logo
Проблемы ксенофобии и пути их разрешения

2. Закономерности возникновения и развития ксенофобии

Считается, что в основе ксенофобии лежит триада - гнев, отвращение, презрение. Эти эмоции образуют несложный поведенческий комплекс, обусловленный, вообще говоря, личностным и коллективным уровнем тревожности и агрессии. Чем более высока тревожность, тем более подсознание пытается вылезти из ловушки за счет вытеснения причины беспокойства. На коллективном уровне тревога выливается в «поиск виноватых». Взяв такой психологический аспект, надо понимать ксенофобию именно как фобию, то есть страх, растормаживающий подсознательные реакции, страх иррациональный и оттого не имеющий обоснования и направления. Поиск торможения, способа нейтрализовать страх, ведет к ненаправленной агрессии. Тогда возникает психологическая основа инстинктивной ксенофобии. На нее могут накладываться исторически обусловленные формы этнического антагонизма, которые могут проявляться совсем не в форме фобии, а скорее вспышками неприязни, спорами и мифологизированием истории взаимоотношений. Таковы, например, грузино-армянская, тюрко-арабская, еврейско-арабская неприязнь, как правило, взаимного характера [4].

Существуют некоторые общие закономерности зарождения и развития ксенофобии. Основной принцип заключается в том, что ксенофобию невозможно внушить людям без ряда аргументированных причин. Для возникновения ксенофобской идеологии, чреватой кровопролитием, необходима систематизация социальных фобий или рефлексов. Необходимо различать два довольно разных явления. Это инстинктивная ксенофобия и ксенофобия-идея - неосознанный социальный рефлекс и идеология этнической вражды.

Инстинктивная ксенофобия в той или иной степени характерна для большинства социумов, в особенности же империй. История знает множество примеров инстинктивной неприязни одного этноса к другому, без, казалось бы, значимых на то причин. В этом случае ксенофобия вытекает из регулярного, обыденного высокомерного отношения к чужим народам. Оно имеет место тогда, когда самооценка народа достаточно высока, и он не видит себе угрозы в чужаках. Как только начинает разрушаться сложная структура, включаются архаические социальные защитные механизмы и люди начинают охранять собственный умалившийся народ или группу от посягательств извне. Наиболее распространенное определение ксенофобии вообще (соответствующее скорее первому, инстинктивному, типу) трактует ее как ответ на растущую конкуренцию за ограниченные экономические и социальные ресурсы.

Идейная форма ксенофобии как раз связана с выходом индивидуальных эмоций на уровень идеи. В отличие от инстинктивной ксенофобии, она не социальный рефлекс, а именно политическая идея, возникающая во времена испытаний и страданий, в пору потрясения государственных основ и самой народной жизни.

Ксенофобию часто отождествляют с национализмом, однако между этими понятиями есть существенное отличие: приверженцы националистических взглядов не обязательно испытывают негативные чувства к другим нациям, этносам или религиям. Национализм наделяет свой народ, нацию определенными положительными качествами, которых, по мнению приверженцев этой идеи, другие народы лишены. В националистическом мировоззрении нет ненависти к другим народам, главная идея - осознать собственную самобытность и уникальность. Истинный национализм в некоторой степени схож с патриотизмом и негативных идей, призывающих к агрессии, не несет. С другой стороны, ксенофобски настроенные люди могут называть свои воззрения «национализмом» с целью маскировки своих истинных намерений. Также ксенофобия в своих конкретных проявлениях граничит и пересекается с шовинизмом [5].

Ксенофобия в основном иррациональна, но может оправдываться некоторыми логическими доводами. Человек может объяснять свою неприязнь к определенной группе тем, что она имеет плохие обычаи, а свое негативное отношение к их обычаям - тем, что их придерживаются плохие люди. При этом ни людей, ни обычаев он может вообще не знать. При личном знакомстве установки часто меняются к лучшему, люди узнают друг о друге и страх перед неизвестным отступает. Это замечено и на примере антисемитизма, и на примере гомофобии.

Предпочитаемые объекты ненависти могут быть разными, направленными на определенные нации или конкретные слои общества, социальные группы, или даже на существ, не принадлежащих человеческой расе. В зависимости от типа поведения, склонности к агрессивному или депрессивному состоянию можно наблюдать ксенофобию в двух формах - скрытую и явную. При скрытой форме ксенофобии у индивида проявляется пассивно-депрессивное состояние, негатив к «чужакам» выражается, в основном, вербально и действиями не подкреплен. Явная форма ксенофобии гораздо опаснее для общества, так как побуждает человека совершать конкретные действия, направленные против объектов его неприязни.

Жестокость и агрессивность всегда были характерными чертами группового поведения как подростков и юношей, так и людей более старшего возраста. Это и жестокое внутригрупповое соперничество, борьба за власть, борьба (зачастую без правил) за сферы влияния между разными группами и так называемая «немотивированная агрессия», направленная часто на совершенно невинных, посторонних людей.