Программа федерального и регионального материнского капитала в России

курсовая работа

1.2 Обзор мер, предпринимаемых правительством России по стимулированию рождаемости

Как справедливо отмечает Кортнева В.Д. в последние годы в России на уровне государства и общества происходило постепенное осознание необходимости проведения активной семейно-демографической политики, ориентированной на семью с несколькими детьми. Основным объектом семейно-демографической политики с учетом демографической структуры населения остается семья. Это обусловлено серьезной обеспокоенностью российского государства демографической проблемой, сложившейся в стране в последние два десятилетия. Об этой обеспокоенности говорит, во-первых, наличие большого количества государственных программ, направленных на улучшение и стабилизацию демографической ситуации (представлены ниже), а во-вторых, тот акцент, который на протяжении нескольких лет делает в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию Президент РФ Кортнева В.Д. Демографический кризис в России: предпосылки возникновения и перспективы развития // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. История и политология . 2015. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/demograficheskiy-krizis-v-rossii-predposylki-vozniknoveniya-i-perspektivy-razvitiya.

В настоящее время в России существуют следующие государственные программы, направленные на поддержку молодых семей с детьми:

1. Федеральный закон №207-ФЗ от 5 декабря 2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющим детей», а также Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 865 (ред. от 16.04.2008) «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей», а также Постановление Правительства РФ от 12.12.2007 N 862 (ред. от 30.01.2015) «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий», а также Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 873 (ред. от 22.09.2008) «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» предусматривают следующие изменения в отношении выплаты ряда детских пособий:

Родители или другие лица, осуществляющие опеку над ребенком, имеют право на получение пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. Государство обязано выплачивать минимум 1500 рублей за первого и 3000 рублей за второго ребенка. Максимальный размер пособия составляет 6000 рублей. Размер пособия в разных регионах устанавливается в зависимости от минимального и максимального коэффициента ЗП в регионе.

На данный момент устанавливается пособие, при котором семья, усыновившая ребенка, получает финансовые выплаты в размере 8000 рублей. Размер этого пособия равен выплате при рождении ребенка.

Приняты условия выплат субсидий людям из разных субъектов РФ, согласно которым будут выплачены единовременные пособия на обустройство детей, не имеющих родительского попечения.

2. Федеральный закон № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Постановление Правительства РФ № 873 от 30 декабря 2006 г. «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» установили дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей. В законе оговаривается выплата материнского капитала на сумму 250 000 рублей родителям, обзавёдшимся вторым или последующим ребенком. Родители получают материальную поддержку независимо от возраста первого ребенка, но только один раз. Ребенок должен иметь российское гражданство для получения выплаты от государства. Для получения материнского капитала женщина должна подать заявление в Пенсионный Фонд Российской Федерации. Запрос будет обработан в течение 60 дней, после чего родители получат возможность воспользоваться материнским капиталом. В случае смерти матери или же лишения ее родительских прав, отец получает право на использование материнского капитала не зависимо от гражданства. Капитал можно будет использовать лишь по достижению ребенком 3-х лет. Деньги можно потратить по 3 направлениям:

на улучшение жилищных условий;

на образование детей;

на пенсию родителей.

Владельцы сертификатов на материнский капитал имеют право использовать его не сразу, а по частям, постепенно тратя его на разрешенные нужды. Государством приняты поправки в законопроектах, гласящие об освобождении от налогов на время воспитания ребенка. Так, как материнский капитал является специальной выплатой, он также освобождается от налогообложения. В главу 23 части второй Налогового кодекса РФ статьи 219 и 220 Налогового кодекса РФ также были помещены льготы связанные с социальными налоговыми вычетами при получении материнского капитала.

3. Расходы по содержанию ребенка в дошкольном возрасте в детском муниципальном общеобразовательном учреждении падают на региональный бюджет. Постановлением Правительства РФ №846 от 30 декабря 2006 г. «О порядке и условиях предоставления в 2007 году финансовой помощи из федерального бюджета в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» были установлены правила по выплатам субъектами России денег на эти нужды. Размер денежной выплаты определяется средними затратами на содержание ребенка в дошкольном учреждении. Денежная выплата зависит от количества детей. Первому ребенку оплачивается 20% от средних затрат, на второго - 50%, на третьего - 70%.

