьям, воспитывающим ребенка-инвалида для того, чтобы не допустить отказа родителей от ребенка;

· помощь в обеспечении семейного жизнеустройства детям, которые нуждаются в государственной защите (поддержка замещающих семей: патронатных, приемных, семейно-воспитательных групп);

· социальная адаптация выпускников детских домов и школ-интернатов;

· профилактика социального сиротства детей, рожденных ВИЧ-инфицированными матерями.

Центральное внимание в работе по социальной защите детства уделяется не отдельному ребенку, а семье, так как эффективная помощь ребенку возможна только после помощи всей семье. «Спасая семьи, мы спасаем детей» См.: Там же. С.59..

Помимо создания новых услуг и учреждений, фондом модифицируются уже существующие организации и услуги.

Инновационным предложением фонда стало применение такого механизма как конкурсы консолидированного бюджета, который складывается из бюджетных средств, средств местного бизнеса, поддержки Фонда. Эта инновация является способом поддержки инициативных руководителей и специалистов региона. С ее помощью можно «заказать» необходимые виды услуг. В итоге получается сотрудничество тех, кто готов помочь материально, и тех, кто хочет развить работу в направлении помощи и поддержки нуждающимся в них. Когда проект уже разработан и реализуется, его можно будет постепенно переводить на бюджетное финансирование.

Конечно, только приказами дела не уладишь, необходимо еще и работа с персоналом, то есть необходимо его личное участие и частная инициатива.

Это происходит примерно так. Местное руководство выявляет то, чего не хватает в системе профилактике, и, как правило, тут же находятся и инициативные люди, которые собираются для создания проекта, и, когда он реализуется, появляется новая услуга или новое учреждение, или модифицируется работа старого.

Необходимо к тому же выстраивание вертикали социальной защиты детства, которая была бы вынесена из ведомств, с наличием своих выделенных задач, что поможет в решении проблемы сиротства. Таким образом работа строится в Новгороде, Перми, Томске, в Хабаровске и во многих других регионах.

После построения этой вертикали необходимо создание новых учреждений для решения назревших проблем или делегирование новых функций существующим учреждениям.

Вертикаль органов власти опирается на горизонталь из уполномоченных учреждений См.: Дубровская М. Профилактика социального сиротства // Социальная работа. 2006, №1. С. 60.

Для таких преобразований, особенно на начальных этапах, нужны крупные вложения, но региональные руководители не находят средств даже на первоначальные вложения. Поэтому ситуация на первый взгляд выглядит безвыходной. Однако выход из нее даже не один. Во-первых, это систематическое, постепенное выделение средств на новые услуги и учреждения, которые поддерживали бы неблагополучные семьи. И, во-вторых, это привлечение внебюджетных инвестиций (поддержка Национального фонда).

Работа Национального фонда защиты детей от жестокого обращения не проходит бесследно. Так в ноябре 2005 года «подписано распоряжение губернатора Томской области о создании областной системы профилактики социального сиротства, в Хабаровске создана база для разработки и принятия городской программы профилактики социального сиротства, в Магадане разрабатывается муниципальная модель профилактики социального сиротства» См.: Там же..

Делись добром ;)