Проблемы социальной адаптации религиозных сектантов в социуме: социально-антропологический подход

курсовая работа

2.1 Психологические особенности адаптации религиозных сектантов в социуме

Что означают слова "зомбированные", "запрограммированные", применяемые для характеристики адептов религиозных сект?

В своей работе "Социодинамическая психиатрия" известные психиатры Цезарь Петрович Короленко и Наталья Витальевна Дмитриева пишут о том, что "участие в сектантских группах приводит к появлению эмоциональной регрессии, в процессе которой изменяется точка зрения человека на происходящие в мире события с незаметным, постепенно углубляющимся разрывом с реальностью. Предлагаемое сектами бегство в призрачный мир приводит к самоизоляции и отчуждению. Существует угроза расщепления сознания, что клинически проявляется в появлении психических нарушений вплоть до развития шизофреноподобных состояний. Все это приводит к невозможности справляться с задачами повседневной жизни. По мере потери человеком этой способности у него нарастает отчуждение, снижается толерантность к трудностям". Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В Социодинамическая психиатрия. - М.: Академический проект, 2000. - с.156.

Были известны случаи когда адепты наносили вред здоровью граждан, которые «не желали признавать» их богоподобность, и таких случаев практика насчитывает немало.

Кроме того, человек, испытавший воздействие религиозного культа, выйдя из организации, не будет стремиться найти специалиста-психолога, который помог бы ему справиться с нанесенным психологическим вредом. Всё это происходит просто-напросто по причине того, что в самих культах их последователям внушается неприязнь, недоверие и осторожность по отношению к разного рода специалистам, депрограмматорам и прочим людям, работающим в сфере помощи бывшим адептам сектантских организаций, нуждающихся в реабилитации или же помощи по выходу из какой-либо тоталитарной организации.

Причинение вреда здоровью может иметь разные причины. Например, создание конфликтной, психотравмирующей ситуации в семье вербуемого в связи с разрывом последним отношений с близкими и уходом в секту способно быть источником развития невротических реакций, психогенных декомпенсаций (то есть обнажения под влиянием психической травмы до того скрытых психических изъянов). Кроме того, наблюдаются случаи, когда лицо, порвавшее с сектой и находящееся в состоянии реадаптации после полученных в секте психических расстройств, подвергается попыткам активистов сект вновь вернуть его в свое лоно, препятствуя тем самым скорому и быстрому выздоровлению. Это также может рассматриваться как причинение вреда здоровью. [Электронный ресурс] Кондратьев Ф.В. Современные культовые образования как психолого-психиатрическая проблема. Режим доступа: http://gumer.info/bogoslov_Buks/sekta/kondr/06.php

Немецкий психолог Венди Форд Вольфберг в своем труде Реабилитация пострадавших от психологического насилия как характерные пагубные последствия участия в культах называет такие последствия, как потеря спонтанности(непосредственности, непринужденности) и чувства юмора, психологические: галлюцинации, тревожность, паранойю, дезориентацию и расщепление личности и др.

Здесь можно отметить тот факт, что человеку-участнику секты зачастую бывает очень трудно в принципе найти общий язык с людьми-не представителями его культа. Причина также проста: внутри организации, противопоставляющей себя окружающему обществу, складываются не только другие нормы и ценности, но и социальные, межличностные отношения, тоже далеко не всегда совпадающие с тем моделями отношений, которые существуют в обществе. Об этом подробнее в следующем пункте моей работы.

Делись добром ;)