4. Правительство России принимает меры для расселения детей-сирот по семьям, что также подпадает под программу поддержки материнства в стране. На данный момент эти меры отражаются в региональном бюджете, однако Постановлением Правительства № 842 от 30 декабря 2006 г. предусмотрены правила предоставления в 2007 г. материальной поддержки регионам России.

На реализацию программ, перечисленных выше, в федеральный бюджет на 2007 год были заложены 32 млрд. рублей (без учета бюджета на выплаты по материнскому капиталу). Несмотря на то, что материнский капитал вступает в силу по достижении ребенком 3 лет, но эти затраты определены заранее и составляют 132 млрд. рублей. Следует отметить, что отношение выплат семейного капитала к ВВП всей страны равно 0,7%. Для сравнения, отношение абсолютно всех социальных выплат к ВВП страны в 2005 году составляло 1,5%.

Финансирование мер по поддержке семей с детьми из бюджетов всех уровней в 2007 г.4 Источник: Независимый Институт Социальной Политики Unicef

Рисунок № 2

материнский капитал рождаемость

Главным назначением программы материнского капитала является стимулирование рождения детей. Помогает он следующим образом: семьи, не решающиеся завести детей, из-за материального положения или не готовности к воспитанию получают финансовую помощь со стороны государства и ряд социальных преимуществ.

Согласно статистике Министерства здравоохранения и социального развития РФ за период с января по сентябрь 2010 г. Пенсионный фонд принял 27 тыс. заявок на перечисление средств материнского капитала на счета потребителей. Большая часть этих средств (около 24 тыс. заявок) была потрачена на приобретение жилья и улучшение жилищных условий. Еще 2,8 тыс. заявителей решили использовать материнский капитал для оплаты образования детей, 210 заявок было подано по поводу перевода средств сертификата на накопительную часть пенсии матери Данные Пенсионного Фонда Российской Федерации. Кроме того, статистические данные демонстрируют востребованность "антикризисных" поправок (в 2009 - 2010 гг. было подано 239 тыс. заявлений на погашение ипотечных кредитов; 90% семей, имеющих сертификат, получили выплаты за его счет);

С 2007 по 2013 год обладателями сертификатов стали 4 млн. 822 тыс. человек. Насколько велик охват программой населения, позволяют судить данные выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах (Росстат провел его в начале 2012 года). Около трети женщин (34%), подходящих по формальным критериям, вообще не подавали заявление на выдачу сертификатов материнского капитала. Причем среди тех, кто не оформлял сертификат, максимальной оказалась доля малоимущих сельских семей - 45% (в городе не подавали заявление 34,6% бедных семей).

На первый взгляд кажется, что меры, принятые государством действительно были эффективны. В 2013 году впервые за много лет был зафиксирован естественный прирост населения. В 2014 году рост численности населения также был положителен и составил около 60 тыс. человек. На данный момент прирост населения положителен и составляет 0.04%.

Тем не менее, несмотря на то, что тенденция численности населения начала понемногу изменяться, говорить о том, что Россия окончательно вышла из состояния демографического кризиса все еще рано. С точки зрения истории, причины снижения численности населения в России довольно сложные, и полностью изменить эту ситуацию можно только при условии, что рождаемость будет превышать смертность еще многие годы.

Далее будут рассмотрены исследования эффективности программы федерального материнского капитала в России.

1.3 Анализ эффективности программы материнского капитала в России

Исследование эффективности программы материнского капитала в России было проведено в 2013 году преподавателями Национального Исследовательского Университета Высшей Школы Экономики Анной Юрко и Фабианом Слонимчиком. Анализ был проведен в два этапа: на первом этапе с помощью эконометрических методов была оценена вероятность рождения детей у женщин, которые имеют возможность получить материнский капитал, и сопоставлена с вероятностью рождения ребенка у женщины, которая либо рожает ребенка впервые, либо уже получала материнский капитал. На втором этапе была построена и оценена структурная динамическая модель поведения женщины, в которой женщина, максимизируя функцию полезности, зависящую от потребления, часов работы, числа детей и т.п., принимает решение о количестве детей.

