logo
Взаимодействие государственных и негосударственных институтов в воспроизводстве здоровья населения

2.2 Механизм взаимодействия государственных и негосударственных институтов в воспроизводстве здорового населения

Одной из приоритетных задач реформирования здравоохранения является создание цивилизованного внебюджетного сектора здравоохранения (государственного и частного).

Достичь этого можно следующими способами:

увеличить число государственных унитарных предприятий, полностью финансово и организационно независимых от бюджетных учреждений здравоохранения, исключив возможность сокращения объемов бесплатных услуг;

создать условия для развития негосударственных медицинских организаций;

стимулировать спрос на платные медицинские услуги путем научно-обоснованного упорядочивания существующих налоговых льгот для юридических и физических лиц, оплачивающих эти услуги;

проводить взвешенную политику в области ценообразования медицинских услуг.

Выход из медико-демографического кризиса напрямую зависит от успешного решения широкого круга задач социально-экономического развития (обеспечения стабильного экономического роста, роста реальных доходов и благосостояния населения, снижения уровня бедности и уменьшения дифференциации по доходам, интенсивности развития человеческого капитала и создания эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки и т.д.) [16].

Меры по улучшению демографической ситуации должны носить комплексных характер, связанный с переориентацией целевых программ на решение задач демографической политики с учетом региональной специфики [10]. В качестве приоритетных направлений по улучшению уровня здоровья населения и стабилизации медико-демографических процессов можно выделить следующие подходы:

- улучшение материального благосостояния населения;

- реструктуризация распределительных процессов, повышение прожиточного минимума, рост минимальной оплаты труда;

- улучшение жилищных условий;

- поддержка института семьи, поощрение более высокой рождаемости через экономические и социальные воздействия;

- повышение эффективности здравоохранения и санитарной культуры общества, увеличение государственных расходов на здравоохранение;

- развитие самосохранительного поведения в обществе (создание предпосылок для внимательного отношения населения к своему здоровью и сокращению вредных привычек);

- государственная политика в сфере производства, оборота и потребления алкоголя, меры по профилактике и ограничению курения табака, формирование у людей установок здорового образа жизни и принятие мер по обеспечению доступности для населения занятий спортом и физической культурой, пропаганда здорового питания;

- снижение уровня смертности населения от травм и острых отравлений, улучшение условий труда и сокращение травматизма на производстве;

- морально-этическое воздействие, в том числе через религиозные установки [17].

Механизм взаимодействия государственных и негосударственных институтов в воспроизводстве здорового населения функционирует на основе комбинирования различных форм регулирования:

Защитное регулирование предназначено для недопущения и ограничения действий, которые создают угрозу для социального благополучия различных групп населения. Оно осуществляется через создание и поддержание правовой базы, обеспечивающей реализацию социальных норм, принципов, гарантий и прав граждан страны в сфере социально-трудовых отношений. Поощрительное регулирование способствует созданию условий, в которых могут существовать и развиваться определенные формы деятельности, например региональные программы поддержки малого бизнеса.

Ограничительное регулирование имеет целью создать препятствия отдельным лицам или группам людей действовать таким образом, чтобы они могли получить преимущества по сравнению с другими (запрет на совмещение депутатской и предпринимательской деятельности, это распространяется и на госслужащих).

Директивное регулирование предполагает руководство трудящимися в тех направлениях, которые, по мнению правительства или согласно заявлениям трудящихся, могут соответствовать их интересам (трудовое законодательство, тарифные ставки, выходные и праздничные дни и др.).

Финансовое регулирование (налоги и субсидии) позволяет стимулировать рост занятости за счет создания новых рабочих мест, выхода предприятий из сферы «теневого» использования рабочей силы, повысить активность граждан по поиску доходного занятия и т.д.

Специфика политического регулирования всегда связана с особенностями государственного и политического устройства той или иной страны. Влиятельные политические силы формируют и реализуют подходы к регулированию рынка труда на основе социально-экономических приоритетов развития государства.

На государственном уровне разработан и принят ряд законов, регулирующих социальные отношения в сфере здравоохранения и направленных на улучшение здоровья населения и повышение демографической безопасности страны. В их числе: Законы Республики Беларусь «О здравоохранении», «О санитарно-эпидемическом благополучии», «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека», «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь», «О демографической безопасности Республики Беларусь», «О государственных минимальных социальных стандартах» и некоторые другие. В соответствии с перечисленными законами в целом расширился круг прав граждан в сфере охраны здоровья, более определенными стали цели, приоритеты, принципы и нормы политики здравоохранения, повысилась ответственность за здоровье человека всех субъектов социальных отношений. Осуществляется модернизация отрасли. Развивается и укрепляется ее информационная инфраструктура, создана и функционирует многоуровневая система социально-гигиенического мониторинга, позволяющая контролировать параметры среды обитания человека и изучать их влияние на состояние здоровья. Укореняются нормы и практики международного и межведомственного сотрудничества, в том числе в сфере научных исследований и подготовки кадров [17].

На уровне социальной политики государства осуществляются масштабные меры по социальной (факторной) профилактике заболеваний. В соответствии с известными в мировой и отечественной науке данными об основных причинах ухудшения состояния здоровья людей и рекомендациями ученых осуществляется комплекс мер, направленных на уменьшение негативного влияния экономических, экологических и социальных факторов. Осуществляется контроль за дифференциацией доходов населения (индекс Джини, который характеризует степень неравномерности распределения доходов между отдельными группами населения, в Беларуси равен 0,265, что соответствует критерию оптимальности) [1, с. 168].

Установлен государственный контроль и регулирование цен на основные продукты питания, включая мясо и овощи. Осуществляются масштабные меры, направленные на преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС, реабилитацию пострадавших территорий и социальную поддержку населения. Предпринимаются меры, нацеленные на предотвращение чрезвычайных ситуаций и повышение безопасности условий труда и учебы.

Развивается социальная инфраструктура в сельской местности и малых городах. Осуществляются мероприятия, направленные на реализацию государственных минимальных социальных стандартов. Улучшаются условия для занятий физической культурой и спортом. При государственной поддержке проходят оздоровление школьники и матери с малолетними детьми. По актуальным вопросам здоровья через средства массовой информации организовано информирование населения ведущими специалистами системы охраны здоровья.

В соответствии с Концепцией развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003-2007 годы осуществлен комплекс мер, направленных на повышение качества медицинской помощи и эффективности функционирования здравоохранения. В их числе: мероприятия, направленные на децентрализацию внутренней структуры здравоохранения; преодоление диспропорций в распределении ресурсов и их рациональное использование; развитие амбулаторной помощи и стационарозамещающих технологий; импортозамещение и расширение производства отечественного оборудования и лекарственных средств; развитие профилактических и реабилитационных технологий; расширение доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам.

На уровне органов исполнительной власти субъектов РБ главными задачами в области улучшения демографической ситуации являются:

разработка и реализация региональных программ улучшения демографической ситуации;

разработка и реализация территориальных целевых про грамм в области народонаселения, здравоохранения, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, включая программы, направленные на улучшение положения семьи и детей;