В начале исследования был проведен эконометрический анализ данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ. Была проведена оценка следующих регрессий:

(1)

(2)

где:

birth - величина, равная 1 в случае, если женщина i в период t родила ребенка, и 0 во всех остальных случаях;

post - величина, равная 1 для периода с 2008 Поскольку большая часть родивших в 2007 году женщин забеременела в 2006 году, до появления материнского капитала, оценивать эффект программы для них является нецелесообразным по 2011 год и 0 во всех остальных случаях;

MCelig - величина, равная 1 в случае, если женщина потенциально может получить сертификат на материнский капитал, и 0 во всех остальных случаях;

Age - возраст женщины;

Х - набор контрольных переменных.

Регрессия (1) была оценена только для женщин, потенциально имеющих возможность получить материнский капитал (т.е. имеющих как минимум одного ребенка и не рожавших после 1 января 2007 года). Подобная спецификация регрессии позволяет выделить группу женщин, для которых программа материнского капитала является стимулирующей и посмотреть, наблюдался ли среди них рост рождаемости после введения программы. Таким образом, значимость коэффициента указывает на рост рождений второго и последующего ребенка после введения программы семейного капитала, при этом полагая, что все остальные параметры, которые могли повлиять на рост рождаемости, остались неизменны.

Второе уравнение подразумевает использование метода difference in difference. Данное уравнение было оценено для всех женщин детородного возраста. Спецификация уравнения позволяет проверить, был ли эффект на рождаемость среди женщин, которые потенциально могут получить материнский капитал. В данном случае значимость коэффициента указывает на наличие эффекта материнского капитала на рост рождаемости.

Результаты оценки регрессий методом наименьших квадратов для разных спецификаций переменной возраста и контрольных переменных представлены в таблице ниже.

Таблица № 1 Оценка регрессий методом наименьших квадратов для разных спецификаций переменной возраста и контрольных переменных

1

2

3

4

5

6

7

8

Резуль-таты оценки уравне-ния (1)

0.016

(0.002)

0.017

(0.008)

0.017

(0.008)

0.017

(0.008)

0.017

(0.008)

0.019

(0.008)

0.017

(0.009)

0.016

(0.003)

Резуль-таты оценки уравне-ния (2)

0.018

(0.004)

0.019

(0.001)

0.021

(0.001)

0.022

(0.004)

0.022

(0.001)

0.024

(0.001)

0.023

(0.005)

0.021

(0.005)

Функция возраста

Нет

Квадра-тичная

Груп-пы

Linear Spline

Cubic Spline

Propensity

Score

NN

Matching

NO

Базовые контроли Контрольные переменные включают в себя число детей, образование, опыт работы, национальность, место рождения, семейное положение, проживание совместно с родителями, дедушкой и бабушкой, братьями и сестрами, год, регион, сельская/городская местность.

Нет

Да

Да

Да

Да

Да

Да

Прочие контроль-ные переменные

Нет

Нет

Нет

Нет

Нет

Да

Да

Число наблю-дений

36,659/60,051

33,801/55,535

33,798/55,531

33,801/55,536

33,801/55,536

33,801/55,536

33,755/53,463

33,803/55,535

R-квадрат

0,002/ 0,009

0,030/ 0,083

0,031/ 0,087

0,032/ 0,070

0.031/ 0.069

0.034/ 0.074

0,038/ 0,078

Источник: F. Slonimczyc, A. Yurko Assessing the Impact of the Maternity Capital Policy in Russia Using a Dynamic Model of Fertility and Employment

При оценке регрессий особое внимание уделялось спецификации функции возраста, поскольку это является важным фактором при принятии решения о рождении ребенка. Также в регрессии был включен ряд контрольных фиктивных переменных, таких как семейное положение, регион проживания, стоимость средств по уходу за ребенком и т.д.

В обоих случаях коэффициенты регрессии значимы, а, следовательно, можно сделать вывод о том, что вероятность рождения ребенка у женщин, которые потенциально имеют возможность получить материнский капитал выше по сравнению с теми, кто не имеет права получения материнского капитала. По результатам анализа, наличие программы материнского капитала увеличивает вероятность рождения второго и последующего ребенка на 1,6-2,4%.

Данные регрессий включали в себя женщин возраста от 15 до 49 лет (итого, период 34 года). Результаты оценки регрессий говорят, что в среднем вероятность рождения второго и последующего ребенка у женщин, потенциально имеющих право получения сертификата на материнский капитал больше на 2%. Таким образом, ожидание роста числа детей на одну женщину за весь период ее жизни составляет 34*2% = 0,68. Зная, что приблизительно 58% потенциально имеют право получения материнского капитала, можно сделать вывод о том, что суммарный коэффициент рождаемости должен вырасти на 0,4 рождений на одну женщину.

Однако существует ряд проблем, связанных с использованием данного метода оценки эффективности программы материнского капитала. Во-первых, приблизительно в тот же самый период времени Правительство Российской Федерации приняло ряд мер, направленных на увеличение рождаемости. В частности, минимальный размер пособия по уходу за ребенком для женщин, родивших второго и последующего ребенка, был увеличен по сравнению с минимальным размером аналогичного пособия для женщин, родивших первого ребенка. Во-вторых, понять, насколько программа материнского капитала повлияла на желание женщины иметь больше детей, можно будет только после того, как закончится детородный период женщины, поскольку в настоящий момент рост рождаемости мог быть вызван не желанием женщины иметь больше детей, а решением женщины родить второго ребенка раньше. В связи с этим, статистические оценки могут быть смещены вверх.

В 2008 году опрос Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения включал в себя вопросы касательно программы материнского капитала. Согласно результатам, только 2,8% мужчин и 4,2% женщин согласны с тем, что возможность получения материнского капитала повлияла на желание иметь больше детей. Разница в желаемом количестве детей, между теми, кто признал, что возможность получить материнский капитал повлияла на желание иметь больше детей, и теми, кто не согласился с данным утверждением, составляет 0,2 ребенка для мужчин и 0,3 ребенка для женщин. Среди женщин, которые на момент опроса уже получили сертификат на материнский капитал, только 5,6% согласились с тем, что возможность получить материнский капитал повлияло на решение завести второго или последующего ребенка. Таким образом, результаты опроса говорят о том, что материнский капитал не оказал эффекта на рост рождаемости в России.

Таблица № 2 Результаты опроса о программе материнского капитала

Мужчины

Женщины

Мат. капитал повлиял на решение о количестве детей

2,8% (3,821)

4,2% (3,755)

Среднее количество желаемых детей…

… если респондент заявляет, что мат. капитал не повлиял на решение

1,6 (3,516)

1,6 (3,472)

… если респондент заявляет, что мат. капитал повлиял на решение

1,9 (102)

1,8 (147)

Мат. капитал повлиял на …

… решение родить, забеременеть, усыновить ребенка

-

5,6% (339)

… решение родить ребенка и количество желаемых детей

-

3,0% (303)

… решение родить, но не повлиял на количество желаемых детей

-

3,3% (303)

Источник: F. Slonimczyc, A. Yurko Assessing the Impact of the Maternity Capital Policy in Russia Using a Dynamic Model of Fertility and Employment

На втором этапе исследования была построена динамическая модель, описывающая поведение женщин, которые максимизируют свою полезность за жизненный период c 22 до 54 лет. Функция полезности женщины имеет следующий вид:

Где - ставка дисконтирования. Женщины получают/не получают полезность от потребления (), количества работы (, рождения детей, образования (S), замужества (, стажа работы (), общего числа детей (, возраста младшего ребенка (. Переменная принимает значение равное 1, если наступил 2007 год и 0 в противном случае. Общий доход женщины зависит от часов ее работы, доходов других членов семьи, и от того, получают они материнский капитал или нет. Далее решается и оценивается динамическая модель, которая позволяет включать и не включать наличие программы материнского капитала и смотреть, как изменяется число детей, которое женщина решает иметь. Таким образом, модель позволила оценить, что наличие программы материнского капитала позволило увеличить среднее число детей на одну женщину на 0,15 детей, что соответствует наблюдаемому росту суммарного коэффициента рождаемости.

Исследование эффективности материнского капитала статистическим методом показало, что среди женщин, потенциально имеющих право получить материнский капитал, произошел рост вероятности рождения ребенка по сравнению с женщинами, не имеющими такой возможности (не имеющими детей или уже получившими материнский капитал). Также, построение динамической модели показало, что при наличии программы материнского капитала среднее число детей на одну женщину возросло. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что программа материнского капитала свою цель достигла.

Делись добром ;)